Новости«Психологический ад»: главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова о жизни после 24 февраля
«Всё, над чем я работала 25 лет, в одночасье уничтожено»
«Новая газета. Европа» поговорила с театральным критиком и главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой, которая занимает последовательную антивоенную позицию по отношению к происходящему в Украине. Давыдова рассказала об эмиграции, преследовании силовиков, а также о том, что в начале сентября на неё составили протокол за «дискредитацию ВС РФ» из-за поста, написанного 24 февраля.
«Меня уже больше полугода нет в стране, я отовсюду уволена, я не получаю в России никаких зарплат. Я чувствую свою абсолютную профессиональную востребованность в Европе: я нужна тут и как критик, и как драматург, и как режиссёр, и как куратор международных фестивалей.<…> Тем не менее через полгода после публикации статуса возбуждается дело. Это абсурд. Зачем? — пояснила Давыдова. — Автору протокола пришлось совершать какие-то невероятные логические кульбиты, чтобы доказать, что я дискредитирую ВС».
Помимо этого, Давыдова отметила, что пока не намерена возвращаться в Россию. «Проекты, которые я должна делать, уже сейчас расписаны на несколько лет вперёд, а все мои российские проекты уничтожены. Так что пока оснований возвращаться нет, — сказала она. — Смысл всей моей жизни был в том, чтобы выстраивать мосты между мировым и российским театром. Мне даже казалось, что что-то удалось сделать — и с помощью журнала, и с помощью фестиваля. Как только появится возможность эти разрушенные мосты достраивать, реконструировать, я, конечно, снова начну это делать, потому что это не вопрос денег или славы — это про осмысленность всей моей жизни. Когда я уезжала, мне казалось, что она перечёркнута. Всё, над чем я работала 25 лет, в одночасье уничтожено. Это был психологический ад».
«Люди культуры работают со смыслами и идеями. Это их привилегия и в то же время их обязанность. Они не имеют права продолжать писать рецензии или ставить спектакли, не сформулировав своей позиции по главному вопросу нашей теперешней жизни. Все прочие смыслы, над которыми они работают, в ситуации такого молчания оказываются, простите за каламбур, обесмысленны, — заявляет Давыдова. — Деятели театра и культуры, люди гуманитарной сферы, избрав свою профессию, берут на себя определённый ряд обязанностей и рисков».
Также в беседе с изданием журналистка рассуждала, есть ли будущее у российского театра, учитывая разрыв международных связей и военные действия. «Театр — это ведь не только искусство, это ещё важнейший социальный институт, его невозможно исключить, как многие предлагают, из политики и социальной жизни и существовать в нём как в волшебном мире прекрасного, — считает она. — Наш театр переживал в последнее десятилетие потрясающий расцвет, он был удивительный, уникальный. Но никакой театр не сможет существовать в изоляции. Литература с трудом, но может, а театр — нет».
Обложка: Марина Давыдова / Журнал «Театр»