Что мы узнали«Как моя грудь на ощупь?»: Что мы узнали из первых серий «Поймай и убей» Ронана Фэрроу
Неопубликованные материалы
На HBO (в России — в «Амедиатеке») вышли первые серии документального проекта журналиста Ронана Фэрроу «Поймай и убей: Запись подкаста». Сериал основан на одноимённой книге и подкасте Фэрроу, посвящённых его расследованию преступлений продюсера Харви Вайнштейна и системы, которая позволяла ему оставаться безнаказанным. В марте 2020 года суд приговорил Харви Вайнштейна к двадцати трём годам тюрьмы по обвинению в изнасилованиях, а в апреле этого года его адвокаты подали апелляцию, рассчитывая на пересмотр дела.
В «Поймай и убей: Запись подкаста» вошли неопубликованные прежде видеоматериалы (в основном видеозаписи интервью) и некоторые новые данные о знаменитом расследовании. И всё же этот проект будет интересен в первую очередь тем, кто не читал книги Фэрроу, а подкастам предпочитает видео-формат — критики даже пожурили HBO за необоснованную, по их мнению, новую версию материала (но отметили, что скучать их сериал всё же не заставил). «Поймай и убей: Запись подкаста» можно считать введением в «дело Вайнштейна», но самыми значимыми, конечно, становятся истории пострадавших от действий кинопродюсера — в сериале Ронан Фэрроу берёт у них интервью, общается с журналистами, частными детективами и не только. Рассказываем, чему посвящены первые две серии документального проекта.
анна третьякова
Сериал начинается с истории модели Амбры Гутьеррес. В 2015 году Харви Вайнштейн домогался её на встрече: по её словам, он засунул руку ей под одежду. Гутьеррес обратилась в полицию. Пока она говорила с сотрудниками отдела по работе с пострадавшими от насилия, ей позвонил сам Харви Вайнштейн — из-за того, что она не пришла на мюзикл, на который он оставил для неё билеты. Амбра решила спросить его о домогательстве. «Как моя грудь на ощупь?», — спросила она. «Она прекрасная», — ответил, по её словам, Вайнштейн. Амбра Гутьеррес подумала, что для полицейских, услышавших её разговор, это будет доказательством. Однако они попросили её встретиться с Вайнштейном на следующий день и надеть микрофон для прослушки.
В сериале включают записи разговора Амбры Гутьеррес и Харви Вайнштейна в баре отеля. Он предлагает ей роль, но подчёркивает, что к ней надо будет подготовиться, а также, что Амбре надо будет «расслабиться и получать удовольствие» с ним. После этого Харви Вайнштейн позвал Амбру в свой номер, где ему, по его словам, надо было принять душ. Она спрашивала, может ли подождать его в баре, но Вайнштейн настаивал, чтобы она зашла в номер и выпила, пока он в душе. На аудиозаписях слышно, что Вайнштейн говорит Амбре: «Не позорь меня в этом отеле, я тут часто бываю», пока она не решается зайти. Затем он заявляет: «Я — известный человек», просит Амбру зайти на пять минут и добавляет: «Не ссорься со мной из-за пяти минут». Затем Амбра вновь спросила его о домогательствах, о том, как он потрогал её грудь, на что Вайнштейн ответил, что «привык» к такому, но это не повторится. Так, Амбра сумела записать его признание на микрофон. В тот вечер детективы отвезли Харви Вайнштейна в участок (Амбре Гутьеррес полицейские помогли уйти из отеля) и допросили. Он потребовал адвоката, позднее его отпустили из участка.
Амбра Гутьеррес чувствовала давление со стороны главы отдела по борьбе с преступлениями сексуального характера Марты Бэшфорд на допросе. Гутьеррес спрашивали о прошлом в Италии, интересовались, была ли она секс-работницей. Источники подтвердили Ронану Фэрроу, что Марта Бэшфорд расспрашивала Амбру о Сильвио Берлускони и её личной жизни (в Италии Амбра Гутьеррес давала показания по делу, в рамках которого Берлускони обвинили в том, что он заплатил за секс с несовершеннолетней девушкой). В прокуратуре же сказали, что это было обычной практикой, чтобы подготовить свидетеля к допросу на заседании.
адвокаты Харви Вайнштейна наняли частную разведывательную фирму K2 Intelligence, чтобы не позволить окружному прокурору выдвинуть обвинения, рассказал Ронан Фэрроу. Это агентство нашло выдержки из итальянской прессы о деле Берлускони, которые выставляли Амбру Гутьеррес секс-работницей, нарушавшей закон. Позднее, негативная информация о Гутьеррес появилась в американских таблоидах, на которые, по словам Фэрроу, Харви Вайнштейн имел влияние. Прокуратура в итоге не выдвинула обвинений против Вайнштейна, сославшись на недостаток доказательств.
Вайнштейн предложил Амбре Гутьеррес заключить контракт: деньги в обмен на её молчание. Амбра отказывалась, Вайнштейн предложил сначала триста тысяч долларов, а затем повысил сумму по пятисот тысяч. Затем он предложил миллион долларов. Амбра решила согласиться на условия после того, как её брат, живущий в то время в Италии, рассказал, что кто-то приходил к нему на работу и спрашивал о ней. После сделки у Амбры началась затяжная депрессия.
Соглашение о неразглашении информации занимало восемнадцать страниц. В рамках соглашения Амбра должна была передать все свои носители информации и пароли от аккаунтов разведывательному агентству Kroll. Все носители ей вернули пустыми.
Аудиозаписи, использованные в сериале, были сделаны на мобильный телефон Амбры. Вместе с микрофоном, которые ей установили полицейские, она решила записать встречу с Вайнштейном на свой телефон. Она смогла сохранить аудиозаписи, сказав представителям агентства Kroll, что забыла пароль одного из своих почтовых аккаунтов. Ронан Фэрроу сообщил Харви Вайнштейну, что у него есть аудиозаписи его встречи с Амброй Гутьеррес, когда обращался к нему с фактчекингом. «Той записи, которую уничтожил окружной прокурор?», — сказал Вайнштейн, по словам Ронана Фэрроу. В офисе окружного прокурора Ронану Фэрроу сказали, что не стали бы уничтожать улики.
Ронан Фэрроу и Амбра Гутьеррес отметили, что даже будь пострадавшая секс-работницей, как пытались заявить таблоиды, это бы не делало её историю ложью. «Даже если женщина носит шпильки и короткие юбки, она может помешать кому-то плохому творить зло. Она может быть сильной, знать себя и иметь право не делать то, что ей неприятно», — заключила модель Амбра Гутьеррес.
Во второй серии Ронан Фэрроу общается с журналистами, которые подозревали, что Харви Вайнштейн домогался и насиловал женщин ещё в 90-х годах, но у них было недостаточно доказательств для публикации.
В Голливуде многие называли поведение Харви Вайнштейна «открытым секретом», сказал Ронан Фэрроу.
Актриса Розанна Аркетт рассказала в сериале о домогательствах Вайнштейна в начале 90-х: он пригласил её в номер отеля для переговоров, встретил её в халате и пытался домогаться. «Розанна, ты совершаешь большую ошибку», — сказал ей Харви Вайнштейн, когда она ему отказала. По словам Аркетт, уходя из отеля, она понимала, что это отразится на её карьере.
Многие люди боялись продюсера и того, что он может загубить их карьеру, и не готовы были говорить с журналистами под запись, по словам репортёра Кена Аулетты, который написал профайл на Харви Вайнштейна в The New Yorker в декабре 2002 года.
Харви Вайнштейн выплатил Ровене Чиу и Зельде Перкинс, работавших в его компании Miramax и обвинивших его в сексуализированном насилии, компенсацию в рамках соглашений о неразглашении информации в виде личных чеков (оформленных на имя его брата Боба Вайнштейна). На тот момент дела были закрыты как частные, поэтому журналист Кен Аулетта не нашел публичных судебных документов с обвинениями, а также не смог показать, что Вайнштейн использовал деньги своих корпораций, что было бы мошенничеством.
Харви Вайнштейн расплакался, когда Кен Аулетта напрямую спросил его об обвинениях со стороны Зельды Перкинс и Ровены Чиу. Вайнштейн заявил журналисту, что тот разрушит его брак и жизни его детей. Затем он пришел к Аулетте и главреду The New Yorker Дэвиду Ремнику с адвокатом и требовал не публиковать профайл. Однако из-за того, что у них не было достаточно доказательств, Аулетта и Ремник не писали о домогательствах Вайнштейна в профайле The New Yorker.
Журналистка Ким Мастерс, которая пишет о культуре, рассказала о конфликтах с Вайнштейном из-за того, как она рассказывала о его проектах: она упоминала трудности во время производства фильмов, а также написала критическую статью о фильме «Бесславные ублюдки».
В 2016 году Ким Мастерс хотела взять интервью для The Hollywood Reporter у актрисы Роуз Макгоуэн, накануне написавшей в твиттере о пережитом насилии, не упоминая имён. Мастерс поняла, что та говорила о Харви Вайнштейне. «Но наши юристы не готовы были на это пойти», — сказала Мастерс.
В 2017 году Харви Вайнштейн предложил Ким Мастерс написать книгу, так как одной из его компаний было издательство. Журналистка отказалась. Благодаря этому она потом свободно могла говорить о преступлениях Вайнштейна в интервью на телевидении.
В августе 2017 NBC решило закрыть расследовательский проект Ронана Фэрроу, для которого тот уже успел записать многие интервью, в том числе с журналистом Кеном Аулеттой. Именно Аулетта предложил Фэрроу обратиться в The New Yorker, который и опубликовал его громкое расследование.
ФОТОГРАФИИ: HBO