ДелоРазмер имеет значение:
Как я открыла первую
в стране «Презервативную»
Есения Шамонина о роскошных японских контрацептивах и бессмысленной рекламе
наташа федоренко
В рубрике «Бизнес» мы знакомим читателей с женщинами, которым удалось запустить неожиданные, известные или новаторские коммерческие проекты и успешно их развивать. В этом выпуске мы поговорили с Есенией Шамониной — владелицей единственного в России магазина, специализирующегося на барьерной контрацепции. Она рассказала нам, как понять, станет ли проект популярным, в чём проблема российского рынка секс-товаров и кто производит презервативы на Кубани.
Есения Шамонина
владелица единственного в России магазина, специализирующегося на барьерной контрацепции
Название я придумала буквально за день. Второй вариант был «Магазин-резин»,
но нынешнее,
на мой взгляд,
звучит гораздо лучше
Амстердам и музыкальные фестивали
Я всегда знала, что у меня будет собственный бизнес — просто было такое чувство. Именно поэтому еще до «Презервативной» я старалась развивать организаторские навыки. Пыталась делать свой музыкальный фестиваль (к сожалению, он был запланирован на лето 2010 года, когда вся Москва была в дыму, так что прошёл не очень удачно), а еще была менеджером на катке. Я попала в «квартал красных фонарей» в Амстердаме, как раз когда раздумывала, какой бизнес хочу открыть. Там я и подсмотрела идею магазина, специализирующегося на презервативах. До этого мне хотелось открыть мини-гольф и кафе в одном помещении, но довольно быстро стало понятно, что это встанет в слишком большую сумму. А вот обкатать затею с продажей презервативов можно было менее затратно.
Название я придумала в одиночку буквально за один день. Второй вариант был «Магазин-резин», но нынешнее, на мой взгляд, звучит гораздо лучше. «Презервативная» как магазин существует уже пять лет, но самому проекту недавно исполнилось шесть. Сначала мы ездили с палаткой с презервативами по музыкальным фестивалям — в первое время она была не очень симпатичной, а потом знакомый художник неплохо её разрисовал. С этой палаткой я побывала на «Нашествии», «Пустых холмах», «Кубане» — в общем, все выходные я проводила на фестивалях. Люди очень хорошо реагировали, так что осенью я запустила интернет-магазин с точкой самовывоза. После этого случилось ещё одно ударное фестивальное лето, во время которого как раз удалось поднакопить денег, чтобы снять помещение и сделать в нём ремонт.
Магнитные презервативы и инстаграм
Помещение для «Презервативной» удалось найти буквально за месяц. Правда, недавно у него сменился собственник, и пришлось согласиться на заметное повышение аренды, но главное, удалось остаться на намоленном месте. Под новый проект я ищу помещение уже полтора года, и пока без особых успехов. Видимо, в случае c «Презервативной» сработала удача.
Дизайн помещения я практически полностью придумала сама — особенно интересной мне кажется магнитная доска, куда прикреплены презервативы, как будто на холодильник. Внутри каждой пачки есть специальный магнитик, который позволяет ей держаться на стене. Ещё я довольно давно сотрудничаю с художником, который сначала разрисовал фестивальную палатку «живыми презервативчиками», а потом это оформление перекочевало и в магазин.
В нашем магазине окна не завешены, чтобы сразу чувствовалось отличие от секс-шопа. К тому же люди видят, что в магазине уже кто-то есть, поэтому не стесняются заходить внутрь. Наши посетители в основном случайные прохожие, часто заходят парами или компаниями. Некоторые немного стесняются, впервые попав в «Презервативную», но продавцы всегда готовы провести экскурсию по магазину. Есть и много постоянных покупателей с дисконтными карточками, которых сотрудники уже знают в лицо. В самый плохой день у нас бывает около тридцати пяти покупателей, в очень хороший — пара сотен человек.
В нашем магазине окна не завешены, чтобы сразу чувствовалась разница
с секс-шопом
Команда «Презервативной» — пять человек, включая меня, но часто приходят старые сотрудники, чтобы помочь в особенно загруженный день, например перед праздниками. Конечно, у нас нет особой перспективы карьерного роста, так что текучка неизбежна. Хотя один из продавцов работает уже четыре года, остальные трое — год-полтора.
В какой-то момент я решила заняться раскруткой в социальных сетях и заплатила большие деньги специалисту, который толком ничего не сделал. Но сейчас я сама отучилась на SMM-менеджера, поняла, как всё это работает, так что в ближайшее время займусь соцсетями самостоятельно. Довольно быстро мне стало понятно, что контекстная, таргетированная реклама или даже продакт-плейсмент в инстаграмах знаменитостей в случае «Презервативной» не работает. Недавно мы попробовали сотрудничать с популярным ютьюб-блогером для благотворительного проекта, и выхлоп был практически нулевой. Так что нам помогает только сарафанное радио. Если людям реально понравится наш магазин, они и сами о нём напишут в социальных сетях. Периодически друзья присылают мне ссылки на такие посты.
«Правильные» презервативы и японский шик
В «Презервативной» можно найти далеко не все варианты кондомов, доступных в России: мы не гонимся за количеством. Первый вопрос, который я задаю новому дистрибьютору: «Чем ваши презервативы лучше остальных?» Мы не продаём товары без фишки, они должны хоть чем-то отличаться — будь то бархатистая поверхность или треугольные пупырышки.
В магазине есть четыре категории товаров: презервативы, смазки, так называемые товары для искусства любви и подарки на эротическую тему. Презервативы делятся на два типа: классические (мы называем их «привычные») и «для любопытных». Последние обладают всякими примочками вроде шариков или усиков, которые торчат во все стороны. Их сложно назвать полноценными товарами из секс-шопа, но всё же они помогают испытать новые ощущения. Классические выглядят совершенно обычно, но особенно заслуживают внимания немецкие и японские. В Германии делают совершенно гениальную штуку — презервативы разного размера, даже выпускают специальные одноразовые линейки для контрольного замера. Мужчины очень разные и постоянно приходят к нам с жалобами на то, что презервативы натирают, жмут или слетают. А, оказывается, раньше они просто не могли подобрать подходящий размер.
Японские презервативы отличаются одновременно прочностью и тонкостью. Недавно там придумали презервативы в шесть раз тоньше обычных, но за один такой кондом придётся отдать около семисот рублей. Обычно люди берут пару штук, чтобы попробовать, но есть один клиент, который за раз сметает несколько коробок. Наверное, они действительно того стоят. А так хорошая пачка презервативов из трёх штук обойдётся у нас в 220–250 рублей, из двенадцати штук — в районе тысячи рублей. Немецкие с разными размерами идут чуть дороже — где-то 280 рублей за три штуки.
Мы боремся за хороший потребительский вкус и хотим, чтобы люди пользовались чем-то мягеньким, приятным
и гипоаллергенным
Смазки — очень важный атрибут секса, и большинство привыкло пользоваться привычными вариантами из аптеки или супермаркета, не понимая, что выбирают довольно плохой и некомфортный товар. Мы же боремся за хороший потребительский вкус и хотим, чтобы люди пользовались чем-то мягким, приятным и гипоаллергенным.
В «товары для искусства любви» входят кремы, усиливающие ощущения, массажные масла — всё для того, чтобы секс казался чем-то вроде сказки. Ещё можно купить подарки с адекватными вариациями на тему секса: авторские открытки, магниты, мыло, леденцы. Никаких смеющихся пенисов и подушек с женской грудью из секс-шопов времён 90-х.
Одно время мы пытались самостоятельно наносить рисунки на презервативы, но от этого сильно страдало качество. Вообще, рынок производства презервативов в России достаточно скромный — всего-то полтора завода на Кубани. Одни из них — кстати, вполне качественные, хоть и дешёвые — выпускаются под маркой «Эрос». Второй завод делает продукт очень маленькими партиями — это презервативы с шариками. Но, конечно, есть российские фирмы, который закупают презервативы в Китае или Малайзии и продают их под своим брендом, например всем известные «Гусарские».
Франшизы и лекции
в секс-шопах
Продавать презервативы, мне кажется, совершенно нормально — просто немного прикольнее, чем всё остальное. И я никогда не относилась к бизнесу как зарабатыванию денег, хотя, может быть, при другом подходе, выручка была бы гораздо больше. У меня периодически спрашивают про франшизу «Презервативной», но я почти всегда отказываю.
Аналог «Презервативной» хотели открыть в Воронеже, но вроде у ребят ничего не получилось. Сначала они хотели получить нашу франшизу, но цена в районе тысячи долларов показалось им слишком большой. И это при том, что франшизы условных пиццерий стоят чуть ли не несколько миллионов рублей. К сожалению, иметь на руках несколько сотен тысяч рублей для открытия магазина недостаточно, а какие-то крупные бизнесмены пока нашим проектом не заинтересовались. К тому же для меня очень важна атмосфера. Порой я смотрю на людей, которые хотят купить франшизу, и понимаю, что их либо интересуют только деньги, либо они в принципе очень плохо чувствуют дух этого магазинчика.
После появления «Презервативной» я стала более ответственной и серьёзной в финансовых вопросах: научилась всё взвешивать и тратить деньги разумно. К тому же я стараюсь работать так, чтобы ещё оставалось время на себя и планирование новых проектов. Мои родители ведут бизнес с начала 90-х и работают буквально постоянно — я так не могу. Очень важно делегировать обязанности и наладить работу команды так, чтобы она хорошо справлялась со своими задачами.
Я очень долго варилась на рынке секс-шопов — не только потому что работала с дистрибьюторами презервативов, но и ездила с лекциями по стране. Объясняла владельцам и продавцам, как правильно рассказывать и продвигать товары. Очень быстро мне стало понятно, что для современных взрослых людей не существует секс-шопов, где бы они чувствовали себя комфортно: большинство из них напоминают рынки. Так что довольно скоро я собираюсь открыть секс-шоп с такой же расслабленной и дружелюбной атмосферой, как в «Презервативной», главное — нанять правильных людей. В среднестатистическом российском секс-шопе от сотрудников просто хочется плакать. А ещё в ближайшее время я запущу некоммерческий диджитал-проект, который поможет налаживать сексуальные отношения как с самим собой, так и с партнёром.