СексВозраст согласия: Как определить, когда можно заниматься сексом
Исторические, юридические и психологические аспекты вопроса
Никакой секс невозможен без согласия: добровольное взаимное «да» — основа отношений между партнёрами. У принципа согласия есть несколько условий, и одно из главных — достижение определённого законом возраста, когда человек, как предполагается, чётко понимает свои действия и осознаёт их последствия. При этом сексуальные отношения с людьми, которые этого самого возраста не достигли, часто трактуются как преступление — это необходимая практика, призванная защитить детей и подростков от сексуализированного насилия.
Однако наличие возраста согласия и, казалось бы, однозначные определения в законодательствах разных стран всё равно оставляют серые зоны и пространство для злоупотреблений. Разбираемся, как появился возраст согласия, какой он в разных странах и какая юридическая и психологическая логика стоит за конкретными цифрами.
Антон Данилов
История вопроса
В разных странах установлен разный возраст согласия, но в среднем он варьируется от 14 до 18 лет. Но так, разумеется, было не всегда: у возраста согласия длинная и непростая история. Долгое время возраст согласия совпадал с возрастом половой зрелости — обычно около 12 лет. У девочек его определяли по началу менструации, а у мальчиков — с ростом лобковых волос. Точных данных о том, каким был возраст согласия в раннее время, нет, однако исследователи сходятся во мнении, что обычно такие вопросы решались семьёй. При этом часто в Западной Европе возраст сексуального согласия оказывался синонимом брачного возраста: предполагалось, что секса вне брака не существует.
«Такой подход оправдывался тем, что детства как некоего конструкта не существовало очень долго, чуть ли не до восемнадцатого века. Дети рождались и сразу после этого становились „маленькими взрослыми“; дети крестьян начинали работать тогда, когда в принципе могли начать работать. Ни у кого не возникало вопроса о том, нужно ли как-то ограничивать их до наступления конкретного возраста, — рассказывает сексолог и психолог Елена Фоер. — Сама идея, что дети не до конца могут отдавать себе отчёт в том, что они делают, что их могут заставить что-то делать, тоже появилась относительно недавно — поэтому и концепция возраста согласия на секс более позднего, чем начало репродуктивного возраста, появилась вместе с ней».
При этом вопрос возраста согласия часто оказывался (и оказывается до сих пор) важнее для девочек, чем для мальчиков. Особенно заметной эта проблема стала с публичным обсуждением детской проституции — например, в Англии это явление начали проблематизировать в семидесятых годах позапрошлого столетия. Огромную роль в этом процессе сыграла Джозефина Батлер — суфражистка Викторианской эпохи. Батлер боролась с так называемым Актом о заразных заболеваниях от 1864 года, который позволял полиции арестовывать, подвергать осмотрам и отправлять в закрытые больницы женщин, которых они подозревали в занятиях проституцией. Выступая против торговли людьми в любом её виде, Батлер повлияла на повышение возраста согласия в Англии с 13 до 16 лет — не в последнюю роль для того, чтобы защитить молодых девочек от сексуализированной эксплуатации. Ускорила этот процесс публикация скандальных материалов в газете Pall Mall, где рассказывалось о мужчинах, плативших баснословно большие деньги за возможность «лишения девственности» очень юных проституированных женщин.
Повышение возраста согласия было важной частью повестки суфражисток и феминисток не только в Англии, но и в США. В 1893 году в штате Колорадо в число членов палаты представителей впервые избралась женщина — ею стала Кэрри Клайд Холли. Холли — так же, как и Батлер в Англии, — занималась женским вопросом. Первым законопроектом её авторства стала норма, которая повышала бы возраст согласия в Колорадо (в то время в 38 штатах, как пишут в публикации издания Смитсоновского университета, возраст согласия составлял 12 лет). Повышение возраста согласия имело очень важное значение для борьбы не только с проституцией, но и сексуализированным насилием — в то время мужчины, которые заставляли очень юных женщин заниматься с ними сексом, на все претензии могли ответить просто: «Она сама согласилась». Повышение возраста согласия в этом смысле лишало бы их такой возможности, потому что тогда секс с женщиной, не достигшей конкретного возраста, приравнивался бы к изнасилованию.
Огромную роль в борьбе за повышение возраста согласия для женщин сыграл Женский христианский союз трезвости (Woman’s Christian Temperance Union, WCTU). Это движение было международным — в частности, в США оно появилось после успеха христианских активисток в Великобритании, которые к 1863 году смогли добиться повышения возраста согласия до 13 лет. Женщины по обе стороны Атлантики выступали за «сексуальную чистоту», ради соблюдения которой нужно было как отказаться от алкоголя (его часто называли причиной «порока»), так и повысить возраст согласия. И их кампания — даже несмотря на то что христианки из организации часто даже не обсуждали секс напрямую — оказалась успешной: к 1920 году почти во всех американских штатах (за исключением Джорджии) возраст согласия повысили до 16 или 18 лет. До этого он составлял от 10 до 12 лет, а в Делавэре до 1895 года — 7 лет.
На Руси возраст сексуального согласия также равнялся минимальному возрасту для вступления в брак — в разное время он колебался от 12 до 15 лет. В Российской же империи возраст согласия для мужчин и женщин отличался — например, в XIX веке жениху должно было быть не меньше 18 лет, невесте — не меньше 16 (исключение делалось для кавказских владений империи — там возраст согласия закреплялся на отметке 15 и 13 лет соответственно). Уже после падения империи, в 1926 году, в СССР был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, где возраст вступления в брак для женщины был повышен до 18 лет. При этом очень долго самого понятия «возраст согласия», которое описывало бы не возможность заключить союз, а желание заниматься сексом, не было. Позже — с принятием в 1968 году нового Кодекса о браке и семье — минимальный возраст для вступления в брак был снижен до 16 лет.
А что сейчас
В законодательствах большинства государств мира брачный возраст выше возраста сексуального согласия, но нельзя сказать, что во всех странах мира в обществе существует консенсус по этим цифрам. Один из самых свежих примеров — это Япония: там в ноябре прошлого года студенты создали петицию с требованием повысить возраст сексуального согласия с 13 до 16 лет. После того как её подписали больше 40 тысяч человек, её текст отправили министрке юстиции Ёко Камикаве. В августе этого года в Осаке и других крупных городах страны митинговали за повышение отметки — это случилось после слов члена правящей Конституционно-демократической партии Японии о том, что заниматься сексом с четырнадцатилетними — нормально.
В феврале этого года возраст согласия — как действующая норма в законе — появился во Франции: теперь секс с человеком, которому нет 15 лет, будет считаться преступлением, если её или его партнёру больше 18 лет. До этого возраста согласия как такового во Франции не было вообще — широко эта тема начала обсуждаться три года назад на волне общественного возмущения из-за разных резонансных дел (одно из них — это оправдательный приговор взрослому мужчине, который утверждал, что одиннадцатилетняя девочка дала согласие на секс). Кроме того, новые законы во Франции позволяют детям рассказывать о пережитом насилии до того, как им исполнится 48 лет: эта норма принята, потому что детям часто бывает тяжело признаваться, что с ними произошло прямо сейчас.
Самый низкий возраст согласия в мире сегодня действует в Анголе и на Филиппинских островах — 12 лет. В некоторых странах с преобладающим мусульманским населением — Афганистане, Иране, Кувейте, Ливии, Омане, Пакистане и других — такого понятия нет вообще: там сексуальные отношения считаются законными только после вступления в брак. При этом не везде определён даже минимальный возраст для вступления в брак: как пишет Human Rights Watch, такая норма отсутствует в Йемене. По разным данным, в некоторых регионах страны девушек могут выдавать замуж в восемь лет. В 1999 году там приняли Закон о личном статусе, который накладывает на сексуальные отношения в браке единственное ограничение: девушка должна быть половозрелой, что приравнивается к началу менструации. На практике, по данным всё той же Human Rights Watch, эта норма защищает девочек далеко не всегда. Правозащитники сходятся во мнении, что ранние браки фактически лишают женщин образования; многие из них не могут контролировать рождение детей — и рожают столько раз, сколько забеременеют.
Текущая отметка в России на уровне 16 лет закреплена в Семейном кодексе РФ, который приняли в 1995 году. Партнёр практики частных клиентов, адвокат адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева напоминает, что 1 октября 2012 года Россия ещё и подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. «Для целей Конвенции в России установлен возраст сексуального согласия 16 лет», — говорит она. Таким образом, в Российской Федерации брачный возраст устанавливается на уровне 18 лет, а возраст сексуального согласия наступает в 16 лет.
Юридические аспекты в России
Юлия Андреева добавляет, что Семейный кодекс предусматривает возможность снижения брачного возраста до 16 лет по просьбе лиц, желающих вступить в брак, если у них есть «уважительные причины по решению органов опеки и попечительства по их месту жительства». «При наличии исключительных обстоятельств и в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ, вступление в брак может быть разрешено и до достижения возраста 16 лет, — говорит юрист. — Сейчас такая возможность существует в нескольких субъектах: в Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской, Тульской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, а в Тверской, Мурманской и Рязанской — до 15 лет». Андреева объясняет, что такими обстоятельствами могут быть беременность несовершеннолетней, рождение ею ребёнка, угроза жизни одной из сторон, отсутствие обоих родителей или опекунов у вступающего в брак и другие исключительные обстоятельства.
При этом чёткого определения «возраста согласия» в российском законодательстве также нет. «Возраст согласия следует из статьи 134 Уголовного кодекса РФ. Там определено, что любое половое сношение лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, является уголовным преступлением», — уточняет она.
При этом в России если совершеннолетний мужчина занялся сексом с женщиной, не достигшей 16 лет, а потом вступает с ней в брак, то его могут освободить от ответственности. Юлия Андреева говорит, что объясняют это так: субъект преступления (то есть совершеннолетний) перестал быть «общественно опасным в связи с вступлением в брак». «Последующее расторжение брака не допускает повторного привлечения лица к уголовной ответственности», — говорит она. При этом есть примечание относительно разницы в возрасте обвиняемого и потерпевшей: если она не больше четырёх лет — то есть, например, одному партнёру 18, а другому — 15 лет, — то уголовное дело и суд всё равно будут, но вот лишение свободы в таких случаях не назначается.
«Кроме того, закон явно отделяет понятие именно согласия на секс от просто допустимого возраста в 16 лет», — говорит Юлия. Иными словами, добровольный секс с лицом, не достигшим 16 лет, подпадает под действие 134-й статьи УК РФ (максимальное наказание — до четырёх лет лишения свободы, а против его воли — 131-й («Изнасилование», максимальное наказание без отягчающих обстоятельств — до шести лет лишения свободы, с отягчающими — до десяти лет лишения свободы) и 132-й («Насильственные действия сексуального характера», максимальные наказания аналогичны) статей УК РФ. «Впрочем, решение вопроса о назначении наказания зависит от ряда факторов, немаловажными среди которых являются позиция потерпевшей (касательно строгости назначаемого наказания) и самого подсудимого к содеянному (признаёт ли он вину или всё отрицает)», — уточняет Андреева
Психологический аспект возраст согласия
Предполагается, что возраст сексуального согласия — это тот возраст, начиная с которого человек способен дать осознанное согласие на сексуальные отношения с другим человеком. Но все люди разные, и насколько такой уравнительный подход отвечает задачам защиты каждого человека от сексуализированного насилия — вопрос открытый. «Насколько каждый шестнадцатилетний человек готов к сексуальным отношениям и что подразумевать под этой готовностью — вопрос, тем более что физическая и психологическая готовность далеко не всегда синхронны», — рассказывает сексолог Марина Травкова. Эксперт говорит, что в понятие «возраста согласия» отчасти заложены представления о физическом развитии, отчасти — идеи и убеждения законодателей каждой страны.
Сексолог Елена Фоер также напоминает, что в разговоре о сексе в любом возрасте, а в юном особенно, важны подкованность и грамотность. Подростки, как говорит эксперт, очень сложно в принципе обращаются с тем, чего хотят, они могут плохо понимать, на что они соглашаются, на что готовы, а на что — нет. «Они могут хотеть быть принятыми, получить одобрение через согласие на секс. Они могут не различать, например, разных мотиваций к сексу, ими проще манипулировать и управлять с помощью чего бы то ни было. Я знаю людей, которые считают, что ограничение возраста согласия искусственно, что все подростки разные и что нельзя мерить всех одной линейкой. При этом эта самая линейка защищает тех, кто находится в уязвимом положении; тех, кто потом может понять, что их изнасиловали», — говорит она.
Марина Травкова добавляет, что подростки, вступая в отношения, нередко соглашаются на секс, потому что их уломали, потому что убедили, что это часть взрослой жизни, заверили, что это доказательство чувств, потому что они видели что-то такое в кино или порно. «И если мы уберём или снизим возраст согласия, мы их вовсе лишим защиты от тех, кто пользуется их невежеством и наивностью», — рассказывает Марина.
Разговор о возрасте согласия осложняется ещё и тем, что в России на уровне школы нет сексуального просвещения. При этом сейчас ситуация с сексуальной грамотностью несовершеннолетних меняется — особенно это заметно в больших городах, где живут люди с доступом к английскому языку, уверена Травкова. «Но общая картина по-прежнему неутешительная, сексуального просвещения нет, порно — один из основных источников информации о сексе. К сожалению, именно этот источник чаще всего демонстрирует насилие и отсутствие диалога», — говорит сексолог. Такой же точки зрения придерживается сексолог Елена Фоер. «Сексуальная грамотность подростков растёт быстрее, чем у взрослых, но при этом она всё равно не то чтобы сильно высокая», — подчёркивает она.
ФОТОГРАФИИ: fidaolga— stock.adobe.com (1, 2)