Стеклянный потолокКарьера или материнство: Как устроено гендерное неравенство в экономике
Что мы узнали из лекции РЭШ
В Экономическом лектории РЭШ прошёл цикл выступлений, посвящённых гендерной экономике: российские и зарубежные учёные рассказывали, как возникает гендерное неравенство, как оно проявляется в политике и экономике и какой экономический эффект принесёт уравнивание людей в правах. Мы послушали лекцию профессора РЭШ Натальи Волчковой «Как гендерное неравенство влияет на экономику?» (посмотреть её запись можно здесь) и собрали несколько интересных фактов.
Александра савина
Проблему гендерного неравенства до конца не решила ни одна страна мира: женщины составляют 49,6 % мирового населения, но их вклад в мировой ВВП составляет только 37 %. Последняя цифра разнится в разных регионах — от 17 % в Индии до 41 % в Китае, Восточной Европе и Центральной Азии.
Вклад женщин в ВВП не всегда соответствует тому, сколько из них в принципе заняты на рынке труда. Например, в Восточной Европе и Центральной Азии женщины составляют 47 % рабочей силы, но их вклад в ВВП составляет лишь 41 %, а в Западной Европе женщины составляют 46 % рынка труда, но отвечают лишь за 38 % ВВП. Это значит, что женщины заняты в не самых производительных секторах экономики.
Рабочий день женщин короче, чем у мужчин: в среднем по миру они работают 80 % времени, которое работа занимает у мужчин. Кроме того, женщины гораздо больше заняты в сельском хозяйстве и сфере услуг, а не в промышленности — то есть в менее производительных секторах экономики.
Женщины чаще мужчин занимаются неоплачиваемым трудом (заботятся о детях и пожилых родственниках, следят за домашним хозяйством) — в мире на них приходится порядка 75 % работы такого типа. Если представить, что за этот «невидимый» труд полагается минимальная оплата труда, получится сумма, равная примерно десяти триллионам долларов — или 13 % мирового ВВП.
Логично, что чем больше женщина занимается неоплачиваемым трудом, тем меньше у неё времени на оплачиваемую работу — и возможностей помочь ВВП страны. При этом исследования показывают, что если мужчины больше вовлекаются в неоплачиваемый труд, их положение на рынке труда не становится хуже.
Обстоятельства жизни женщин, по данным исследований, влияют и на их семью. Дочери матерей, у которых была работа, вероятнее найдут работу, получат большие зарплаты и более высокие должности, чем дочери домохозяек.
В странах со слабой и с развитой экономикой на рынке труда задействовано сопоставимое число женщин. Но за похожими цифрами скрываются разные причины: в странах со слабой экономикой женщины работают ради выживания, а когда положение выравнивается, начинают больше заниматься домом, семьёй — и, соответственно, неоплачиваемым трудом вместо работы за деньги. В странах с развитой экономикой женщины выходят на рынок труда чаще, но уже потому, что хотят финансовой независимости.
Разницу в оплате труда мужчин и женщин до конца не удалось искоренить ни в одной стране. Объясняется она самыми разными факторами: разницей в образовании, опыте (мужчины в среднем дольше находятся на рынке труда), выборе отрасли работы и профессии, в занимаемых должностях. Но даже если вычесть все эти объективные факторы, гендерный разрыв в зарплатах всё равно не исчезает до конца. Последнее исследователи объясняют гендерной дискриминацией.
Существует понятие «наказание за материнство» — так называют эффект, который оказывает на карьеру и зарплаты женщин рождение детей. Нередко после появления ребёнка женщины ищут возможности работать на неполную ставку или с гибким графиком, чтобы совмещать работу с воспитанием детей, и из-за этого теряют в зарплате. Но когда ребёнок вырастает, эффект не исчезает, а сохраняется. К тому моменту, когда их первому ребёнку исполняется двадцать лет, матери зарабатывают почти на 30 % меньше отцов с тем же уровнем образования и количеством детей.
Неравенство проявляется и в том, что на руководящих постах женщин меньше, чем мужчин — причём разрыв на более высоких уровнях в два раза выше, чем по рынку в целом. Например, в 2017 году в пятидесяти крупнейших компаниях стран G20 (то есть стран с наиболее развитой и развивающейся экономикой) среди членов советов директоров компаний женщины составляли только 17 %, а среди членов исполнительных комитетов компаний (то есть руководителей разных подразделений) — только 12 %. В России женщины составляют 47 % рабочей силы, но в советах директоров их всего 12 %, а в исполнительных комитетах — и вовсе 8 %.
Эксперимент 2005 года показал, что женщины ведут переговоры гораздо жёстче, когда нужно отстаивать чужие, а не их собственные интересы — например, когда речь идёт о целом отделе. В этом случае они добиваются зарплаты на 18 % выше, чем когда говорят только о собственной зарплате. У мужчин эта разница составляет всего 0,5 %.
В исследовании, результаты которого были опубликованы в этом году, учёные на протяжении четырёх лет рассматривали крупную финансовую корпорацию: как в ней происходят карьерные перемещения и как меняются зарплаты сотрудников в зависимости от того, является их начальник мужчиной или женщиной. Оказалось, что если мужчина-работник переходит от начальницы-женщины к начальнику-мужчине, его зарплата достаточно быстро вырастает на 30 % по сравнению с женщиной, сделавшей аналогичный переход. Объясняется всё, по мнению учёных, тем, что мужчины легче находят связь с другими мужчинами, а не с женщинами. Есть и ещё интересный факт: если женщина-подчинённая, как и её начальник, курит, разрыв в 30 % исчезает.
В предпринимательстве также есть внушительный гендерный разрыв: только 20–25 % предпринимателей — женщины. Одной из причин этого учёные считают то, что у женщин меньше доступа к кредитам: они зарабатывают меньше мужчин и у них меньше активов, которые можно использовать в качестве залога — всё это влияет на мнения кредиторов и инвесторов.
Исследования показывают, что женщины иначе чувствуют себя в конкурентной среде, чем мужчины. Женщины чаще стремятся избегать конкурентных ситуаций, потому что нередко оценивают себя хуже других участников соревнования, по сравнению с мужчинами с аналогичными квалификациями. Если у них есть выбор, женщины с большей квалификацией часто выбирают меньшую зарплату, но без необходимости соревноваться с другими. У менее квалифицированных мужчин всё наоборот: они чаще готовы соревноваться, чтобы в итоге получать больше денег.
ФОТОГРАФИИ: LIGHTFIELD STUDIOS — stock.adobe.com