Фотопроект«Кордебалет»:
Уборщики или звезды
современного танца?
Французский фотограф воспевает профессию, которой не принято восхищаться
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем проект уроженки Ренна Марион Пусье, посвященный незримым аутсайдерам, без которых невозможна наша жизнь, — уборщицам и уборщикам. Для фотографа они — представители профессии, к которой может в тяжелые времена обратиться каждый, и в то же время безымянная армия, как и кордебалет, использующая возможности своего тела.
Марион Пусье
фотограф
«Кордебалет» посвящен женщинам и мужчинам, работающим уборщиками по всей Франции. Всё началось с нашего знакомства с театральным режиссером Мохамедом Эль Хатибом: он позвал меня снять Коринн Дада — уборщицу, с которой он делал танцевальную постановку. Спектакль строился вокруг двух женщин — собственно, уборщицы Коринн и танцовщицы Элоди Гезу. У них есть одно общее: для обеих их тело является главным инструментом в их профессии. Я снимала Коринн несколько дней, повсюду следуя за ней с камерой: так я начала замечать и любоваться движениями и жестами, которые она повторяла изо дня в день. На проявленной пленке стало особенно видно, что многие из этих движений выглядят очень хореографично, так что я решила сконцентрироваться именно на этом аспекте, а не просто документировать ее будни. Эта идея, к тому же, отлично вписывалась в концепцию постановки, но мне нравилось и то, что я зашла к профессии уборщицы, так сказать, с черного хода — снимки оставляли пространство для интерпретации. Так зародился целый проект, который я вела несколько лет, снимая совершенно разных людей, которых встречала во время гастролей спектакля. Кстати, все с легкостью соглашались сняться, при одном условии — чтобы им не надо было делать что-то тяжелое.
На фотографиях есть контраст между банальностью места
и поэтикой жеста
C каждым из героев проекта я проводила какое-то время на работе, наблюдая за их действиями, а потом просто просила повторить самые привычные движения, вырвав их из контекста. Превратив их во что-то иное. Конечно, подметать без метлы непросто, но все эти действия были автоматическими, ведь для моих героев это часть ежедневной рутины. Во время каждой сессии я пыталась ухватить личность человека через жесты, особенную, уникальную пластику и способ взаимодействовать с пространством. Мне кажется, сильно помогло и то, что съемка проходила в нетипичной обстановке, лишенной примет и «зацепок» их ежедневного быта. В то же время я помещала их не в слишком чужеродную среду, мы даже не слишком далеко отходили от их места работы. По некоторым деталям на фотографиях можно догадаться, что они сделаны неподалеку от жилых комплексов, дворов или школ. Это создает контраст между банальностью места и поэтикой жеста.
Герои серии для меня в первую очередь люди, и только потом — представители профессии. Подобный взгляд на вещи уравнивает нас всех. Задачей этого проекта, собственно, и был пересмотр нашего отношения и понимания некой профессии — это рефлексия, попытка взглянуть за клише и увидеть там человека, его жизнь, его прошлое, его индивидуальность. Всё это выражается через малейшие детали, от позы до одежды. Я сознательно хотела отойти от жанра документальной фотографии, не разрывая связи с повседневностью. Мне нравится исследовать идею эмансипации через тело и движение. Тело — неизменный элемент моей работы.
Когда я только начала заниматься фотографией, я была под сильным влиянием фотожурналистики и документалистики. Но потом постепенно начала интересоваться более отстраненными практиками, пытаясь в то же время сохранить близкий мне интуитивный подход к объектам моего исследования. В моих снимках нет зрелищности, меня влекут детали и повседневность, которые позволяют нам интерпретировать увиденное и не делают заложниками эмоционального восприятия. Это также значит, что я доверяюсь зрителю и его умению и желанию видеть.
У меня нет задачи что-то изменить или разоблачить: я считаю, что фотография не дает ответы, а задает вопросы. Мне нравится, как эти образы ставят нас перед вопросами и сомнениями: кто именно изображен на снимке? Что делает этот человек? В чём смысл его или ее жеста? Это дает возможность паузы для размышления о данной конкретной работе и людях, которые ее делают, — меня интересует зазор между тем, кто мы есть, и тем, кем мы выглядим или пытаемся быть.