Фотопроект«Иранский макияж»:
Как и чем красятся
восточные женщины
Иранский фотограф заглянула в косметички своих соотечественниц
Каждый день фотографы по всему миру ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем проект фотографа Моны Хубефекр, для которого она сняла портреты молодых иранских женщин и попросила их показать, какой косметикой они пользуются.
Мона Хубефекр
фотограф
Я долго обдумывала этот проект — он много для меня значит, так как я сама иранка. Я решила изучить вопрос иранского макияжа всерьез, начала искать статьи и новости в прессе на эту тему. Выяснилось, что иранские женщины занимают второе место по объему потребления косметики на всём Среднем Востоке. Другим важным моментом было определиться, как именно исследовать и подавать эту проблему с помощью фотографии. Перепробовав несколько разных идей, я поняла, что лучше всего снимать содержимое косметички — у женщины она всегда с собой и, как мне кажется, набор любимых средств хорошо отражает личность девушки. Более того, из-за того, что женщины в моей стране должны носить платок, их макияж обычно с ним сочетается — так что я решила, что логично будет снять и портрет каждой героини, и косметику на платке.
Все участницы или мои подруги, или подруги друзей, которые привлекли их к съемкам. Я выбирала из множества кандидаток, исходя из их внешности и любимого типа макияжа. В целом у этого проекта не было задачи сравнить иранскую культуру, в том числе в области восприятия внешности, с культурами других стран и наклеить ярлыки «хорошей» или «плохой». Однако я принципиально выбирала в героини только иранских девушек и женщин не старше 30 лет из разных социальных слоев. Через какое-то время они были бы уже совсем другими. У каждой культуры есть свои особенности, и эта разница, на мой взгляд, прекрасна. Каждая страна уникальна благодаря своей культуре. Я даже не сравниваю героинь между собой, потому что у каждой из них своя отдельная индивидуальная культура, взгляды на мир и личность. Работая над проектом, я изо всех сил старалась сохранить объективность.
Все героини разные, но большинство из них использует макияж не для того, чтобы что-то скрыть или замаскировать. Единственное, что ими движет, — это желание передать и подчеркнуть женскую красоту. Некоторые добиваются этого
с помощью макияжа, некоторые без него. Самым важным, как мне кажется и как видно по фотографиям, в иранском макияже являются глаза. Так что в большинстве косметичек обязательно будет тушь и только потом помада и пудра.
Помню, когда я была совсем ребенком, у папы была фотокамера, на которую он снимал все значимые события в жизни семьи. Повзрослев, я смотрела на эти фотографии, как на чудо, и вспоминала детство. В старшей школе я поняла, что могу снимать сама, затем я училась фотографии в университете и работала в Студенческом новостном агентстве Ирана (ISNA). На протяжении девяти лет я занималась фотожурналистикой и документалистикой, но до сих пор люблю пробовать новое и с трепетом отношусь к художественной фотографии. С другой стороны, честность в фотографии всегда была для меня важным моментом и я очень хочу помочь жителям моей страны ивсего мира и показать им то, о чём они и не догадывались. Я люблю смотреть по сторонам, много снимать, узнавать что-то новое каждый день и открывать для себя другие миры. Я хочу, чтобы мои фотографии стали окном в мой внутренний мир для людей со всего света.
Деларам Аббаси
15 лет
Пользуется косметикой с 13 лет. Первую помаду Деларам купила мама. Чаще всего, каждые пару месяцев, она покупает компактную пудру.
Асра Мохаммади
18 лет, абитуриентка
Асра только недавно начала краситься. Ее мама визажист, так что девушка чаще всего пользуется ее косметикой.
Ханиэ Гхаремани
19 лет, студентка-математик
Ханиэ считает, что девушки красятся, чтобы выглядеть более привлекательно в глазах мужчин. О макияже она узнала в 9 лет из телепередач, которые смотрела по спутниковому ТВ. Она любит экспериментировать с косметикой и полностью меняет свой образ каждые 3–4 месяца. Ханиэ воспринимает макияж как способ подчеркнуть красоту женского лица, что для иранок, вынужденных ходить в хиджабе, более чем актуально.
Рейханех Гхаремани
21 год, промышленный дизайнер
Красится с 15 лет и покупает косметику на 35 долларов каждые два месяца. Рейханех особенно любит подводку для глаз и тушь, причем неважного какого бренда. Она так любит делать макияж, что красится, даже когда весь день проводит дома.
Парназ Джамали
22 года, студентка-архитектор и преподаватель английского
Когда Парназ было 13, она заметила, что девочки в ее семье носят макияж. Она редко покупает косметику, но очень любит помады. Парназ зарабатывает 200 долларов в месяц и тратит на уход за собой 25 долларов каждые два месяца. Она часто смотрится в зеркало и не пропускает ни одной витрины, в которой можно было бы взглянуть на свое отражение.
Захра Садат Хоссейни (Сара)
22 года, промышленный дизайнер
Макияж помогает Саре чувствовать себя увереннее. Она красится с 16 лет и считает, что иранки используют косметику, чтобы таким образом поднять низкую самооценку. Сделать это куда легче, нацепив маску и выдавая себя за другого человека.
Захра Малекшахи
22 года, экономистка
Захра впервые сделала макияж, когда ей исполнилось 18. Она предпочитает носить с собой минимум косметики и уверена, что иранки ярко красятся, потому что вынуждены ходить в хиджабе и вообще прятать свое тело.
Алия Занд
23 года, студентка-экономистка
Красится с 16 лет и ежемесячно покупает косметики на 50 долларов. По словам Алии, в Иране сложно найти косметику известных брендов. Она уверена, что люди подумают, что что-то случилось, если она вдруг не накрасится.
Халех Согол Баракат
27 лет, журналист и визажист
Тратит на косметику 30 долларов в месяц, если сидит без постоянной работы, но если появляется возможность подзаработать, эта сумма вырастает до 250 долларов. Бывает, что Халех сидит без работы по несколько месяцев.
Марьям Юсефи
29 лет, студентка-гимнастка
Делает макияж 2–3 раза в день. Марьям начала краситься, когда ей было 15 лет, сейчас она тратит на косметику 60 долларов в месяц и то дело смотрится в зеркало в течение дня, особенно сидя в своем автомобиле.
Газаль Мафахери
28 лет, фотограф
Впервые Газаль накрасилась в 17 лет. Сейчас она тратит на косметику примерно 200 долларов в год и уверена, что иранские девушки так сильно красятся, потому что это, во-первых, культурная традиция и, во-вторых, побочный эффект того, как одеваются мусульманки.
Малинех Мотаджи
28 лет, графический дизайнер
Малинех обновляет свой макияж дважды в день и стабильно тратит на косметику 60 долларов в месяц. Она не красится лишь в двух ситуациях: когда опаздывает или идет в спортзал. Малинех считает, что современные женщины воспринимают макияж как должное и давно уже красятся не задумываясь.
Нина Фатан
30 лет, художница
Когда Нине было 15, она то и дело пользовалась маминой косметикой. Большую часть содержимого своей косметички девушка купила в Турции и Швеции, за исключением пары средств, приобретенных в Иране. В месяц она тратит на косметику примерно 50 долларов, но эта статья расходов всегда зависит от того, насколько стабилен ее бюджет в данный момент. Нина так сильно любит смотреться в зеркало, что делает уроки, глядя на свое отражение.