Фотопроект«Opera»: Студенты Пекинской оперы
в традиционных костюмах
Французский фотограф составляет каталог униформ мира
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем проект «Опера» французского фотографа Шарля Фреже, который уже не первый год методично снимает свой каталог людей в самых разных униформах — от персонажей Пекинской оперы до банщиков и чирлидерш.
Шарль Фреже
фотограф
Я окончил Региональную школу изящных искусств Руана в 2000-м и сразу же начал работать как фотограф. С самого начала я снимал портреты, причем для меня было важно, чтобы герой был частью некой группы людей. Все мои фотосерии посвящены людям в униформе в широком смысле этого слова и являются продолжением друг друга. Я снимаю в среднем по четыре проекта в год, некоторые получаются короткими — работа над ними занимает пару недель, зато другие, как, например, «Wilder Mann», растягиваются на несколько лет. Я стараюсь чередовать разные серии — короткие и эмоциональные с теми, что больше похожи на размеренную документалистику. Так, в прошлом году я исследовал традиции, маскарадные костюмы и людей, которые их носят. До этого меня куда больше интересовали школы, спорт и армия, так что, возможно, я когда-нибудь вновь вернусь к этим темам.
На съемках всех своих серий я одинаково ставлю свет и таким образом связываю проекты между собой. Это не вопрос какой-то сверхконцепции. Я все-таки адаптирую свет к каждому новому герою, но мне важно придерживаться одной и той же техники и схемы. Таким способом я себя ограничиваю и как будто очерчиваю свою территорию. Свет, который я выбрал, — не из легких, и я вынужден возить оборудование за собой по всему миру. Где бы я ни оказался: в помещении, на улице, в снегах или в пустыне, — я снимаю с одним и тем же светом, в одном формате и с тем же отношением к герою, что и в предыдущие разы. Именно это однообразие позволяет сделать более выпуклыми и яркими характерные черты моих героев и групп, к которым они принадлежат. Другой очень важный для меня момент — чтобы цвета фона и костюмов героев сочетались.
Я не снимаю истории, я работаю над сериями, которые могут состоять как из одного, так и из двухсот снимков. Моя цель — донести до зрителей идею через определенное количество фотографий. Как только я понимаю, что это достигнуто, что новые снимки не добавляют проекту ничего нового, я заканчиваю серию и принимаюсь за другую. Хотя у меня есть проекты, над которыми я продолжаю работать, потому что это просто приносит мне удовольствие. Так, я официально закончил серию «Wilder Mann» в 2011-м, но продолжаю добавлять к ней новые снимки до сих пор.
В китайской опере огромное количество разных персонажей, вплоть до акробатов. В одной только Пекинской опере 600 ролей, и еще столько же — в Шанхайской. В каждом крупном городе Китая есть опера со своим особенным набором героев. Это отдельный большой мир, полный интересных историй. Когда я снимал серию «Opera», самым сложным было понять смысл всех этих историй в костюмах. Визуально всё выглядело просто замечательно, но я вообще понятия не имел, что снимаю. Именно поэтому двумя годами позже я вернулся в Китай, чтобы глубже окунуться в традиции страны и наконец во всём разобраться. Я прошел все стадии — от грима перед выходом на сцену до создания собственного костюма, участия в постановке и в конце концов съемок видео о том, как всё это было. Это был рискованный эксперимент, но я должен был на него пойти, чтобы почувствовать связь со своими героями и понять их.