Стеклянный потолокКак китайская экономика делает женщин любовницами
Роль экономики в трансформации культуры отношений в современном Китае
В нашем воображении китайцы представляются чрезвычайно консервативными в отношении института семьи. Однако те, кто знаком с историей Азии, знают, что супружеская неверность была распространена там во все времена. Современный же Китай переживает трансформацию древней культуры наложничества. Сегодня наличие любовницы подчеркивает социальный статус мужчины, а сама любовница становится дополнением к дорогим часам и престижному автомобилю.
Текст: Зинаида Кунаковская
Сяосань в поисках лучшей жизни приезжают из неблагополучных провинциальных городов в мегаполисы: Пекин, Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу и Шэньчжэнь
Представьте себе, что находитесь в китайском аналоге универмага «Цветной». Созерцанием модных новинок, заботливо обеспеченных байерами, там будет заниматься группа молодых девушек с густым макияжем на лице, одетых в Louis Vuitton и Prada. Их называют «сяосань» (xiaosan), что дословно переводится как «маленькая третья». Другими словами, «подруга» состоятельного женатого мужчины. Их философия проста: «Мы обладаем красотой и молодостью, а это самое ценное, что может быть у женщины. Почему мы должны стыдиться того, что используем наше главное оружие?». Циничный подход китайской молодежи к себе обеспечивает экономике Китая процветание — на таких любовниц там приходится треть общего объема потребления товаров класса люкс.
Истории этих девушек похожи одна на другую. Достигнув совершеннолетия, они покидают неблагополучные провинциальные города и в поисках лучшей жизни уезжают в мегаполисы: Пекин, Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Вспоминается фильм «Москва слезам не верит», когда героиня Ирины Муравьевой восклицала: «Москва — это большая лотерея! Тут можно выиграть все, понимаешь?» Но если девушки из фильма ставили себе целью добиться успеха самостоятельно, то в в Пекин молоденькие китаянки едут за чужим процветанием — здесь живут бизнесмены, дипломаты, предприниматели и члены партий. Смекалистые китаянки улавливают дух времени — количество богатых мужчин в Китае с каждым годом увеличивается. В конце 2013 года страна вышла на второе место по количеству миллионеров после США. В октябре Forbes опубликовал статью, согласно которой в период с 2005 по 2010 год количество миллиардеров Китая выросло с двух до 64 человек. Миллионеров и того больше: по подсчетам Hurun Research Institute, количество долларовых миллионеров в Китае достигло миллиона — по одному на 1400 жителей страны.
Способы знакомства с состоятельными мужчинами как будто списаны из пособий. Кто-то находит покровителя во время подработки официанткой или хостесс в караоке-баре. Кого-то находят агенты, поджидающие у ворот популярных университетов самых красивых студенток, чтобы продать им красивую жизнь в качестве содержанки состоятельного нанимателя. Иногда объявления о кастинге на роль любовницы встречаются в интернете. Принимая подарок от женатого мужчины, будь то сумка, украшение или поездка на Хайнань, девушка дает негласное согласие стать его «третьей». Подарки являются компенсацией морального ущерба за эксплуатацию без дальнейшего узаконивания отношений.
«Карьера» любовницы заканчивается в 26–28 лет —
потом женщина считается несколько «поношенной»
для подобного рода деятельности
Cяосань получают материальную поддержку, размер которой зависит от города проживания и статуса покровителя. В Пекине доходы сяосань составляют около 20 000 юаней в месяц (чуть больше 110 000 рублей), в городах поменьше — 10 000 юаней или даже 5 000. Деньгами распоряжаются по-разному: кто-то платит за учебу, кто-то отправляет домой родителям. Некоторые откладывают на черный день: почти все они понимают, что подобные отношения не выйдут за рамки разовых встреч и, рано или поздно, они останутся одни. Разводиться в Китае не принято — многие жены знают о внебрачных связях мужей, но закрывают на это глаза. «Карьера» любовницы заканчивается в 26–28 лет — потом женщина считается несколько «поношенной» для подобного рода деятельности.
Несмотря на короткий срок отношений и пренебрежительное отношение к таким женщинам, по мнению сяосань, это лучше, чем отношения со сверстниками, живущими в студенческих общежитиях по шесть человек: они неумелые, капризные, требуют внимания и материнской опеки. К тому же неплатежеспособные. В Китае есть телевизионное шоу знакомств, которое называется «Не беспокой меня, если твои намерения несерьезны», на котором одна из участниц заявила, что «предпочтет рыдать в BMW, нежели смеяться на велосипеде».
Мода на любовниц идет рука об руку с коррупцией, которая представляет серьезную угрозу стабильности государственного аппарата Китая. По данным агентства «Синьхуа», любовниц имели 95 % чиновников, занимавшихся нелегальной деятельностью. Любой громкий скандал вокруг продажной деятельности госслужащего сопровождается шквалом публикаций о миллионах, которые тот потратил на своих содержанок. Причем в зависимости от ранга чиновника, количество любовниц может перевалить за сотню. Без сяосань не обошлось, даже когда президент КНР Си Цзиньпин призвал народ обличать коррупцию на всех государственных уровнях любыми способами. На сцену поднялись брошенные любовницы, которые превратились в рупор для донесения информации о проворовавшихся чиновниках. Примером служит громкое дело о 26-летней Цзи Иннань — бывшей любовнице Фань Юэ, заместителя директора государственного управления. Узнав, что ее поклонник женат и не намерен вести ее в загс, Цзи опубликовала в интернете фотографии и чеки, согласно которым чиновник явно жил не на одну зарплату: в первый день совместного шопинга в бутике Prada Фань потратил на подарки «любимой» около $10 000.
Некоторых девушек для роли сяосань находят агенты, поджидающие у ворот популярных университетов самых красивых студенток
Сегодня «третьи» девушки становятся социальной силой, которую нельзя игнорировать. Недавно в интернете появилась страница «Китайской ассоциации сяосань» (China Association for Care of Xiaosan), где они обсуждают различные аспекты своей «трудовой деятельности». Сяосань называют себя «профессиональными любовницами новой эры» и планируют объявить 3 марта своим праздником — Днем сяосань, или Днем третьих. Свою роль они считают «искусством»: «Ты должна быть той, о ком он мечтал в двадцать лет. Периодические сцены ревности поддерживают эмоциональный фон отношений, делая их более искренними. Если ты будешь мила с ним постоянно — он поймет, что это обман».
Экономическая политика Китая фактически сама спровоцировала это явление — слишком резкий капиталистический скачок вывел формат «деньги — товар» на новый уровень, где товаром стали уже девушки. К тому же начатая в 1970-х демографическая политика «одна семья — один ребенок» привела к тому, что сегодня в Китае на 117 мальчиков рождается 100 девочек. Преобладание мужского населения над женским говорит о том, что уже в недалеком будущем многие мужчины столкнутся с проблемой отсутствия свободных для замужества женщин. Дабы не остаться холостяком, мужчины будут из кожи вон лезть, чтобы продемонстрировать женщине свой материальный достаток.
Обратная сторона медали экономического скачка — коммерциализация отношений, подрывающая здоровье общества в целом. Постепенное раскрепощение китайцев, подкрепленное распространением интернета, вынесло на повестку дня то, о чем раньше было неудобно говорить вслух и являлось личным делом каждого. Стало понятно, что масштабы проблемы вышли за рамки частной жизни. На этом поле слишком много участников: коррумпированные чиновники с нечистыми на руку бизнесменами, алчные обольстительницы и оскорбленные жены, торговцы роскошью и униженные молодые люди низкого достатка. Какие пути решения этой проблемы предложит государство, пока не совсем ясно. Но оно будет бороться, ведь вряд ли кто-то захочет быть уволенным из-за того, что однажды утром увидит в интернете свои фотографии в компании обиженной бывшей любовницы.
Фотографии: coverphoto via Shutterstock, Anzenberger/Fotodom