Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СексСекс по контракту?
Татьяна Никонова
о документах на согласие

Секс по контракту?
Татьяна Никонова
о документах на согласие — Секс на Wonderzine

Секс-эксперт и исследовательница человеческих душ Татьяна Никонова разбирает актуальный вопрос

ТЕКСТ: Татьяна Никонова, автор блога Nikonova.online 
Иллюстрация: Даша Чертанова

Еженедельно новости подкидывают всё новые поводы для жаркого обсуждения. О том, как переосмысление морали изменит общество и как эволюционируют представления о сексе и отношениях, рассуждает наш бессменный автор и обладательница отменного чувства юмора Татьяна Никонова.

Всё больше людей задумываются о том, какие формы может принимать принцип согласия, одни из них — голландский стартап LegalFling. Компания начала разрабатывать блокчейн-приложение, с помощью которого можно будет дать согласие на секс, да так, что всё будет оформлено юридически. Запуск ожидается весной 2018 года, а пока доступны скриншоты и объяснения, как это будет работать. Идея появилась после реформы шведского законодательства, которая обязала жителей страны давать согласие на секс. СЕО LegalFling Рик Шмитц объяснил, что поскольку подписывать документы перед сексом не слишком удобно, приложение должно прийтись очень кстати. Свершилось то, о чём так часто писали в обсуждениях флешмобов последних двух лет: «Нам придётся подписывать документы перед сексом!» Вопрос: а действительно ли это нужно? 

На первый взгляд кажется, что подтверждение согласия снимает многие вопросы. Например, в контракте можно указать, готовы ли вы на БДСМ, грубый язык, использование презервативов или отказ от них, можно ли делать фото или видео, а также удобно будет подтвердить отсутствие половых инфекций (или же не касаться темы вовсе). Делается это несколькими нажатиями на тачскрин, то есть быстрее, чем вы успеете найти презервативы в сумке. Однако даже такие, казалось бы, конкретные и формальные действия могут по-разному восприниматься участниками. 

Простой пример: что будет значить согласие на «эротические фото»? Каждый из нас поймёт ситуацию по-своему: один будет считать, что речь идёт о весёлых постановочных снимках голышом, другой достанет камеру во время анального секса; при этом, согласно контракту, будет в своём праве. Так, подтверждение нескольких крайне общо описанных опций скорее спровоцирует недопонимание и конфликты, чем разудалый секс по согласию. Контракт, просто из-за своей сути, не оставляет пространства обсуждения. Изменить мнение, договориться по ходу, что кого устраивает, не получится — ведь всё уже, подписи поставлены. В этом и заключается самый существенный недостаток такого подхода: он заставляет думать о сексе не как о процессе, меняющемся каждую минуту, а как о загадочном цельном предмете. Из виду совершенно упускается то, что дать полное, безоговорочное и неотзываемое согласие на то, что с тобой ещё не произошло, невозможно. На деле секс включает в себя свободу самовыражения, импровизацию и неожиданные реакции тела, которые не засунешь ни в какой документ.

 

Инициатива похожа
не на попытки снизить уровень насилия, а на уловку,
чтобы прикрыть задницы тех, кто не хочет договариваться

К тому же, даже если договор содержит поминутный сценарий того, что будет происходить, любой человек всё равно имеет право передумать и уйти. Мы можем испугаться, устать, заскучать, потерять возбуждение или вспомнить, что завтра рано вставать. Можем почувствовать боль или потребность съесть пару котлет. Можем захотеть другого человека, которого рядом нет, или прерваться на сигнал тревоги. Причина не важна — важно, что возможность отказаться продолжать сексуальные действия, даже если они начинались по желанию и согласию, неотъемлемое человеческое право. Соглашаясь на секс, мы соглашаемся на коммуникацию, проявляем доверие и радуемся возникающей близости, каждую минуту выражая согласие действиями, — а вот контракт сообщает, что однажды данное согласие распространяется на всё, что происходит, даже если настроения уже нет. 

Более того, первая мысль, возникающая, когда читаешь описание LegalFling и других идей о юридическом подтверждении согласия на секс: всё это затеяно не ради защиты тех, кого могут к сексу принуждать. Скорее — для защиты тех, кто боится оказаться под судом за насильственные действия, поэтому нуждается в подтверждении, что ничего плохого не хотел — вот и справочка в наличии. То, что во время секса партнёр или партнёрша могли передумать, в расчёт не принимается. Не говоря уже о том, что вашим смартфоном легко может воспользоваться кто угодно: напоил, отобрал гаджет, нажал на нужные кнопки — вуаля. Создателям LegalFling уже предъявляют, что в команде стартапа нет ни одной женщины, которые чаще страдают от сексуального насилия. Так, инициатива похожа не на попытки снизить уровень насилия, а на уловку, чтобы прикрыть задницы тех, кто не хочет договариваться. 

Говорить, слушать, договариваться и приходить к компромиссу — единственный способ заниматься сексом по взаимному согласию и без опасений оказаться насильником. Нам нужны не юридические костыли и развёрнутые списки подтверждаемых опций, а сексуальное образование, навыки коммуникации, открытость, свободный разговор о своих желаниях, уважение к мнению партнёров и умение определять своё. Нам необходимы навыки выявлять насилие и реагировать на него соответственно, а не подтверждение согласия на ситуацию, куда можно насилие протащить. Мы нуждаемся в чувствительности, эмпатии и разрешении для каждого самостоятельно определять границы собственной сексуальной жизни. И вот тогда у нас будет сколько угодно почти любого секса — без контрактов и справок, потому что секс — это вам не бассейн.  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться