Фотопроект«От девочки к девушке»: История взросления
в фотографиях
Польский фотограф проследила, как изменилась ее дочь с 10 до 16 лет
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем проект «Julia Wannabe» фотографа Анны Гржелевской из Варшавы. На протяжении многих лет она снимала, как взрослеет и меняется ее дочь Юлия, и пыталась запечатлеть универсальный процесс становления девочки женщиной. Название проекта отсылает к так называемым Madonna wannabe — поклонницам Мадонны, которые в середине 80-х одевались, красились, старались во всём походить на певицу и перенять ее откровенную женственность. По мнению Гржелевской, такое поведение «парадоксальным образом помогло девушкам найти себя».
Анна Гржелевска
фотограф
Сейчас моей дочери почти шестнадцать, я фотографирую ее с пеленок. В проекте «Julia Wannabe» я попыталась уловить то, как в ней, совсем еще ребенке, постепенно проявлялись признаки женственности. Общее настроение и тональность фотографий исследует именно этот аспект взросления Юлии, в том числе на снимках, где ей всего шесть лет. В финальной версии проекта на самой ранней фотографии дочери десять лет.
Проект «Julia Wannabe» родился сам по себе, я просто начала снимать и всё. Когда я только увлеклась фотографией, то мечтала стать военным фотографом, но очень рано забеременела — мне было 22 года. Тогда же стало ясно, что с ребенком на руках я не могу подвергать свою жизнь риску. Осознав это, я какое-то время была жутко разочарована. Казалось, что я навсегда застряла в четырех стенах и теперь только и буду, что кормить малыша и менять ей подгузники. Я думала, моя жизнь кончена. Я не могла оставить Юлию ни на минуту. С одной стороны, я действительно хотела всё время быть рядом, заботиться о семье и заниматься вещами, которые делают мамы. С другой — не могла сосредоточиться на чём-то, что не касается домашних. Вот тогда я и стала фотографировать дочь.
Сначала просто документировала каждый ее шаг, как это делают все мамы, но вскоре сосредоточилась на ощущениях, которые помнила по своему детству. С появлением ребенка ты начинаешь лучше понимать себя: смотришь на него и заново, на более глубоком уровне переживаешь свой опыт. Все воспоминания как будто оживают и становятся очень реальными. Со временем я стала делать такие фотографии намеренно. Я слегка направляла Юлию, чтобы воссоздать моменты, которые когда-то пережила сама или которые случались с дочерью ранее. Я решила, что так будет куда безопаснее, чем если я буду снимать реальную жизнь Юлии. Так я не нарушу ее личное пространство. В конце концов проект стал скорее историей моей жизни, чем дочери.
У меня до сих пор ощущение, будто я еще не повзрослела. Это ведь длительный процесс, в один момент такое не случается. Уверена, что какие-то детские привычки и черты характера останутся со мной навсегда. По крайней мере, хочется в этом верить. Так что я даже не возьмусь ничего советовать юным девушкам. Единственное, что скажу, — этот переходный период жизни действительно очень важный. Это невероятный, удивительный опыт, даже если вам кажется, что прямо сейчас всё ужасно.
В процессе работы над этим проектом я заметила, что переносить на фото все свои страхи и беспокойства — отличный способ справиться с ними в реальной жизни. Безусловно, я переживала и сомневалась, нужно ли выставлять эти фотографии на обозрение широкой аудитории. Ровно поэтому я дождалась, пока Юлия вырастет, а девочка со снимков перестанет существовать. И этот момент настал.
Когда дочь была маленькой, она любила фотографироваться, для нее это было игрой. Но как только она поняла, что для меня это работа, то сразу потеряла интерес. Я спрашиваю у Юлии разрешение на использование фотографий перед каждой выставкой, и она всегда утверждает все снимки. Несмотря на это есть несколько фото, которые я никогда не буду выставлять, потому что считаю, что они слишком личные. Я также предпочитаю не брать ее на выставки — думаю, ей будет некомфортно под взглядами незнакомых людей.
Когда Юлии было тринадцать, она ненавидела фотографироваться и не позволяла мне сделать ни одного кадра. Всё изменилось, когда ей исполнилось пятнадцать. Сейчас она снова полюбила позировать и относится к этому проекту как к нашему с ней общему делу. Впервые дочь увидела свои портреты в одном зале с другими зрителями в этом году — в мае на Международном фестивале фотографии в Лодзи. Она была очень тронута и взволнована. Ей нравятся мои фотографии, некоторые из них она даже хочет повесить у себя в комнате. Но, конечно, Юлия больше любит сама снимать селфи с этим странным выражением лица, которое сегодня часто можно увидеть у девушек в инстаграме.