. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

НовостиЭмма Уотсон взяла интервью у автора «Персеполиса»

Маржан Сатрапи о жизни в тоталитарном Иране, патриархате и внутренней свободе

На сайте Vogue опубликовали интервью автора комиксов и режиссёра иранского происхождения Маржан Сатрапи. Она рассказала Эмме Уотсон, недавно выбравшей автобиографическую книгу Сатрапи «Персеполис» для своего книжного клуба, о жизни женщин в Иране, стандартах красоты и роли образования в продвижении равноправия.

Сатрапи рассказала, что только воспитание независимого мышления и достаточный уровень образования являются залогом равноправия — вне зависимости от того, ограничивает государство свободу своих граждан или обеспечивает их права. «Единственный человек, который мешает тебе быть свободным, — ты сам, — пояснила Сатрапи. — Никто не может забрать у тебя свободу. Я имею в виду, что я жила при диктатуре, и я знаю, о чём говорю». Так, современные иранские женщины имеют достаточно высокий уровень внутренней свободы и при всех внешних запретах достаточно эмансипированы. Все достижения западной культуры доступны в Иране, только приобретать их приходится на чёрном рынке, и такая двойная жизнь для многих утомительна.

Писательница отметила, что можно осознанно воспринимать или отвергать некоторые аспекты своей культуры и воспитания: сама Сатрапи замечает за собой склонность к гостеприимству и уважению пожилых людей, которые считает позитивным наследием жизни в Иране, но при этом категорически не согласна с традиционалистским подходом к положению женщин.

По мнению Сатрапи, на жизнь женщин сильно влияет внутренняя мизогиния: она приводит в пример случаи, когда журналистки и читательницы возмущались её нежеланием становиться матерью и жертвовать карьерой ради семьи.

Сатрапи рассказала, что работа над «Персеполисом» помогла ей разобраться в своём прошлом и простить людей, которые совершали злые поступки: она отметила, что простить тех, кто не ведает, что творит, гораздо проще, чем тех, кто осознанно идёт на подлость. Однако это необходимо, чтобы не приумножать ненависть и не отвечать обидчикам их же методами.

Делиться личными историями важно, так как они помогают избавиться от стереотипов и не видеть мир в чёрном и белом. Сатрапи отметила, что из-за повестки мировых СМИ у людей формируются искажённые представления о реальности — отсюда берутся вопросы вроде «Сколько жён было у вашего отца?».

Хотя в западном обществе женщины могут самостоятельно принимать решения и распоряжаться своим телом, до равноправия в головах ещё далеко. Говоря об объективации женщин и эксплуатации их сексуальности, Сатрапи задаётся вопросом: «В фильмах и других медиа постоянно показывают грудь, задницы и так далее. Почему мы нигде не видим яйца?» По мнению писательницы, десакрализация наготы должна идти в обоих направлениях — и для женщин, и для мужчин.

По мнению Сатрапи, девочки должны не бояться за себя постоять и выглядеть «истеричками»: «Когда мужчина бьёт другого мужчину, тот ему даёт сдачи. Это значит, что если кто-то делает с тобой что-то, что тебе не нравится, ты имеешь право применить физическую силу в ответ».

Также Сатрапи считает, что современному феминизму не хватает самоиронии — что приводит к абсурдным радикальным требованиям и отторжению движения широкой публикой.

О социальных сетях писательница отзывается со скепсисом. «Помню, как несколько лет назад руководитель технологического отдела The New York Times сказал: „Facebook позволил им [молодёжи] начать революцию!“ Может, это и так, но с помощью Facebook государство также может найти людей и арестовать их».

По мнению Сатрапи, любая религия является антифеминистской, в том числе буддизм и индуизм, но при этом запрет на ношение хиджаба абсурден: «Как можно побудить девушек к эмансипации, если они не могут ходить в школу, потому что в школе нельзя носить хиджаб?»

Полный текст интервью на английском доступен на сайте Vogue, а наша подборка комиксов о жизни женщин, где есть и «Персеполис», здесь.

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться