SuperstarПо каким законам работает модельный бизнес
Комментарии моделей и представителей агентств
Издания Look At Media совместно с adidas Originals исследуют сценарии популярности в четырёх индустриях — моде, кино, музыке и науке, а также беседуют с людьми, которые несмотря на законы жанра, выбрали уникальный путь и пришли к своей цели. Разобравшись с тем, как поступают многие, а как — единицы, мы выясним, что действительно делает человека Superstar — если не слава, не деньги и не профессиональное признание.
Мы не идеальны. Это ни для кого не секрет, но для многих — по-прежнему повод для стресса, который ежедневно подпитывает мировая индустрия красоты. Мы убеждаем себя, что можно жить в своей условной зоне комфорта, не страдая от несоответствия сияющей рекламной картинке, но мир вокруг по-прежнему стремится к недостижимому идеалу. Поток снимков в Tumblr и смелые промокампании с «нестандартными» героями, прекрасные женщины в возрасте, рекламирующие косметику класса люкс, съёмки без ретуши и многочисленные обсуждения успеха плюс-сайз-моделей — всё это пока что больше востребовано в медиа, чем в реальности.
Миллионные тиражи и успешные продажи кроятся по лекалам, которые большинству нормальных людей снятся в кошмарах. К сожалению, они же являются им в мечтах
Важно помнить, что не каждый обязан соответствовать заявленным стандартам. Всё это часть специфического, хотя и очень широкого рынка, который существует по своим устоявшимся законам. Чтобы выдохнуть и расслабиться, достаточно просто понять, что модельный бизнес — это индустрия, такая же, как многие другие, непростая и местами абсурдная. Хотя бы минимальное знакомство с правилами профессионального кастинга такому пониманию способствует.
Посмотрев любую модную съёмку крупного журнала или рекламу очередного выгодного тарифа, легко заметить: мы живём в плотном контексте вполне определённых стандартов идеальной внешности, которые, хоть и сформировались по историческим меркам не так давно, за последние 20–30 лет кардинально не поменялись. Сегодня большинство товаров — от высокой моды до йогурта — нам продают ухоженные мускулистые мужчины и девушки с длинными ногами, плоскими животами, идеальной кожей. Порой даже без коленок или носогубных складок. Преступления ретуши против анатомии, к счастью, постепенно уходят в прошлое.
Лена Булыгина и Лена Спасова
ретушёры Bespoke Pixel
«C изобретением Adobe Photoshop в начале 1990-х в руки ретушёрам попал инструмент, с помощью которого за минуты можно было достичь того же эффекта, над которым раньше трудились в фотолаборатории месяцами. Неудивительно, что ретушёры стали вести себя как туристы, впервые попавшие к шведскому столу и сметающие еду без разбора. Теперь это меняется, и грамотные специалисты по постобработке „сдувают пылинки“ с носогубных складок вместо того, чтобы их замазывать».
Стандартизированная красота в глянце необходима в качестве не случайного каприза, но ключевого элемента для отлаженной работы индустрии
Хотя общепринятые правила профессии ретушёра далеки от того, чтобы делать поблажки привычной человеческой внешности: например, девушек, не соответствующих типичным модельным размерам, ретушируют по тем же правилам. Так что когда Лена Данэм в нехарактерной для себя обтекаемой манере высказывается по поводу фотошопа в интервью Vogue, ни у кого к такой несложной софистике вопросов не возникает: правила есть правила. К тому же не стоит забывать, что звёзды и модели, готовые показать своё тело без фотошопа, скорее редкость, а не рядовой случай работы глянца.
Наиля Синицына
основатель Eight-Agency
«Когда мы делаем модные съёмки, мы даже не спрашиваем размеры девушек, потому что все модели, как правило, примерно одинаковые — тощие, плоские и высокие. Мне не нужно называть цифры, достаточно сказать „это модель“ — и всем понятно, о каких параметрах идёт речь. Это удобно: ты заранее понимаешь, как на девушке будет сидеть та или иная вещь. На фэшн-съёмках у нас никогда не было ни одной модели хоть с какими-то формами, с попой или с грудью. Когда случается работать с моделью хоть с какой-то попой, фотографы расстраиваются — они понимают, что снимки придётся сильно ретушировать.
Я проводила много кастингов, и девочки на них совершенно не меняются. Тех, с которыми любят работать сами фотографы, не так много — и они очень похожи между собой. Им всем, например, присуща слегка андрогинная внешность, почти лишённая женственности в классическом понимании. В сфере рекламы требования к соответствию модельным параметрам не такие строгие. Но и здесь есть свои нюансы: внешность у рекламных моделей должна быть строго славянская, европейская — даже если мы снимаем детей.
Доходит до того, что клиенты присылают бриф с идеальным размером головы ребенка, с указанием конкретных черт: глазки кругленькие, щёчки пухленькие. У большинства продуктов есть специальные, очень чёткие гайдлайны для внешности. И в них не может быть никакого намёка на условный Восток. Так было всегда. Я один раз в своей жизни получила бриф, в котором было прописано, что мы снимаем лиц кавказской национальности — это была реклама азербайджанского мобильного оператора».
Модельные агентства, как правило, предлагают широкий выбор в узких рамках
Отдельное исследование можно посвятить тому, что именно формирует тенденции рынка — спрос или предложение, клиентские брифы или запросы общества, приученного к определённым шаблонам. Модная индустрия предпочитает играть по этим же правилам наименьшего сопротивления — и в ней действуют такие же законы, как и на широком рынке труда. Для моделей, разумеется, существуют очень чёткие стандарты и порог профессиональных навыков. Девушки и молодые люди, чья внешность не соответствует установленному канону, вряд ли смогут реализоваться в этой сфере — свои исключения здесь, конечно, есть, но от привычного стандарта они отходят, как правило, несильно.
Светлана Март
директор по России Performance Style Model Management
«Общепринятый стандарт 90—60—90 претерпел изменения уже давно. Мировые агентства теперь предпочитают девушек с объёмом бёдер до 89 сантиметров, но, например, Париж в прошлом сезоне заявил цифру 88. Точно так же тяжело работать с моделями, у которых бёдра 83–85 сантиметров — значит, всё-таки стандарт есть: сегодня это 87–89 сантиметров. Чтобы выйти на мировой уровень, модель должна усердно трудиться и сформулировать для себя конкретную цель. Если агент профессионал и чувствует рынок, то модель попадёт в правильное русло».
Екатерина Евсеева
букер и преподаватель дефиле President Model Management
«Не всем дано быть моделью, так же как не все могут стать Биллом Гейтсом или автомехаником. В первую очередь агентства оценивают общую внешность, затем параметры тела, но даже при наличии идеальных данных самыми важными факторами являются опыт, целеустремленность, огромное желание и сильная мотивация — так же как и в любом другом деле. В наше время действительное определение профессии стало очень расплывчатым, каждая вторая девушка считает себя моделью. Однако если мы говорим о построении профессиональной модельной карьеры, то это серьёзный и тяжёлый труд. Один из основных этапов — прохождение модельной школы или курсов. Ни одно успешное модельное агентство не будет работать с девочкой с улицы, будь она даже очень красивой».
Как и любой бизнес, индустрия красоты — это гонка за продажами и просмотрами
Воспринимать его нужно соответственно: все эти изображения создаются не для того, чтобы вывести формулу идеальной внешности, а чтобы привлечь аудиторию к определённому продукту — будь то одежда, косметика или определённый стиль жизни. Показательных случаев масса: онлайн-магазин нижнего белья Adore Me, например, не ограничивается тем, что отбирает идеальных девушек для рекламы белья, но и проводит A/B тестирование на самую удачную конфигурацию фотографии. По результатам на странице каждого товара публикуются фотографии, которые принесли больше реальных продаж: модели с руками, закинутыми за голову, лучше продают бюстгальтеры, особенно если при этом у них золотые локоны. Это математический расчёт, уже не имеющий почти ничего общего с реальной жизнью: неважно, насколько вы красивы, всё равно окажется, что вы продаёте товар хуже, если ваша рука лежит на бедре. Зная об этом, можно просто расслабиться и понять — ориентироваться на эти стандарты нет смысла, если, конечно, ты каждый день не продаёшь нижнее бельё.
Хотя стандарты красоты порой доходят до абсурда, они всё равно влияют на наши суждения и оценки — по крайней мере, в том что касается нас самих. Тем интереснее, когда находятся люди, которые не следуют общим правилам, а создают собственные. В 2014 году Авдотья Александрова придумала проект LUMPEN — базу портретов людей с самой нестандартной внешностью.
Эти лица выпадают из общепринятого шаблона красоты, зато полностью отвечают представлениям о прекрасном самой Авдотьи.
Именно таких людей ей хотелось когда-нибудь увидеть на экранах и обложках журналов. Вопреки законам фэшн-индустрии многие «люмпены» спустя полгода стали звёздами — сегодня их приглашают поучаствовать в показах и фотосессиях европейские дизайнеры и фотографы. Смотрите видеоинтервью с Авдотьей о том, как ей удалось сделать нестандарт новой нормой, в апреле на Wonderzine.