Новости«Люди доведены до отчаяния»: якутская правозащитница Раиса Зубарева о военных действиях и призыве
«Женский протест всегда мирный, но от этого ещё более значимый»
Издание «Гласная» поговорило с правозащитницей и представительницей фонда «Свободная Якутия» Раисой Зубаревой о ситуации в республике. По словам Зубаревой, многие жители региона массово подвергались мобилизации, а на фронт забирали семьи в полном мужском составе.
«Военкоматы после 21 сентября работали до двух часов ночи. Ходили по домам, на сборы давали час-два, не больше. Как-то позвонила женщина, к которой пришли глубокой ночью: муж сидел в дверях, успокаивал двух плачущих детей, а жена собирала вещи и просила у нас помощи. Все два часа, пока одна собирала вещи, а другой успокаивал детей, сотрудники военкомата стояли в дверях, — рассказывает Зубарева. — Если в сентябре ещё давали пару часов, чтобы собрать вещи и попрощаться с семьёй, то в октябре лишили и этой возможности: мужчина приходил в военкомат, у него тут же забирали документы и его увозили».
Помимо этого, Зубарева рассказала о репрессиях в Якутии и роли женщин в протестах против мобилизации. «Тех, кто мог бы возглавить протестное движение в национальных республиках, уничтожают. <…> Якутских активистов или приглашают в органы „поговорить“, или силовики сами приходят с разговорами. Рабочим угрожают заключением под стражу по обвинению в экстремизме, бизнесменам — массовыми проверками, которые остановят работу предприятия, — поясняет она. — Женский протест всегда мирный, но от этого ещё более значимый. От него невозможно отмахнуться. Женщина всегда стоит, стояла и будет стоять на защите своей семьи, она более активна, более энергична, она несёт большую ответственность за семью и за детей. Да и невозможно не выйти, когда увозят отцов и братьев».
«Люди доведены до отчаяния. Мужчин вывозят до сих пор или в глухие улусы, на дальние стойбища, или в другую страну, — говорит правозащитница. — И главное: мобилизованные говорят своим родным и близким, что настоящий враг не в окопе напротив».
Обложка: Yodgor King