Фотопроект«Перед экраном»:
Зазомбированные
телезрители
Фотограф Оливье Кульман зафиксировал, как телевизор воздействует на жителей разных стран
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе — серия «Watching TV» французского фотографа Оливье Кульмана, несколько лет изучавшего, как телевизор одинаково успешно вводит в транс жителей США, Марокко и Индии.
Оливье Кульман
фотограф
Я занимаюсь фотографией с 1992 года. За время работы над проектом «Watching TV» успел пожить в США, Марокко и Индии, в каждой из этих стран я фотографировал людей, удобно устроившихся у себя дома и будто бы загипнотизированных телевизором. Идея этой серии родилась, когда я снимал в Нью-Йорке другой свой проект, посвященный трагедии 11 сентября. Тогда я концентрировался на том, как люди — неважно, американцы или туристы из разных уголков планеты — в растерянности и недоумении смотрят на Ground Zero, а на их лицах отражаются горечь и смущение, понятные каждому.
Я начал работать над проектом «Watching TV» в 2004-м. Просто приходил к незнакомым людям домой и снимал их за просмотром телевизора. Большинство с легкостью соглашались поучаствовать в проекте. Моей целью было поймать то самое состояние, когда человек полностью погружается в изображение на экране, телевизор его как будто бы гипнотизирует: сознание затуманивается, словно убаюканное мелькающими кадрами, а внимание рассеивается. Это состояние онемения разума может длится несколько минут, а может — и часов. Нет ничего банальнее и одновременно тревожнее. Потому что именно в эти мгновения перед телевизионным экраном складывается наше представление о мире, разрушаются предрассудки и рождаются новые, но видим мы не реальный мир, а всего лишь нашу фантазию о нем. Мы встречаемся с кучей людей из разных стран мира, не вставая с дивана, и остаемся в полной уверенности, что действительно их знаем. Но это не так.
Мои работы всегда посвящены людям, чья судьба трогает меня за живое, волнует или ставит в недоумение. Для меня главное, чтобы фотография отражала субъективный и специфичный взгляд автора на окружающий мир.