ФотопроектОблачный атлас: Фотопроект
Моники Дубинкайте
«Я снимаю свои композиции на фоне неба — абсолютной переменной моей текущей визуальности»
КАРАНТИН ПОСТАВИЛ МНОГИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПАУЗУ. Те, кто может работать онлайн или приостановить работу в целом, оказались заперты дома на неопределённый срок. Ограничения, однако, могут стать не только препятствием, но и стимулом к творчеству — они дают посмотреть на привычные вещи под непривычным углом. В новой серии фотодневников мы попросили фотографов рассказать — и в первую очередь показать, — какой они видят свою жизнь в самоизоляции.
Фотографии: Моника Дубинкайте
Вёрстка: Катя Старостина и Аня Орешина
Моя первая неделя самоизоляции была добровольной. Хотя в России ещё не было официального карантина, мне было приятно проявить солидарность и оказать моральную поддержку друзьям из других стран, где уже ввели жёсткие меры. Было очевидно, что карантинная строгость дойдёт и до нас, но позже, поэтому тотального протеста во мне это не вызвало. Бренды и издания в предвкушении нокдауна поднажали с производством изображений для новых кампаний. Другие проекты при этом подвисли на неопределённый срок.
В первую неделю от избытка информации, которую нужно было делить на достоверную и нет, я неожиданно впервые испытала паническую атаку. Мне помогли справиться с этим состоянием те, кто уже проходил через него. Я ощутила, как мы все стали ближе друг к другу, заботливее. Я почувствовала уверенность, что мир меняется к лучшему, как бы тяжело сейчас ни было. Ещё я проследила, как страх отнимает силы на создание нового. В новой ситуации я начала осмысливать своё состояние, поняла, что не готова заставлять себя быть продуктивной, но готова дать себе время на адаптацию и внутренние изменения, которые приведут к внешним. Не хотелось челленджей во время челленджа.
Я, как и многие фотографы, лишилась большей части работы в эти месяцы. Работы коммерческой, но не художественной. Деятельность в поле искусства требует больших временных вложений, которые сейчас как раз в доступе. К тому же, чтобы не становиться заложницей своего стиля, нужно время для поиска новых визуальных решений. Это большая удача — обрести это время и грамотно им воспользоваться. Вместе с моей галереей Azot Gallery и агентством Eight Agency запустили продажу принтов. Это хороший способ поддержать галереи, меня как автора и, возможно, стать коллекционером. Как ни крути, искусству нанесли урон. Как и многие, я стала заложницей рутины и необходимости высасывать из пальца хоть какое-то разнообразие. Отсюда и ежедневные мейкапы, новая еда, пробы съёмок по фейстайму (мне такой вариант совсем не близок, теряется тактильный аспект, а с ним и интерес к работе), утренние танцы, участие в опросах, изучение природы имбиря и прочее. Я очень скучаю по друзьям, общению, объятиям, тем случайным событиям, которые так вдохновляют меня. Теперь ищу потенциал в том, что ближе.
Я быстро и в полной мере осознала, что интернет-коммуникация мне не близка, несмотря на то, что я веду инстаграм и другие соцсети. Я минимизировала все онлайн-активности: не прохожу курсы, не посмотрела ни одного эфира. Провожу только лекции для студентов, созваниваюсь с коллегами и самыми близкими людьми. Моё экранное время по статистике Apple сократилось на 30 %. Большой удачей стало и то, что во время карантина у меня появилась собака. Дома я сразу организовала рабочее пространство, по-новому посмотрела на всё, что есть. Пришлось применить принцип жёстких ограничений для обретения новой свободы. Я перестала создавать кадры только ради практики. Бо́льшую часть времени занимают книги, исследования, наблюдения.
Сейчас мои художественные работы напрямую зависят от погоды, несмотря на то, что у меня появился комплект импульсного света. Я часто комбинирую одно с другим, наблюдаю за природой за окном. Иногда я просыпаюсь с намерением снимать, но нужного мне света нет, и тогда я учусь ждать, быть гибкой. Это похоже на сёрфинг. Когда ты видишь, что среда даёт тебе необходимое, ты бросаешь всё и гребёшь на волну. А если нет, то у тебя в запасе другие дела, которым можно посвятить время. Но некоторые вещи я делаю стабильно и по расписанию. Немного заземления не повредит.
Так появилась серия «Облачный атлас». В ней я снимаю свои композиции на фоне неба — абсолютной переменной моей текущей визуальности. Оно всегда разное, я не могу повлиять на него. Мне нравится этот процесс — он как метафора нашей действительности. Не знаю, как долго мы будем находиться во власти нынешних обстоятельств. Нет ни прогнозов, ни планов. Есть только сегодня, где я максимально прислушиваюсь к себе, и если считаю нужным, то тренируюсь до потери пульса и совершаю фотографические подвиги, а если нет, то пеку пироги, смотрю кино, которое я раньше в целом не признавала, и валяюсь в обнимку с собакой.