Фотопроект«Проект Я»:
Безвестные
пожилые горожане
Фотограф из Дублина снимает портреты своих сограждан, чьи лица и судьбы остаются неизвестными
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ФОТОГРАФЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ищут новые способы рассказать истории или поймать в кадр то, чего мы раньше не замечали. Мы выбираем интересные фотопроекты и расспрашиваем их авторов о том, что они хотели сказать. На этой неделе — серия «Проект Я» ирландского фотохудожника Имона Дойла, который снимает необычные портреты пожилых людей, чьи лица и судьбы неприметно проходят мимо нас каждый день.
Имон Дойл
фотохудожник
Фотографии и изобразительному искусству я учился в конце 80-х в Дублине, это — одна из моих последних серий. Я почувствовал необходимость максимально освободиться от контекста и подтекстов в изображениях, включая, в большинстве случаев, и лица людей. Меня всегда тянуло к подобным героям, но обычно я избегал их снимать. Портреты пожилых людей, как правило, выходят перенасыщенными смыслом и клишированными. Несмотря на то, что я снимал с очень близкого ракурса, чуть ли не с позиции уличного грабителя, я старался вести себя как можно уважительнее и почтительней. Эти фотографии ухватывают лишь короткий эпизод из жизни эти людей, но я хотел бы верить, что они вызывают в зрителе добрые чувства и сопереживание. В жизни каждого человека есть тяготы и беды, даже если их суть не всегда удается уловить и постичь. То, что, за редким исключением, на этих фотографиях не видно лиц, навевает мысли о непознаваемости, неприметности этих героев и, возможно, распространяется на всех тех случайных прохожих, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на улицах.
Чаще всего люди даже не догадывались, что их снимают. Обычно я использую широкоугольник, из-за чего мне приходится снимать с расстояния в полметра, так что люди думают, что я снимаю что-то, что находится за ними. Я стараюсь приблизиться к героям снимка как можно ближе, при этом не нарушив мизансцены и естественного хода вещей. Для меня, как только люди замечают камеру или фотографа, кадр убит, но это не заставило меня сменить метод съемки — в этом есть свой риск, но это и интересно. Название проекта отсылает к пьесе Сэмюэла Беккета «Не я» (в постановке которой освещен только рот рассказчика. — Прим. ред.).