Фотопроект«Девочки в макияже»:
Как красятся
корейские школьницы
О Хён Кын с помощью монументальных портретов изучает, как поп-культура влияет на внешность корейских подростков
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе — серия «Cosmetic Girls» корейского фотографа О Хён Кына, который сфотографировал более ста накрашенных корейских девочек-подростков, чтобы показать, как поп-культура влияет на их представления о красоте.
О Хён Кын
Фотограф
Изначально я собирался стать кинорежиссером, и фотография меня вовсе не интересовала. Думаю, меня привлекала сложность и многоступенчатость кинопроцесса. В качестве азов я начал изучать фотографию и, парадоксальным образом, постепенно втянулся: меня очаровали простота и минимализм фотографического изображения. Пожалуй, больше всего меня привлекла абстрактная природа фотографии и ее открытость к интерпретации. Я изучал коммерческую фотографию в Институте фотографии Брукса в Санта-Барбаре в середине 80-х, затем два года отслужил в корейской армии, а потом вернулся в Штаты, чтобы продолжить образование в области художественной фотографии и кинематографии.
В современной Корее вся индустрия развлечений, включая музыку, кино и моду, в высшей степени ориентирована на вкусы девочек-подростков. С обратной стороны, огромное количество юных девушек постигают основы женственности из поп-культуры — в первую очередь, манеру одеваться, краситься, делать прически. Это сказывается и на их поведении, на восприятии и формировании ими своей личности — так что сегодня в Корее фактически эра девочковости. Эти подростки восстают против традиций, запрещающих макияж, но в то же время подчиняются диктату нового масс-культурного кода и современных стереотипов о женской красоте, распространенных в их окружении. В этой серии портретов я хотел показать основные представления и клише о внешности, которые сформировались у девочек-подростков благодаря современным корейским поп-культуре и масс-медиа.
Как сформулировал арт-критик Пэк Джи Сок, «девочки — одновременно субъект и объект желания». Меня привлекает идея девичей дуальности в современном корейском обществе, и я стараюсь отражать это в своих работах. Хочется передать в этих портретах девочек подсознательную двусмысленность, неоднозначность их положения и вывести зрителя из зоны комфорта.
Несмотря на то, что все эти портреты — крупные планы героинь, к тому же большого размера, я старался максимально обезличить сам жанр портрета и вместо этого создать дистанцию и отстраненно подчеркнуть физические сходства внутри одной социальной группы. Крайне детализированная и яркая съемка накрашенных девочек — на самом деле приглашение для зрителя взглянуть глубже, заглянуть за фасад подстриженных челок, цветных линз, крашеных волос и макияжа. Я снимал их на разных, но повторяющихся однотонных ярких фонах, чтобы подчеркнуть пределы их индивидуальности и вытащить на свет их уязвимость.
Для этого проекта я проводил стрит-кастинг, в общей сложности предложил сняться 518 девочкам, и 138 из них откликнулись. Для меня было важно подчеркнуть ощущение общности между ними, поэтому я просил всех их сняться в одной и той же позе и с одним и тем же выражением лица. Конечно, придя в студию, многие из них чувствовали себя неловко или неуверенно: большинство из них — обычные девочки, которые никогда в жизни не позировали профессиональному фотографу. Мне нравится, что это ощущение напряженности и дискомфорта сработало на благо проекта — мне хотелось добиться безучастности социологического исследования, в котором нет места расслабленности и раскрепощенности.
Для описания «детскости и женственности» девочек фотокритик Энн Битти использует термин «амбивалентность». Я начал проект с такой же мыслью в уме. Однако по мере продвижения проекта я осознал, что эта амбивалентность больше связана с тонкой гранью между девочкой и женщиной, чем между ребенком и взрослым. В итоге проект вылился в исследование той черты, которая отделяет девочковый взгляд на вещи и первые симптомы пробуждающейся женскости, проступающие в позах и жестах. Таким образом я попытался запечатлеть эмоциональную нестабильность девочек-подростков, которые находятся в переходном периоде своей жизни.