Что мы узналиЧто мы узнали из первой серии документального фильма «Аллен против Фэрроу»
История, рассказанная от лица Дилан и Миа Фэрроу
21 февраля на HBO вышла первая из четырёх серий документального фильма «Аллен против Фэрроу», рассказывающего о конфликте Вуди Аллена и Миа Фэрроу. Актриса обвиняет режиссёра в растлении приёмной дочери Дилан Фэрроу. Впервые об этой истории стало известно в 1992 году, но открыто обвинить отца в педофилии Дилан решилась лишь в 2014-м. Тогда, по её словам, ей никто не поверил — но история всплыла вновь в начале 2018 года, когда Дилан дала интервью о домогательствах со стороны приёмного отца в эфире программы «CBS This Morning». Вслед за этим в защиту отца выступил приёмный сын Фэрроу и Аллена Мозес, который обвинил мать в физическом и психологическом насилии. В трейлере «Аллен против Фэрроу» тоже мельком упоминалась версия о том, что Фэрроу якобы заставила Дилан рассказать о насилии со стороны отца из чувства ревности: в 1992 году актриса узнала об отношениях между режиссёром и их приёмной дочерью Сун-И. Что касается Аллена, то ему так и не было предъявлено официальных обвинений и сам он продолжает отрицать, что домогался приёмной дочери.
Фильм «Аллен против Фэрроу» снят с позиции Миа и Дилан Фэрроу — перспектива Аллена представлена с помощью аудиоотрывков его мемуаров «Apropos of Nothing», вышедших в 2020 году (издатели уже заявили, что произведение было использовано «без разрешения», — сам Аллен назвал сериал «грязной работой», а его создателей — «абсолютно не заинтересованными в правде»). В съёмках картины, помимо самих Миа и Дилан Фэрроу, приняли участие Ронан Фэрроу (журналист и общий сын Вуди Аллена и Миа Фэрроу), а также друзья семьи — их рассказ сопровождается архивными видеозаписями и фотографиями. Рассказываем о том, что нам удалось узнать из первой серии.
ВНИМАНИЕ: в тексте есть описания насилия, в том числе насилия над несовершеннолетними.
В самом начале фильма Миа Фэрроу говорит, что в случившемся с её дочерью виновата она сама — актриса утверждает, что была недостаточно восприимчивой к тому, что происходило в их доме. В фильме кратко обсуждается публичная персона Вуди Аллена как режиссёра, комика и актёра, способного растопить сердце любого своей неуверенностью в себе и невротичностью. «Он показывал ту неуклюжую часть себя, которая позволяла нам всем почувствовать себя чуточку лучше из-за собственных недостатков» — говорит журналистка The Paris Review Клер Дедерер. По словам Фэрроу, из-за сложившегося образа Аллена она сама не могла поверить, что режиссёр способен на такое.
Фэрроу и Аллен познакомились в нью-йоркском ресторане Elaine’s в 1979 году — их представил общий друг, актёр Майкл Кейн. По словам Фэрроу, ей льстило, что Вуди Аллен её узнал. В тот же вечер Аллен пригласил актрису на ланч. По рассказам Фэрроу, первые месяцы их романа были ужасно романтичными. Они жили друг напротив друга по разные стороны Центрального парка и много времени проводили вместе, а вечером посылали друг другу трогательные знаки внимания, включая и выключая свет в собственных квартирах. «А когда я хотела сказать, что очень сильно его люблю, вешала на окно красное полотенце», — вспоминает Фэрроу. На протяжении всего времени отношений пара жила раздельно.
На момент знакомства с Алленом Фэрроу воспитывала шесть детей, оставшихся от брака с музыкантом Андре Превином. В этом союзе Фэрроу родила трёх сыновей — Мэтью, Сашу и Флетчер, — а также удочерила трёх девочек — Ларк Сонг и Саммер Сонг из Вьетнама и Сун-И из Южной Кореи. После развода с Превином Фэрроу усыновила мальчика из Южной Кореи Мозеса.
Спустя несколько месяцев Фэрроу купила загородный дом, где её с детьми время от времени навещал Аллен. «Он относился к моим детям исключительно тепло. Я любила его, и мои дети тоже его полюбили», — рассказывает актриса. Сын Фэрроу Флетчер Превин описывал Аллена как «father figure». Спустя некоторое время режиссёр обустроил для них спальные места в своей нью-йоркской квартире, чтобы они чувствовали себя комфортнее, когда навещали его вместе с матерью. Сам Аллен в своей аудиокниге рассказывает, что дети вели себя очень воспитанно и вежливо и он хорошо с ними ладил. Своим любимчиком Аллен назвал Мозеса. По словам Фэрроу, Мозес был единственным членом их семьи без отца и мечтал, чтобы его усыновили. «Мозес тут же влюбился в Аллена», — говорит Фэрроу, Что касается Сун-И, в своей аудиокниге режиссёр отметил, что она была «слегка серьёзной».
Вскоре Фэрроу предложила Аллену завести общего ребёнка — по словам актрисы, режиссёр ответил, что будет не против, но поскольку он не заинтересован в детях, она должна полностью взять заботу о ребёнке на себя, включая финансовую часть. После нескольких неудачных попыток зачатия, актриса предложила вариант с усыновлением, на что Аллен сказал, что, хотя и не изменил своего мнения по поводу детей, он станет «более расположен, если это будет маленькая светловолосая девочка». Фэрроу согласилась: «Я думала, что если сделаю то, чего он хотел, он сможет по-настоящему полюбить нашего ребёнка». Пара удочерила Дилан Фэрроу.
Несмотря на скептическое отношение к детям, Фэрроу вспоминает, что режиссёр тут же влюбился в Дилан и проводил с ней всё свободное время.
В 1987 году у Миа Фэрроу и Вуди Аллена родился общий сын Ронан (Сатчел) Фэрроу. Именно тогда, по версии Аллена, их семейные отношения стали накаляться — по словам режиссёра, Фэрроу «монополизировала» Ронана, из-за чего у него оставалось мало «родительских часов». Компенсировать потерю он пытался за счёт Дилан. По воспоминаниям самой Дилан, Аллен всё время отлучал её от матери, говорил, что Фэрроу не хочет её видеть или слишком занята. Женщина вспоминает, что отец был буквально помешан на ней, хотел проводить с ней всё время и не давал играть с братьями и сёстрами. Друзья Фэрроу тоже утверждают, что Аллен не раз забирал дочь с детской площадки и настаивал на том, чтобы она всё время была с ним. «Когда я приходила к ним домой, Дилан сразу бежала ко мне со словами „спрячь меня, спрячь меня от папы“. Сначала я думала, что это игра, и только потом поняла, что от него исходит какая-то всеподавляющая энергия», — вспоминает Присцилла Гилмэн. Миа Фэрроу тоже замечала, что дочь стала прятаться от отца, запираться от него в ванной. «Из энергичного ребёнка она превратилась в грустную, избегающую контакта девочку, — рассказывает её брат Ронан. — Тогда я ещё не понимал, как можно контекстуализировать такое поведение, но оглядываясь назад, вижу, что на самом деле это была очень настораживающая модель поведения».
Дилан вспоминает, как они с отцом лежали в постели в одном нижнем белье и обнимались. «Я помню на себе его дыхание, как он буквально обвивался вокруг меня, очень интимно», — рассказывает женщина. Однажды их застала Присцилла — женщина утверждает, что видела, как Аллен выбирался из постели в нижнем белье, но «не хотела верить тому, что только что увидела». Миа Фэрроу тоже видела, как Аллен не раз сидел возле кровати Дилан и иногда клал голову девочке на колени, но в то время «не предполагала, что это что-то серьёзное». Сама Дилан отмечает, что ей казалось, что «так с детьми общаются все родители» и что это с ней «было что-то не так», раз она «считала такое поведение странным».
В марте 1991 года в возрасте пяти лет Дилан Фэрроу с подачи матери стала общаться с психологом на предмет «застенчивости и робкого поведения». Во время сессий девочка дважды упоминала, что у неё есть «секрет». В фильме говорится, что психолог «не упоминала об этом в разговоре с Миа».
В документальном фильме также упоминается момент, свидетельницей которого была сестра Миа Фэрроу Тиса: по её словам, они отдыхали на пляже и Миа попросила режиссёра нанести на детей солнцезащитное средство. Как рассказывает Тиса, Аллен мазал санскрином спину Дилан, после чего его рука опустилась ниже и оказалась между ягодиц девочки. Фэрроу увидела происходящее и «быстро выдернула из его рук флакон со средством».
Ещё одним примером неуместного поведения Аллена по отношению к дочери, по воспоминаниям Дилан, стал момент, когда отец попросил её пососать его палец: «Он направлял меня, говорил, что делать с языком. Мне казалось, что это длилось целую вечность». Их вновь застала Присцилла — по словам женщины, Аллен лишь ответил, что «это занятие успокаивает Дилан».
Когда Фэрроу решилась заговорить с Алленом о происходящем, режиссёр сильно разозлился. «Он говорил, что я нуждаюсь в профессиональной помощи. И я думала, что действительно схожу с ума, не может же мой бойфренд быть педофилом. Я думала, что люблю его и хорошо его знаю, что я могу ему верить». Спусковым крючком стала встреча семьи с известным психиатром Этель Персон — женщина сразу обратила внимание на странное поведение Аллена. После этого режиссёр обратился к клиническому психологу. Как рассказывает Фэрроу, хотя специалист и сказал, что Аллен «вёл себя неуместно с дочерью», в его поведении не было сексуального подтекста. «Он сказал, что Вуди никогда не общался с детьми и так пытался выразить свою любовь», — отмечает актриса. После встреч с психологом Аллен попросил Фэрроу впредь сообщать ему о том, когда он ведёт себя неподобающе, чтобы он мог исправиться. После этого Аллен удочерил Дилан и усыновил Мозеса.
В конце серии Фэрроу вспоминает, как в 1992 году зашла в квартиру Аллена вместе с сыном, чтобы забрать пальто. На столе возле телефона лежали полароиды «порнографического характера» с обнажённой Сун-И, которая на тот момент училась на первом курсе университета. По словам актрисы, придя домой, она сразу рассказала дочери, что обнаружила эти снимки. В какой-то момент в квартиру пришёл и Аллен — поначалу он говорил, что влюблён в Сун-И и намерен жениться, а затем объявил, что всё это ошибка, что он «потерял контроль» и больше такого не повторится. По совету психолога Фэрроу рассказала обо всём детям. «И тогда я впервые осознала, что подобное происходило не только со мной», — вспоминает Дилан Фэрроу.
ФОТОГРАФИИ: HBO