ВластьЧто нам известно о Лилии Чанышевой — соратнице Навального, которую отправили в СИЗО
Несмотря на беременность
антон Данилов
Вчера в Уфе на два месяца арестовали Лилию Чанышеву — экс-руководительницу штаба Алексея Навального в Башкортостане (власти признали организацию экстремистской, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.). Она стала первой арестованной по делу о «создании экстремистского сообщества», которое открыто против команды политика. Объясняя своё ходатайство об аресте, следователи утверждали, что, по информации Центра «Э», Чанышева якобы планирует «избежать уголовной ответственности» и «скрытно покинуть территорию Российской Федерации через страны ближнего зарубежья». Как выяснилось чуть позже, Чанышева беременна — что, впрочем, не повлияло на решение судьи.
Рассказываем, что известно об уфимской стороннице Алексея Навального и как её последовательно и методично преследовали за политический активизм.
Лилии Чанышевой тридцать девять лет, свою карьеру политической активистки она начала, оставив работу в крупной консалтинговой компании «Делойт» — об этом в интервью «Радио Свободы» (Минюст считает издание иноагентом. — Прим. ред.) рассказал муж Чанышевой Алмаз Гатин. «Для Лилии понятия свободы, гражданской активности, защиты людей — не праздные вещи. Это смысл её жизни, формировавшийся многие годы, — говорит он. — Конечно, над таким шагом она серьёзно размышляла, стоит ли на него идти, но в итоге в марте 2017 года она возглавила местный штаб Навального».
Проблемы у уфимского штаба Навального начались сразу же после старта работы — например, в апреле 2017 года двери их офиса закидали яйцами. Это случилось через месяц после выхода фильма-расследования о коррупции Дмитрия Медведева и его ближайшего окружения «Он вам не Димон». Тем же летом по всей стране началась «президентская» кампания Алексея Навального — и в Уфе, и в других городах независимому политику чинили препятствия. 7 июля 2017 года силовики обыскали уфимский офис и под видом поиска инструкции по изготовлению «взрывчатых веществ» искали агитационные материалы (их, как потом написала Чанышева, успели спрятать).
Проблемы у Чанышевой лично начались той же осенью. 7 октября по всей стране прошли митинги в поддержку Алексея Навального, который тогда отбывал административный арест за «нарушение правил проведения публичных мероприятий». Через два дня полиция задержала Чанышеву по той же причине, что и Навального, — позже суд назначил ей 40 часов исправительных работ. Через полтора месяца Чанышева давала свидетельские показания по делу об «экстремизме», а подозреваемым Центр «Э» назвал тогда другого сторонника Навального Рустема Мулюкова. «Они спрашивали про митинг, задавали общие вопросы: когда был митинг, сколько он длился, сколько человек приходило, сколько выступало, что я там делала. Они в целом про всех спрашивали, всех, кто там был», — рассказывала Лилия в интервью «Эху Москвы в Уфе».
В следующий раз Чанышеву задержали в январе 2018 года — после того, как ЦИК не зарегистрировал Навального в качестве кандидата на пост президента России. 28 января прошла акция в поддержку «забастовки избирателей», после которой Чанышеву задержали и назначили пять суток ареста. «Поясняют, что причиной стал якобы мой перепост в социальных сетях с призывом прийти на несогласованные шествие и митинг», — писала активистка в социальных сетях. Прессинг силовиков продолжился в марте 2018 года — тогда силовики пришли в штаб и провели «осмотр», когда там находилась одна Чанышева и понятые. «Коммерсантъ-Башкортостан» тогда писал, что Центр «Э» подозревает Чанышеву в «призывах к осуществлению экстремистской деятельности» — вероятно, из-за того, что Алексей Навальный и его сторонники призывали не голосовать на выборах президента в 2018 году. Задерживали Чанышеву и в мае — после протестных акций «Он нам не царь».
В августе 2018 года команда Навального анонсировала новые митинги — на этот раз против повышения пенсионного возраста. Акцию назначили на 9 сентября — единый день голосования, — однако незадолго до этого, в конце августа, политика задержали на 30 суток. Чуть позже задержали и Чанышеву.
В октябре 2018 года Лилия Чанышева подала заявление против «ВКонтакте» — из-за того, что социальная сеть без веских на то оснований передавала силовикам информацию с её страницы. Это дело стало своего рода прецедентом, а Чанышева — первой истицей, заявившей о претензиях к соцсети. С этим иском активистке помогал юрист правозащитной организации «Агора» (Минюст считает её иноагентом. — Прим. ред.) Дамир Гайнутдинов. В интервью «Медиазоне» (Минюст считает издание иноагентом. — Прим. ред.) он рассказывает об этом и аналогичных делах, которые вела тогда «Агора», подчёркивая, что то, как российские сервисы сотрудничают с властью, по его мнению, «вызывает стойкое ощущение недобросовестности». В марте 2019 года суд в Санкт-Петербурге отклонил иск Чанышевой к компании.
Следующие обыски у Чанышевой прошли осенью 2019 года — тогда координаторку штаба Навального в Уфе подозревали уже в «отмывании денег». Через год на политическую активистку подал в суд депутат городского совета Уфы и член партии «Единая Россия» Андрей Носков, причина — видео местного штаба Навального, где его называют «единороссом». По словам депутата, он самовыдвиженец, а то, что он состоит в партии, — «его личное дело». Позже суд обязал удалить видео.
Лилия Чанышева не только боролась с коррупцией, но и занималась экологической повесткой — например, активистка протестовала против разработки шихана Куштау. Летом 2019 года местные власти выдали лицензию на добычу соды в этом районе, но вскоре экоактивисты вышли на протесты, кульминация которых пришлась на август 2020 года. Незадолго до этого неизвестные облили машину Чанышевой краской — и политическая деятельница связала порчу имущества с её экологическим активизмом. «Это явно сделали какие-то недоброжелатели. А недоброжелатели могут быть только со стороны власти, я только с их стороны подозреваю такие гадости. Не думаю, что это связано с готовящимся видео. Это не антикоррупционное расследование, это видео по одной из проблем региона», — рассказывала она в интервью «МБХ Медиа» (издание заблокировано по требованию Роскомнадзора, цитата есть на сайте правозащитного проекта «ОВД-Инфо», который Минюст считает иноагентом. — Прим. ред.).
С возвращением Алексея Навального из Германии, где политик лечился после отравления «Новичком», давление на его соратников усилилось — в том числе и на Лилию Чанышеву. 23 января прошла первая акция за освобождение политика — Чанышеву задержали ещё до её начала (позже её арестовали на пять суток за «анонс митингов»). Задержали её и через неделю, 31 января.
Уголовные дела против соратников Алексея Навального появились с признанием его структур экстремистскими и запрещёнными в России. Больше половины всех координаторов штабов, как писал РБК в августе этого года, или уехали из страны, или находятся под следствием. Дело против Лилии Чанышевой появилось позже остальных — только в ноябре, когда сначала в её квартире (и квартирах других уфимских активистов и журналистов) прошли обыски. О том, как это было у Чанышевой, рассказывает её муж Алмаз Гатин. «Силовики пришли к нам в шесть утра. Сначала был стук, затем громкий звонок, и одновременно с этим начали выламывать дверь. Лиля попросила их остановиться и открыла дверь. Ворвались росгвардейцы, меня вытащили из спальни. За ними вошёл следователь СКР, показал постановление Басманного суда Москвы на обыск. Вместе с ними зашли двое сотрудников УБЭП МВД, следователь из Москвы, сотрудники ЦПЭ (центр противодействия экстремизму. — Прим. ред.), понятые и специалист, описывавший и упаковывавший изымаемые вещи», — говорит он в интервью «Радио Свободы» (Минюст считает издание иноагентом. — Прим. ред.).
Сейчас Лилию Чанышеву, как пишет «Коммерсантъ-Башкортостан», подозревают в «экстремизме», «вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность», «легализации денежных средств, полученных преступным путём» и «создании общественной организации, побуждающей граждан к совершению противоправных деяний». Обыски прошли 9 ноября, через день активистку задержали и арестовали на два месяца. В суде Чанышева рассказала, что беременна, однако этот факт не повлиял на решение судьи — двухмесячный арест в СИЗО. Скоро Чанышеву будут этапировать в Москву.
Экс-руководитель штабов Леонид Волков в своём посте в фейсбуке рассказывает, что решение о роспуске штаба далось Чанышевой нелегко — «по сути, пришлось начинать новую жизнь». «Когда мы пару месяцев назад болтали (по-дружески, не о политике!), она мне рассказала, что начала вязать макраме на заказ и ей это доставляет огромное удовольствие», — написал соратник Навального.
После ареста высказались и другие члены команды политика. «У меня просто нет слов. Это такая показательная, нарочитая мерзость, что я не могу её осознать. Беременную женщину отправить в СИЗО за её официальную, с уплатой налогов и подачей отчётов в Минюст, работу, потому что пару месяцев назад суд вдруг посчитал её „экстремистской“», — написала пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш. Тред в поддержку Чанышевой появился и на странице самого Алексея. «Мне часто задают вопрос об образе „идеального политика“. И, наверное, ждут ответа в духе „Черчилль“, „Линкольн“. А у меня всегда одна из первых мыслей — Чанышева», — написано в твиттере политика.
Журналистка «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр обратилась к депутаткам Госдумы Нине Останиной и Анне Кузнецовой, главе думского комитета по охране здоровья Дмитрию Хубезову и омбудсмену Татьяне Москальковой. «Вы — люди, которые призваны и обязаны защищать женщин, детей и здоровье граждан. Не молчите! Выступите с призывом изменить меру пресечения хотя бы из гуманистических соображений! Если с ребёнком Лилии Чанышевой что-то случится, если она потеряет его, на чьей совести это будет? Разве не на совести каждого, кто промолчал?» — написала она в колонке на сайте радиостанции.
обложка: Лилия Чернышева / ВКонтакте