СексВсё это секс: Почему пора отменить слово «петтинг»
Прелюдия — тоже секс
«Петтинг», «прелюдия», «предварительные ласки» — слова, как будто взятые из глянцевых журналов нулевых. Но сегодня они не менее популярны — соответствующие советы можно найти и в женских, и в мужских изданиях. В американском Cosmopolitan, например, его сравнивают с закуской перед основным блюдом: «Что уж, секс работает так же, как еда. Закуски не утоляют голод, они раззадоривают его — так же, как прелюдия перед непосредственно пенисовагинальным сексом». Но правда ли петтинг настолько радикально отдельная от секса в целом практика?
Александра савина
«Петтинг» происходит от английского аналога «petting», или «ласкать». Английское слово, правда, используется в первую очередь для разговора о животных, а в сексуальном контексте чаще можно встретить «foreplay», то есть «прелюдию». Первое использование «foreplay» в сексуальном контексте связывают с прошлым веком, а если точнее, с 1920-ми. Но популярной идея стала, предположительно, в шестидесятых, в свете теории сексологов Вирджинии Джонсон и Уильяма Мастерса о фазах сексуальных реакций человека.
Считается, что петтинг «предваряет» пенетрацию и в целом является частью цикла «предварительные ласки — пенетрация — оргазм». Речь при этом чаще всего идёт только о пенисовагинальном проникновении — так что к прелюдии могут отнести любую другую сексуальную практику, в том числе и пенетрацию с помощью секс-игрушек, взаимную мастурбацию и оральную стимуляцию. Ещё петтинг принято делить на виды: обычный и «тяжёлый», или «глубокий». Во втором случае партнёры раздеваются, могут дотрагиваться до половых органов друг друга, использовать секс-игрушки.
Опрос 4400 пользователей услуг производителя секс-игрушек Lovehoney 2017 года показал, что секс большинства гетеросексуальных пар длится в среднем девятнадцать минут: десять минут прелюдии и ещё девять минут пенетрации. Исследование мнений сексологов, проведённое в 2008 году, показало, что специалисты считают «адекватным» половой акт, длящийся три-семь минут, «желательным» — семь-тринадцать минут, «слишком коротким» — одну-две минуты, а «слишком долгим» — от десяти минут до получаса. Что именно подразумевается под половым актом, авторы исследования не уточняют, но легко представить, что речь в первую очередь о гетеросексуальном сексе и о пенисовагинальной пенетрации — если включить в «счётчик» прелюдию, полчаса уже не кажутся таким долгим временем. Логично, что когда речь заходит о сексе и практиках, выходящих за рамки пенисовагинальной пенетрации, данных о том, сколько длится половой акт, гораздо меньше.
Все эти идеи легко укладываются в традиционные представления о сексе, где главным действием считается проникновение пениса в вагину, а остальные практики — дополнением, но не вполне самостоятельным сексуальным взаимодействием. Исследование 2014 года, например, показало, что люди с большей уверенностью считают сексом проникновение члена в вагину, а вот в ситуации с оральной стимуляцией уверены гораздо меньше. Другая работа, уже 2010 года, показала, что 90 % опрошенных считают сексом пенисовагинальное проникновение, но с другими практиками всё сложнее. Один из пяти респондентов, например, не считал сексом анальную пенетрацию, три из десяти не считали сексом оральную стимуляцию, а около половины предлагали не учитывать в сексе стимуляцию гениталий партнёрши или партнёра рукой. В поп-культуре непроникающие виды секса нередко выставляют как что-то «смешное» и «ненастоящее» — в противовес «реальному» сексу.
Все эти представления приводят к странным, а порой и абсурдным ситуациям. Подростки, принявшие решение воздержаться от секса до брака, нередко отказываются только от вагинальной пенетрации, но могут прибегать, например, к оральному и анальному сексу или взаимной мастурбации, считая себя «технически девственными».
Идея о прелюдии хорошо вписывается в концепцию «правильного» и «неправильного» секса: «закуска» против «основного блюда», «поглаживания, прикосновения, поцелуи, разговоры в качестве прелюдии» против «самого полового акта». Петтинг в этой системе координат оказывается в категории «ненастоящего» секса: он не вписывается в узкое понимание сексуальности, поэтому в разговорах о нём можно встретить выражения типа «как наслаждаться близостью без секса».
О петтинге часто говорят как о практике, которая нужна в первую очередь женщинам — как способ «оттянуть удовольствие» или «разогреть» партнёршу перед «главным событием». В центре представлений о сексуальном удовольствии по-прежнему оказывается пенетрация — что странно, если учесть, какому проценту женщин недостаточно только её для получения оргазма. Исследование 2017 года, проведённое при содействии поддерживающей изучение женской сексуальности компании OMGYes, показало, что лишь 18,4 % опрошенных женщин достаточно только пенетрации для достижения оргазма. 36,6 % респонденток отметили, что клиторальная стимуляция обязательна для их оргазма, а ещё 36 % — что хотя она не обязательна, с клиторальной стимуляцией их оргазмы становятся сильнее. Другие данные указывают, что «вероятность оргазма у женщин повышается, если их половой акт включал в себя глубокие поцелуи, стимуляцию гениталий рукой и/или оральный секс в дополнение к вагинальной пенетрации». Какую из практик в этом случае стоит считать «главной», а какую «дополнением» — большой вопрос.
К тому же идея о «прелюдии» и «основном сексе» очень гетеронормативна. В этой логике получается, что пара, в которой ни у одного из партнёров нет пениса, занимается не сексом, а бесконечной прелюдией, даже если прибегает к пенетрации с помощью секс-игрушек. За бортом «настоящего» секса оказываются и те, кто выбирает непроникающие практики — из-за личных предпочтений или, например, состояния здоровья.
Многие практики, которые принято считать петтингом или прелюдией, если посмотреть на них безоценочно, и есть собственно секс, а не его «дополнения». Секстинг, дёрти-ток, секс через видеочаты — бесконтактные сексуальные практики; раббинг и другие непроникающие практики, при которых партнёры контактируют друг с другом, — контактный непроникающий секс. Все они могут принести оргазм — или по крайней мере существенно усилить ощущения и дополнить эффект от любой другой практики, которую предпочитает человек. Это, в свою очередь, ставит новые вопросы. Где проходит граница между сексом и петтингом — и есть ли она сегодня в принципе? К тому же возводя границы между «прелюдией» и «основным» сексом, мы будто бы подразумеваем, что это разделение существует, что вслед за одним действием начинается другое, принципиально иное. Это, конечно, не так — поцелуи, поглаживания, возбуждающие разговоры и все другие виды взаимодействия едва ли заканчиваются с началом пенетрации.
Конечно, никто не говорит, что в вопросах сексуальных практик не может быть иерархий. В конце концов, у всех разные вкусы, и логично, что партнёры могут уделять большее значение той или иной части процесса, в зависимости от собственных предпочтений (и совсем не обязательно пенетрации). Но едва ли есть смысл говорить об универсальном оглавлении и общей схеме с «предисловием» и «основной частью». Любая практика может стать стартовой или финальной, если того захотят сами партнёры. И уж точно каждая из них заслужила право называться сексом.