Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Фотопроект«Afsaneh»:
Жизнь женщины
в фотографиях на паспорт

Британский фотограф проследил жизненный путь своей тети по ее фотографиям из удостоверений личности

«Afsaneh»:
Жизнь женщины
в фотографиях на паспорт  — Фотопроект на Wonderzine

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе публикуем серию «Afsaneh» британского фотографа Али Мобассера, в которой он запечатлел жизненный путь любимой тети в ее фотографиях из документов — от школьных аттестатов и водительских прав до паспортов и проездных билетов.

 

 

 

Али Мобассер
фотограф

 

Я никогда не думал о карьере фотографа. Даже в университете учился на факультете изобразительного искусства и всегда считал себя художником, который лишь использует фотографию как средство. При этом я не возражаю, когда кто-то называет меня фотографом, пусть за этим обычно и следует вопрос, снимаю ли я свадьбы.

Этот проект — часть большой серии, посвященной моей любимой тете Афсанех. Мы с ней были очень близки. Когда мне было всего восемь лет, мама отправила меня жить в Лондон вместе с отцом Афшином и его сестрой Афсанех. Тетя самоотверженно растила и воспитывала меня все последующие годы, параллельно ухаживая за дедушкой и отцом и работая полный день в офисе. Она присматривала за всеми нами и никогда не просила чего-либо взамен. Она так и не вышла замуж и не родила собственных детей. Когда я начал жить отдельно, а дедушка умер, отношения Афсанех с моим отцом разладились, так что они какое-то время жили под одной крышей как чужие люди. Она страдала от одиночества и с каждым годом всё больше впадала в депрессию. Афсанех скоропостижно умерла летом 2013-го от инсульта, ей было всего 56 лет. Я тяжело переживал потерю, был раздавлен и зол одновременно и задался целью сохранить память о ней как можно дольше, так что работать над проектом об Афсанех я начал почти сразу.

Как только ее не стало, я стал приезжать в дом отца, пока тот был на работе, и фотографировать ее комнату. Это продолжалось примерно полгода, было для меня сродни терапии и помогало примириться с утратой лучше, чем что-либо. Я пытался запечатлеть ее дух и как можно дольше сохранить ощущение, что она всё еще тут, с нами. Вместе с тем я работал над двумя другими проектами. Один из них — серия фотографий ее одежды и содержимого сумочки, которые нам вернули в больнице после смерти Афсанех. Второй проект (именно его вы видите ниже. — Прим. редакции) появился совершенно случайно: в коробках с вещами я нашел целую коллекцию старых документов и удостоверений личности тети, включая паспорта и школьные аттестаты. Всё, что требовалось, — сфотографировать эту находку, разложив документы в правильном порядке. Я дополнил коллекцию ее последним удостоверением — проездным билетом, который был в сумочке Афсанех в день, когда она умерла. И решил, что хочу показать ее жизнь в фотографиях в обратном хронологическом порядке: счастливее всего она была в Иране, будучи ребенком, и я абсолютно точно хотел, чтобы конец этой истории был красивым и радостным.

Проект «Афсанех» — это не только жизненный путь моей тети, воссозданный через фотографии из документов. Это еще и свидетельство того, как за пятьдесят лет изменился процесс их изготовления: когда-то снимки делал фотограф и весь процесс выполнялся вручную, а сегодня его место заняли полностью автоматизированные фотобудки. В мире вовсю используют сканирование отпечатков пальцев и другие механизмы идентификации, и они, очевидно, куда более надежны, чем документы с обычными фотографиями, которые так легко подделать. В этом смысле удостоверения личности Афсанех — настоящие исторические артефакты. Они ценны сами по себе как свидетельство того, какой короткий век прожила фотография в качестве документа, когда-то неопровержимо подтверждавшего личность человека.

alimobasser.com

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться