Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ПутешествияКак путешествовать
в одиночку: 9 месяцев
в Индии и Непале

Трэвел-фотограф о спонтанных приключениях в поисках красоты

Как путешествовать 
в одиночку: 9 месяцев 
в Индии и Непале  — Путешествия на Wonderzine

Путешествия всегда были моей страстью. Возможно, причиной всему стала передача «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова, которую я смотрела в юности, как загипнотизированная. В один прекрасный день стало ясно, что пора и тянуть дальше некуда. Я открыла свою заветную табличку «куда хочу поехать». Там было четыре столбика: страна, лучшее время для путешествия, что никак нельзя там пропустить и что бы я хотела там сфотографировать. Табличку я открыла в октябре — это идеальное время для отдыха в Непале. Туда я и отправилась, с билетом в один конец, а дальше в Индию, в которую из Непала очень просто добраться.

Маршрут я заранее не продумывала и ничего не планировала — в путешествии часто встречаются интересные люди, и именно они становятся своеобразными путеводителями. Кто-то советует, куда отправиться, опираясь на собственный опыт, или только собирается в какое-то чумовое место. За девять месяцев путешествий по Непалу и Индии я увидела и почувствовала бесконечно много прекрасного. Постараюсь рассказать о местах, пропустить которые — преступление.

Текст и фотографии: Татьяна Шарапова

 

Места, которые нельзя пропустить

Первое и самое главное впечатление — это трекинг в Непальских Гималаях. Все сильно испугались Непала из-за землетрясения, хотя именно сейчас и нужно помогать стране туристическими деньгами. Что мне достоверно известно, так это что самые популярные треки, в районе Эвереста и Аннапурны, доступны в обычном режиме. Непал — это рай для трекинга. Там есть и дикие места, куда можно пойти с палаткой, чтобы ни живой души не было рядом. А можно путешествовать по популярным трекам с ночевками в гестхаусах. В этом случае вы будете окружены множеством таких же путешественников: вечерами все будут собираться в общей комнате для ужинов и делиться опытом и историями.

Моей индийской точкой притяжения стал город Варанаси. Есть стереотип, что там грязно, в реке Ганг плавают трупы и нечем дышать. Всё это глупости. Грязно там ровно так же, как и во всей Индии. Нужно понимать, что Европа и Индия — это не материал для сравнения, это разные миры. Да, от коров и продуктов их жизнедеятельности, действительно, никуда не деться — но улицы в Варанаси подметают каждое утро. Самое главное, что есть в городе, — это священная река Ганг и трепетное отношение к ней самих индусов. Оранжевые цветы и маленькие свечки — вот что в основном плавает в Ганге.

Каждый вечер на главных гатах проходят пуджи: специально наряженные индусы читают молитвы, красиво размахивают горящими лампадами и осыпают лепестками цветов зрителей. А еще в Варанаси самый вкусный ласси — в кафе Baba Lassi. Это не просто кисломолочный продукт навынос, а произведение искусства. Воздушный йогурт, приправленный розовой и шафрановой водой, со специальной молочной корочкой сверху, посыпанный тончайшей миндальной стружкой и гранатовыми семечками. Всё это подается в глиняном горшочке с деревянной ложечкой.

 

 

Самым безмятежным индийским местом для меня стала горная деревушка Ваттаканал в индийском штате Тамил-Наду. Там всего одна улица, один ресторан. Обитают в Ваттаканале в основном израильтяне и европейцы. Все всех знают и крайне дружелюбны. Вечерами мы собирались у кого-нибудь дома — обычно у моих соседей, француза и датчанина. У них был огромный особняк с колоннами и просторная кухня. Болтали обо всём на свете и слушали как гениально играет на диджериду наш индийский друг Сенди. Днем я гуляла по холмам-лесам, фотографировала завораживающие виды и диких бизонов.

За буддистско-тибетским колоритом нужно ехать в Ладакх, область на самом севере Индии. Тут живут в основном буддисты — наверное, никто, кроме этих терпеливых и дружелюбных людей, не согласился бы жить в таком климате. Жаркое лето, пустынный ландшафт и очень холодные зимы. Хотя за полтора месяца в Ладакхе я не успела устать ни на минуту от космических пустынных пейзажей. Монастыри, нарядные местные жители в национальных костюмах (не устояла и купила себе такой же, теперь это отличное осеннее пальто), трекинг в Индийских Гималаях — за всем этим едут в Ладакх. Долететь в Ле, столицу Ладакха, можно круглогодично. А вот по суше добраться можно только в течение пяти месяцев: высокогорная дорога Манали-Ле, идущая через перевал Тангланг-Ла на высоте 5328 метров, открыта с июня по октябрь.

В Индии и Непале нет европейской стерильности, оттого кадры получаются живые и эмоциональные. Кроме того, в Индии 28 штатов, и в каждом из них свой язык, культура и обычаи. Замылился глаз и всё кажется привычным? Просто переезжаешь в другой штат — и всё будет по-другому. Я люблю снимать людей, мне интересно с ними работать, а индусы и непальцы в этом смысле просто подарок. Мы можем совершенно не понимать друг друга, но, поболтав со мной несколько минут на языке жестов, герои полностью расслабляются перед камерой. Главное — не превращаться в безумного туриста и не лезть людям «в лицо» объективом в самый неподходящий момент. Помимо портретов я люблю снимать природу и звездное небо, и тут мой главный герой — Гималаи. За пейзажными фотографиями я чаще всего ухожу в треки на срок от недели и больше. Да, за хорошими кадрами нужно ходить как на охоту, так просто они не попадаются.

 

 

Комфорт и безопасность

Небезопасно в Индии для меня было ровно один раз. И об этой потенциальной опасности честно предупреждает огромный постер, висящий на главной площади Варанаси. На праздник Холи. Именно в этот день именно в Варанаси женщинам запрещается выходить из дома. Представителям низших каст разрешается всё, и они, одурманенные, ведут себя, мягко говоря, некорректно по отношению к женщинам. В лучшем случае хватают за все выступающие части тела. Для меня Холи в Варанаси представлял интерес прежде всего с фотографической точки зрения — очень хотелось запечатлеть всё это безумие. Поэтому я рискнула, прихватив в качестве телохранителя высокого американца из соседнего гестхауса. В результате мы весело убегали от чересчур веселых индусов, по уши измазанные разноцветными красками. И даже в такой неразберихе я таки успела сделать несколько отличных кадров.

Второй раз было скорее неприятно, нежели небезопасно. Европейцы для некоторых индусов по-прежнему диковинные белые люди из телевизора. Так, когда я ехала на мопеде по Махараштре, один индус решил меня потрогать за плечо ради любопытства. Не такой уж и страшный случай, но осадок остался. В остальном я была для них принцессой, которой обязательно нужно помочь. Индусы и непальцы очень отзывчивые люди, которые всегда стараются помочь туристам. Главное выглядеть и вести себя адекватно. Не надевать короткие юбки, не оголять плечи — там так не принято. После этого путешествия у меня образовался целый гардероб шарфов.

Антисанитария, конечно, присутствует. Но это то же самое, как два подвида родителей: одни волком воют оттого, что их ребенок пальчиком коснулся пыльного подоконника, а другие считают, что пусть валяется хоть в луже, главное, чтобы был доволен. И, как правило, дети и тех и других болеют в равных объемах. Со мной казус случился в Варанаси, это были мои первые дни в Индии. Несколько дней я помучилась с отравлением, выпила антибиотик, и мне полегчало. После я ела сотни раз с уличных лотков, пила ласси из общественных стеклянных стаканов и не брезговала, когда продавец накладывал сладости в пакет голыми руками. Больше, тьфу-тьфу-тьфу, отравлений не случалось.

 

 

Прививки до отъезда я делала бесплатно в чистом и аккуратном прививочном центре на Цветном бульваре. Через несколько месяцев их действие закончилось, продлевать их в Индии я не стала. В больницу в Индии я обратилась единожды, и то с целью проконсультироваться, нежели полечиться — мне было интересно, смогу ли я сделать в России операцию по коррекции зрения. В восьмиэтажном глазном центре города Тируванантапурам индийские окулисты провели все исследования на современном оборудовании, проконсультировали, выдали положительный вердикт и поинтересовались: «А сколько стоит в России сделать такую операцию?» Медицина и лекарства в Индии на отличном уровне. Стоит всё копейки.

За время путешествия с одним рюкзаком в течение 9 месяцев я поняла, как на самом деле мало вещей нужно человеку. Пара брюк, пара юбок, три футболки. Конечно, я периодически срывалась на шопинг, и тогда в Москву улетали 6-килограммовые посылки — подарки друзьям и вещи, мимо которых я не смогла пройти. Шарфы из шерсти яка, национальный ладакхский костюм, даже сари умудрилась купить. Теперь сделаю из этой ткани юбку. При этом денег я тратила совсем немного. Мой бюджет укладывался в 30–40 тысяч рублей в месяц, хотя если ездить в режиме «эконом», то можно уложиться и в 20 тысяч. Зарабатывала я фотографическим и журналистским ремеслом — снимала для журналов, сделала на заказ несколько пляжных фотосессий и даже умудрилась удаленно поработать фоторедактором московской фотовыставки.

По большей части вся работа с отснятым материалом происходит сейчас в Москве. В путешествии всё время уходит на перемещения, съемки и разбор отснятого материала. В октябре я поеду снова в Непал. Пойду в трек к горному озеру Гокио снимать горы и природу. Дальше пока не загадываю: всё зависит от того, куда меня заведет работа и про какие интересные места расскажут попутчики.

 

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться