ПутешествияГид по городу: Чем заняться в Тель-Авиве
Шакшука, фалафель и пляжи Средиземного моря
Тель-Авив вечно молодой и вечно в поиске — модного бара, волны и новых знакомств. Он изящно совмещает левантийский бардак, который израильтяне нежно называют «балаганом», финансовый центр и пляжный курорт. Здесь жарко — во всех смыслах. Тель-Авив никогда не спит, танцует, хохочет и брызжет жизнью вместе со Средиземным морем. На вопрос, как дела, здесь так и отвечают: «Осим хаим» («Делаем жизнь»). Составили краткий гид по Тель-Авиву — городу на весеннем холме — и заодно признались в любви.
Текст: Евгения Письман
Обязательная программа
Бульвар Ротшильда
Начало начал. Когда первые поселенцы разыграли земельные участки для строительства города, остался глубокий овраг между дюн. Его засыпали песком, но почва была зыбка и строить было страшно. Поэтому на месте бывшего оврага высадили деревья и превратили в бульвар. А вокруг построили город в стиле баухаус: строгие линии, плоские крыши, длинные узкие балконы один над другим и минимум архитектурных завитушек. Так выглядит дом первого мэра Тель-Авива, Меира Дизенгофа, на бульваре Ротшильда. Почти у каждого дома на этом бульваре своя история, которую он нашёптывает в тени акаций, фикусов и олеандров. А чтобы лучше расслышать их, здесь через каждые сто метров расставлены лавочки и кофейни.
Яффо
Сочный концентрат истории древнего мира. В яффском порту Ной трудился над ковчегом, в скалах по соседству в цепях билась Андромеда в ожидании Персея. Здесь швартовались корабли с ливанским кедром для Второго Храма и, бряцая оружием, сходили на берег крестоносцы. Сегодня старый Яффо — колоритная смесь арабских лавок, художественных галерей и узких каменных улиц со знаками зодиака на керамических табличках. Жёлтые ступени, синие ставни, астрологические знаки и подвешенное в воздухе апельсиновое дерево делают Яффо одним из самых атмосферных мест в городе. Особенно приятно гулять здесь ночью, когда улицы пустынны и луна льёт на каменные ступени жёлтый свет.
Набережная
Праздник жизни в любую погоду. Под ногами море лижет берег, а по широким дорожкам бегут, едут на велосипеде, везут коляски и держат поводки множество беззаботных людей. Направляются в порт Яффо есть мелочь свежего улова в промасленной бумажке и смотреть, как рыбаки разбирают сети. Идут в противоположную сторону, в Старый порт — считается, что в местных ресторанах лучшая рыба в городе. И, конечно, стремятся на пляж — на набережной от Яффо до Старого порта уместилось около десяти разных. Один облюбовала молодёжь, другой — спортсмены, третий — родители с детьми, четвёртый — владельцы собак. На широченных пляжах с мелким песком хватит места всем.
Произвольная программа
Сарона
Бывшая немецкая колония и лучшее место для пикников. Тель-Авива ещё не было, но немецкие христиане уже завладели землёй и назвали её Сароной, по имени плодородной библейской долины Шарон. Место оказалось болотистым и гиблым, но колонисты сажали кипарисы, делали вино и строили аккуратные двухэтажные домики. После Второй мировой немецких колонистов унесло ветром истории, а уютные домики остались. Сегодня в них разместились кафе, бутики и музеи, между ними разбили детские площадки и газоны. Получилась частичка уютной Европы в центре Тель-Авива с прудами, кувшинками и с рынком Сарона-маркет, где из фермерских продуктов можно собрать корзинку для пикника.
Неве-Цедек
Одноэтажный Тель-Авив для посвящённых. Тихие улицы, дизайнерские магазины, крошечные кафе и богемная атмосфера. По балконам карабкаются забавные керамические фигурки, на улицах заботливо расставлены скульптуры котов, хитро подмигивают маленькие магазины с высокими ценами. Сложно представить, что первые жители Неве-Цедека не могли заснуть от страха, прислушиваясь к шагам на пустынных улицах: впервые евреи выбрались за периметр крепостных стен старого Яффо и отчаянно боялись залётных грабителей в новых домах посреди пустоши. Зато сегодня жить в Неве-Цедеке мечтает каждый — завести собаку, соседа-художника и любимое кафе для ленивого завтрака.
Тель-Авивский музей искусств
За несколько десятков лет при помощи энтузиазма и частных коллекционеров музей собрал отличную экспозицию. Импрессионисты и постимпрессионисты Гоген, Моне, Ренуар, Модильяни, Матисс и Шагал соседствуют с малоизвестным «еврейским Рембрандтом» Маурицием Готтлибом и другими еврейскими художниками Европы. Здесь же можно посмотреть и на израильское искусство. Здание музея тоже похоже на арт-объект сложной геометрической формы.
Инстаграмные места
Ха-Тахана
Старинная турецкая железнодорожная станция, которая связывала Яффо и Иерусалим. Её превратили в культурный центр с музеями, кафе и оригинальными магазинчиками. Говорят, что здесь можно найти лучшие сувениры в городе и даже магнитики выделяются из общей массы. Молодожёны и модели обожают фотографироваться на Тахане — бонусом выдаются рельсы, аутентичные вагоны и историческая атмосфера конца девятнадцатого века.
Флорентин
Обшарпанные дома и модные бары, граффити и тату-салоны. Пульс Тель-Авива бьётся здесь, иногда пропуская удары и по коктейлю. Люди, собаки и велосипеды так густо замешаны в этом квартале, что местные разбавляют его запахом травы. Самое известное граффити Флорентина — «Клуб 27», где изображены рок-музыканты, умершие в 27 лет: Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн, Эми Уайнхаус и другие. Эта фреска находится на углу улиц Флорентин и Хаим бен Атар.
Дом-музей Иланы Гур
Одни сравнивают дом израильской дизайнерки с лавкой старьёвщика, другие восхищаются эклектикой, а третьи фотографируют самовары и медные джезвы на кухне Иланы, чтобы украсить свой инстаграм. А потом поднимаются на террасу за видом на Яффо и море.
Посмотреть с высоты
Торговый центр «Азриэли»
Смотровая находится на 49-м этаже в круглой башне и предлагает панорамный вид. Самый космос творится на закате: солнце абрикосовой косточкой падает в море, а под ногами простирается белый Тель-Авив.
«Абраша-парк»
Так с любовью называют парк в старом Яффо, который разбил заместитель мэра Авраам Шехтерман. Кроме головокружительного вида на набережную и высотки Тель-Авива, в парке есть чем заняться — загадать желание на мосту Зодиака и закрепить результат под четырёхметровой аркой Врат Веры.
Досуг
Фалафель
Национальное развлечение израильтян, которые стараются впихнуть в питу побольше поджаристых нутовых шариков с салатом, тхиной и солёными огурцами, а потом всё это аккуратно съесть. Местные младенцы уже рождаются с фалафелем за щекой — его едят школьники, солдаты и солдатки, менеджеры и президенты компаний. Каждый из них хранит секрет, где делают лучший фалафель в городе — с тайным набором специй, самыми щедрыми салатами или хитрым рецептом соуса.
Шакшука
Классика израильского завтрака и больше чем яичница с помидорами. Это густой томатный пряный соус матбуха, куда вбиты сияющими солнцами минимум три яйца. К шакшуке подаётся свежая хала — её макают в горячий желток и получается тот самый момент, когда на вопрос «Что делаешь?» израильтянин отвечает: «Делаю жизнь».
Блошиный рынок в Яффо, или «Шук-а-пишпишим»
Квартал великолепного старья. Стулья с гнутыми спинками, кресла-качалки, швейные машинки Zinger, секретеры красного дерева и звон медной посуды вперемешку с канделябрами и часами. Одни называют это старьём, другие — винтажем, третьи — антиквариатом и азартно роются в подержанных сокровищах. Не факт, что каждый отыщет здесь жемчужину, но однозначно насладится, разглядывая лица торговцев и колоритные интерьеры квартир, которые свозят сюда чуть ли не целиком от почивших владельцев.
Ира
фотограф, переехала в Тель-Авив три года назад
Прожив три года в Тель-Авиве, я до сих пор хожу по городу пешком, чтобы находить новые интересные места, маршруты и районы. Для меня Тель-Авив — это многогранный, многонациональный, многорелигиозный город, с сотнями тысяч людей и их историй, с десятками культур и общин. Город, по которому нужно гулять, взяв с собой бутылку с водой и хорошенько намазавшись кремом от солнца.
Площадь Габима
Несмотря на то что это место часто можно увидеть в путеводителях, мало кто знает, что за зданием оперы скрывается красивый двухэтажный сад. Одно из любимых мест для того, чтобы провести обед на открытом воздухе, взяв еду навынос. На самой площади можно отлично отдохнуть с детьми, которые будут бегать по лабиринту из дорожек меж деревьев, копаться в песочнице и знакомиться с другими детьми.
АДРЕС: пересечение Marmorek Street и Rothschild Boulevard
«Секретный» пляж
После деревянной набережной порта Тель-Авива, с его бесчисленными кафе и ресторанами, предлагаю пройти дальше вдоль моря, чтобы оказаться на настоящем «секретном» пляже. Сидя на пустом пляже, смотреть, как закатное солнце опускается в море, а прямо за тобой, в паре сотен метров, садятся самолёты, которые от тебя отделяет лишь забор из сетки — бесценно. Одно из самых романтичных мест Тель-Авива.
Адрес: координаты 32,1112803, 34,7785246
Неве Шаанан — Tedros
Неве-Шаанан — район, в который боятся ходить многие израильтяне, по большей части из-за стереотипов. Здесь живут люди со всех уголков мира: из Китая, Шри-Ланки, Индии, Филиппин, Эфиопии, Эритреи, Судана и других стран. Здесь же находятся рестораны и кафе с традиционной едой, которую готовят «для своих».
Моё любимое заведение в этом районе — маленький, на несколько столиков, ресторан эфиопской кухни, где готовят инджиру. Это традиционная лепёшка из теста на кислом молоке (больше всего она похожа на странный оладушек) с разными видами закусок, в том числе с острой тушёной говядиной, хотя можно попросить и вегетарианский вариант. Единственное место в городе, где мы, почти что вегетарианцы, едим мясо. Оплату принимают только наличными.
Адрес: Neve Shaanan 12א, TEDROS