. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ПутешествияЛето круглый год:
Как я переехала с мужем и кошкой на Кипр и не скучаю

Лето круглый год:
Как я переехала с мужем и кошкой на Кипр и не скучаю — Путешествия на Wonderzine

Автомобили, спорт и страна, поделённая на две части

александра савина

Когда мы говорим о переезде, то в первую очередь представляем путешествие из холодной России в страну, где в любое время года тепло. Наша героиня так и поступила: мы поговорили с Мартой Сахаровой, три месяца назад перебравшейся из Москвы в Лимасол, о том, каково жить в «вечном лете» и о плюсах и минусах Кипра. 

 

 

 

Как уволиться за один день и не уморить кошку самолётом

Я прожила в Москве восемь лет, переехав в столицу из Саратова. И хотя за плечами у меня журналистское образование, по профессии я работала недолго: произошёл очередной финансовый коллапс и зарплаты резко упали. Я, как это часто бывает с журналистами, подалась в пиарщики и успела потрудиться в том числе в «Музеоне» и парке Горького. То, что я занималась пиаром, помогло мне: сейчас я на фрилансе курирую культурные мероприятия вроде фестивалей и концертов. Причина переезда у меня самая банальная (и кому-то она наверняка окажется не по душе): по большому счёту перебраться на Кипр решил муж. Его компания открыла в Лимасоле офис, которым он сейчас управляет. Произошло всё молниеносно: я, например, уволилась за один день, потому что до последнего было непонятно, действительно ли мы переезжаем. При этом я никогда не мечтала о загранице и с удовольствием осталась бы жить в Москве; но, когда в любимом «Музеоне» ушла старая команда, смена работы была просто вопросом времени.

Без визы на Кипре можно находиться девяносто дней каждые полгода — чтобы уехать достаточно обратиться в консульство в России. При этом не нужно предоставлять документы или выписки со счёта: можно просто написать, что ты хочешь посмотреть остров, и тебе в ответ пришлют форму, которую надо будет показать в аэропорту — если, конечно, её вообще соблаговолят проверить. Поскольку мы не думаем уезжать отсюда, то уже на Кипре подали документы на долгосрочную визу: муж — на рабочую, а я — на визитёрскую. Это просто: мне нужно было сдать флюорографию, анализ крови и несколько бумаг. Рабочая виза, конечно, устроена сложнее: для неё нужно показать, что ты снял офис, у тебя есть сотрудники, большая сумма денег на счету для операционных расходов компании, и так далее.

Больше всего денег и сил пришлось потратить на то, чтобы перевезти вещи и кошку. Взяв с собой двадцать пять килограммов, мы отправили остальное на корабле — оно шло три месяца и приехало только вчера. Кто-то просит друзей привозить по чуть-чуть, кто-то отправляет пожитки самолётом — но везде есть свои сложности. Даже оставив мебель в России, мы заплатили за перевозку вещей четыре тысячи евро. Вторая трудность — кошка. Ей нужно было купить специальную переноску, сделать чип, прививки, справки для выезда — это, конечно, огромный стресс для животного. На въезде в страну нам пришлось заплатить сто евро за ещё одну справку — хотя, кажется, нам просто попался нечистый на руку местный ветеринар.  

 

 

 

 

Столица, разделённая войной, и русская диаспора

Сейчас мы живем в Лимасоле. До переезда я два раза была на Кипре туристом, и за это время мне удалось увидеть намного больше, чем иным местным жителям: киприоты редко путешествуют по острову. В первый раз мы проехали на велосипеде от Ларнаки до Лимасола, затем до Пафоса и обратно — по южному побережью. Во вторую поездку мы попали в северную часть Кипра. В семидесятых годах на острове был военный переворот, и с тех пор страна поделена на две части: турецкую и собственно кипрскую. Турки называют северную часть Турецкой Республикой Северного Кипра, но мировое сообщество это государство не признаёт.

Столица Кипра Никосия — единственная в мире, разделённая на две части, у города даже два мэра — турецкий и греческий. Южная выглядит как обычный курорт и сильно отличается от северной, с военными постами и буферной зоной. Многое в северной части острова осталось таким же, как и раньше, но постепенно приходит в упадок — например, в красивых киприотских домах кое-где разбиты окна. Зато северная часть куда более дикая и природа там интереснее, ближе к самому краю острова есть национальный парк, где нет ни фонарей, ни зданий — только пустая дорога в никуда. И хотя Никосия — столица де-юре, де-факто жизнь кипит в Лимасоле; Никосия не выходит к морю, так что в основном там учатся и работают.

 

 

 

 

Столица Кипра разделена на две части,
у города даже два мэра — турецкий
и греческий. Южная выглядит как обычный курорт и сильно отличается от северной,
с военными постами и буферной зоной

 

 

В Лимасоле очень много выходцев из России — часто слышу, что здесь 20 % населения составляют россияне; не знаю, так ли это, но русскоязычных магазинов и школ тут действительно много. Лимасол, в отличие от остальных городов Кипра, очень разнообразный, хоть и маленький: есть и пляжи, и клубы, проходят концерты — с гастролями обычно приезжают как раз сюда. При этом в отличие от, скажем, Пафоса вся жизнь не сосредоточена вокруг пляжа: здесь есть и старый город с замковой частью, и деловой центр с офисами и магазинами для «белых воротничков».

Но поначалу я всего это не знала: мне казалось, что после Москвы я не смогу жить в городе, где главное развлечение — море. Часть моих опасений при этом оправдалась: например, кинотеатров тут два — благо кино идёт либо на английском, либо с английскими субтитрами. С концертами из России приезжают разве что Шевчук или «Ленинград». Местные фотогалереи тоже странные: попав внутрь, понимаешь, что это просто магазин репродукций. Есть довольно неплохой музей декоративно-прикладного творчества, но он работает только с восьми до двух. Когда я после долгих попыток наконец смогла туда попасть, у меня возникло ощущение, что не все экспонаты там настоящие: некоторые корзинки выглядели так, будто их купили в Zara. Но если культурная жизнь для вас не главное, в Лимасоле неплохо.

 

 

 

 

Лето круглый год, «кумбарос» и дешёвое жильё

Искать жильё на Кипре легко: есть несколько сайтов риелторов, на которых может быть всего пара десятков объявлений, — зато все они настоящие. Практически все квартиры хорошие, никакого «бабушкиного ремонта» — не знаю, может быть, Кипр их так красит, — остаётся только выбирать вид из окна. Практически всё жильё сдают не собственники, а риелторы. Например, наша квартира принадлежит владельцу агентства, и это большой плюс: он не мучает нас проверками, ему всё равно, сверлим ли мы дыры в стенах. На Кипре имеет смысл пользоваться услугами риелтора ещё и потому, что комиссию агентству платит арендодатель, а не тот, кто планирует в неё въехать.

Снимать квартиру на Кипре дешевле, чем в Москве: аренда однокомнатной обойдётся в двести-пятьсот евро. Мы снимаем двухкомнатную за восемьсот евро, но по факту комнат три: две спальни и гостиная, — к тому же квартира большая, с видом на море. Если говорить о ценах в принципе, то здесь дешёвая и вкусная еда: есть свежие местные овощи и фрукты, мясо, морепродукты. Счёт в кафе начинается с восьми евро, а набор еды в магазине обойдётся в тридцать-сорок евро. Единственное, что мне показалось здесь дорогим, — одежда, косметика и тому подобное. Мне кажется, в Москве выходит дешевле, а выбор намного больше. Ещё один плюс Кипра для тех, кто работает с Россией, — недорогие и короткие перелёты: билет стоит от десяти до пятнадцати тысяч, лететь около двух часов. Путешествовать по Европе тоже дёшево благодаря лоукостерам, а в Турцию, Грецию и Израиль можно добраться на пароходе.

Главное, что на Кипре всегда стабильно тепло, не считая очень жаркого лета: уже в апреле было плюс 30. Другое существенное отличие от России в том, что здесь нет коррупции на бытовом уровне, так что ни полицейские, ни врачи не берут взятки. Правда, на Кипре процветает «договорное» общество: многие вопросы решаются благодаря знакомым. Есть даже специальное понятие — «кумбарос», то есть «приятель». Кумбарос в полиции может помочь избавиться от штрафа, кумбарос в миграционном агентстве положит твою папку с документами выше остальных. Местные считают, что важно заводить как можно больше знакомств. Например, недавно женщина подвезла нас до работы и сразу захотела обменяться с нами телефонами и рассказала, чем может быть полезна.

 

 

 

 

Размеренная жизнь
на «острове брошенных жен»

Кипр — остров автомобилей, и если вы не водите, как и я, то это большой минус. Здесь хорошие дороги, оставшиеся ещё от колониальных времён, и всё заточено под машины. Практически у каждого второго жителя есть автомобиль — благо подержанные стоят недорого. Правда, машины паркуются где хотят: все тротуары и пешеходные дорожки заставлены, но никого это не возмущает.

Общественный транспорт развит очень плохо: до определённого момента его вообще не было, а появившись, он всё ещё оставляет желать лучшего. Например, есть маршрут по побережью и пара междугородних автобусов — залезать в них вместе с толпой то ещё удовольствие. До многих классных мест — водопадов, гор и ущелий — на общественном транспорте и велосипеде не добраться. При этом получить права иностранцам сложно, поскольку экзамен нужно сдавать на греческом.

Такси здесь дорогое: километр стоит евро. По городу, где расстояния небольшие, передвигаться на нём смысла нет, а поездка из Лимасола в аэропорт Ларнаки, например, обойдётся в семьдесят евро. Ещё один недостаток — дорогие электричество и вода. Вода скапливается в водохранилищах в горах, откуда её черпают для всего острова. Жизнь здесь кажется райской, но зимой нам холоднее, чем в России: центрального отопления нет, люди ходят дома в куртках и шерстяных носках; летом же настолько жарко, что получить удовольствие от погоды сложно, если ты не на пляже.  

 

 

 

 

На Кипре процветает «договорное» общество — многие вопросы решаются благодаря знакомым. Есть даже специальное понятие — «кумбарос»,
то есть «приятель»

 

 

Люди на Кипре неторопливые: все вопросы решают очень медленно, даже если дело им выгодно. На меня местный ритм никак не влияет, потому что я работаю из дома с российскими проектами. Мужу было сложно перестроиться — у него от этого зависят бизнес-процессы. Он всё время рассказывает, как не может что-то получить в банке, потому что они работают до часа дня. Или, например, его очень злило, что мобильную связь надо оплачивать в салоне: автоматов для оплаты, как у нас, нет. Интернет на Кипре не очень развит: он есть, но люди им не пользуются. У многих компаний очень плохие сайты или их вообще нет, а есть только еле живая страничка в фейсбуке. Если ты хочешь оплатить киприотской пластиковой картой покупки в интернет-магазине, тебе нужно в банке получить брелок: когда ты делаешь покупку онлайн, код, который нужно ввести на сайте, придёт на этот брелок, а не на телефон.

Считается, что Кипр — это «остров брошенных жен»: состоятельные люди часто вывозят сюда своих супруг с детьми и оставляют их на лето. Но я не скучаю и не унываю: мне нескучно с самой собой. У меня очень много работы, я веду несколько проектов одновременно и только и успеваю переключаться с одного на другой. Когда у меня появляется свободное время, я гуляю, хожу в кино. Ещё я начала заниматься спортом: в Москве на это вообще не хватает времени, а здесь его много, и возможности бесконечные. Погода ровная, так что можно заниматься и водными видами, и SUP-йогой на доске, и виндсёрфингом — сезон открылся, так что я собираюсь всё изучать. Ещё я начала бегать и много катаюсь на велосипеде.

Если подумать, несмотря на переезд, мало что поменялось: на улице солнце, очень классная погода, но мы с мужем работаем и встречаемся только вечером. Времени для общения с другими не очень много. Основные друзья всё равно остались в Москве, но и здесь мы познакомились с некоторыми местными — вместе занимались хайкингом, иногда встречаемся в городе. Мы здесь уже три месяца и пока возвращаться не планируем — у мужа долгосрочный проект. Пока мы довольны жизнью на Кипре: когда ты утром просыпаешься, а за окном светит солнце, вставать гораздо легче.

 

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться