ЖизньПочему мужчины
не принимают гормональные контрацептивы
И нужно ли им это делать
Каждый год исследователи сообщают: мужские противозачаточные уже вот-вот появятся на рынке. Но этого никак не происходит. Рассказываем, почему их так трудно изобрести, кто и как пытался это сделать и почему идея о мужских противозачаточных в целом довольно спорная.
В этом тексте для удобства используются устоявшиеся формулировки «женские контрацептивы» и «мужские контрацептивы». Тем не менее, «мужские» или «женские» контрацептивы могут понадобиться людям любой гендерной идентичности.
юлия дудкина
В начале 2019 года во многих зарубежных СМИ появились объявления: учёные проводят исследование противозачаточного препарата для мужчин и ищут добровольцев. К участию в двухлетнем эксперименте приглашались гетеросексуальные пары, которые регулярно занимаются сексом. Мужчинам-добровольцам предлагали каждый день наносить на руки и плечи противозачаточный гель и раз в месяц появляться в клинике для обследования.
Речь идёт о противозачаточном геле NES/T — одной из самых перспективных новых разработок в области мужской контрацепции. В нём содержатся гормоны — тестостерон и производное прогестина под названием несторон. Последний снижает количество сперматозоидов в эякуляте, первый поддерживает сексуальную функцию. Небольшое количество препарата NES/T нужно просто наносить на кожу, он впитывается за полминуты. Это не первое исследование — безопасность геля у здоровых мужчин уже изучалась ранее.
Майкл Медрано — доброволец из Лос-Анджелеса — говорит, что новый препарат сделал его «немного угрюмым», но в целом пока что достигает нужного результата: жена Майкла Джулия не беременна. К тому же она смогла отказаться от своего противозачаточного препарата, из-за которого её вес колебался, а настроение было неустойчивым.
Когда Майкл рассказывает своим друзьям, что тестирует противозачаточный препарат для мужчин, они удивляются: большинство из них никогда не слышали о подобном. Но, по его словам, вникнув в суть, друзья спрашивают, когда они тоже смогут воспользоваться новым чудо-гелем.
Кроме Майкла и Джулии в испытаниях участвуют около 400 пар из разных стран. Считается, что, если опыт будет успешным, NES/T может стать первым мужским противозачаточным препаратом на рынке. Впрочем, даже это случится не очень скоро, текущее исследование планируется завершить в конце 2021 года.
Кажется, будто мужское противозачаточное средство — это инновация, но на самом деле разработки в этой области начались больше шестидесяти лет назад, почти одновременно с разработкой препаратов для женщин. Но в ходе экспериментов оказалось, что с мужскими противозачаточными дело обстоит куда сложнее.
Контроль женщинам
Первым, кто начал работать над средствами гормональной контрацепции — как для мужчин, так и для женщин, — был американский эндокринолог Грегори Гудвин Пинкус. Он исследовал, как уровень гормонов связан с разными состояниями тела и заболеваниями. Пинкус дружил с Маргарет Сэнгер — активисткой и создательницей «Международной ассоциации планирования семьи». Сэнгер боролась за права женщин. Она была недовольна тем, что мужчины часто не дают женщинам самим контролировать вопросы деторождения: мужчины могли настаивать на сексе без презерватива или в последний момент тайком снимать контрацептив. Женщинам же из-за незапланированной беременности приходилось либо делать аборты, либо идти вразрез с собственными планами, прерывать карьеру или даже рисковать здоровьем, чтобы родить ребёнка.
Считается, что именно Сэнгер вдохновила Пинкуса начать исследование того, как гормональный уровень влияет на менструальный цикл и овуляцию.
Пинкус разработал первый противозачаточный гормональный препарат для женщин — «Эновид». Сначала он формально назывался «препаратом для лечения нарушений менструального цикла». Это был оральный контрацептив первого поколения — он содержал высокие дозы гормонов и у него было много побочных эффектов. Например, он мог спровоцировать тромбоз. Тем не менее он пользовался бешеной популярностью: многие женщины готовы были рискнуть ради того, чтобы получить контроль над собственным телом. В 1960 году FDA официально разрешило продавать этот препарат как контрацептив, а не под прикрытием «лечения нарушений менструального цикла».
Проводя исследования, Пинкус заметил, что синтетический гормон прогестин может влиять не только на менструальный цикл, но и на выработку гормонов. Он решил заняться разработкой аналогичного препарата для мужчин. Но если на своё предыдущее изобретение он получил грант от «Международной ассоциации планирования семьи», то на этот раз спонсировать его организация не захотела. Маргарет Сэнгер, которая помогала с финансовой стороной вопроса, была в ярости. Её идея заключалась в том, чтобы дать женщинам контроль над деторождением. Теперь, по её мнению, Пинкус хотел снова вернуть контроль мужчинам.
Некоторые опыты учёному всё же удалось провести. Он вводил инъекции пациентам психиатрических больниц (на тот момент медицинская этика была слабо развита). Но результаты были неубедительными. Пинкус прервал исследования.
Контрацептив из хлопка
В 70-е годы учёные вместе с медицинскими организациями возобновили работу над мужскими контрацептивами. Правительства разных стран в тот момент были озадачены проблемой перенаселения, так что вопрос стоял остро. Эксперименты проводились по всему миру — исследовались не только гормональные препараты, но и любые другие.
Однажды бразильский учёный Эльсимар Коутиньо увидел, как местные фермеры кормят быков ненужными остатками растений с хлопковых плантаций. Фермеры считали, что растения благотворно влияли на сексуальную силу быков. Действительно, животные, жующие хлопок, были сексуально активны. Но рождаемость среди коров была низкой.
Так он понял, что госсипол — природное соединение, получаемое из хлопчатника, — в перспективе может стать средством мужской оральной контрацепции. С 1960-х годов Коутиньо трудился над своей разработкой при поддержке китайского правительства: страна оказалась заинтересована в препарате, который поможет с проблемой перенаселения. В 1972 году учёный провёл исследование, восемь тысяч мужчин испробовали на себе таблетки госсипола. Количество сперматозоидов у испытуемых сократилось, но обнаружились побочные эффекты. У 66 добровольцев оказался низкий уровень калия в крови. К тому же после окончания исследования уровень сперматозоидов у некоторых мужчин так и не вернулся к прежнему уровню.
Тем не менее в 1974 году Коутиньо отправился на Международную конференцию по народонаселению и развитию и рассказал о своих многообещающих опытах. «Там был полный зал женщин, — вспоминает он. — Они освистали меня». Оказалось, посетительницы конференции вовсе не считали, что мужчинам стоит доверить контроль над контрацепцией.
Ещё через десять лет китайские спонсоры исследования сказали, что дальнейшее изучение госсипола не представляет для них большого интереса. Тем не менее вместе с командой учёных из разных стран Коутиньо продолжил исследования, и они оказались более успешными. В 2000 году они доказали, что препарат не влияет на уровень калия, а на его показатели у китайской выборки повлияло плохое питание.
Учёный обратился к бразильскому правительству: он хотел, чтобы госсипол вышел на рынок. Но из-за сильного влияния католической церкви выводить на рынок новые контрацептивы в Бразилии очень тяжело. Министерство здравоохранения не решилось идти против церкви. Впрочем, сам Коутиньо думает, что проблема в другом: «За много лет работы мы поняли, что мужчины очень боятся потерять фертильность».
Вазалгель
Ещё один многообещающий метод контрацепции появился в Индии в 70-е годы. Сначала он назывался RISUG — «Обратимое направленное ингибирование спермы». Его придумал доктор Суджа Гуа — профессор биомедицинской инженерии Индийского технологического института. Суть метода в том, что человеку делают инъекции, вводя в семявыводящие протоки полимерный гель. Гель работает как фильтр — он пропускает через себя эякулят, но деактивирует сперматозоиды. Укол делается за пятнадцать минут, а стоит дешевле, чем одноразовый шприц. Одной инъекции хватает на десять лет. Этот метод напоминает вазэктомию, но при желании человек может вколоть антидот (кстати, это всего-навсего сода), и гель перестанет действовать. В отличие от вазэктомии, RISUG очень легко «отменить».
Тридцать лет этот метод испытывали сначала на животных, потом на людях. Он оказался очень эффективным, а каких-либо серьёзных осложнений и побочных эффектов не задокументировано. Правда, это не значит, что их нет. По непонятным причинам результаты клинических исследований третьей фазы RISUG не были опубликованы, хотя они проводились. Также известно, что в 2002 году исследование третьей фазы завершили раньше срока. Индийское министерство здравоохранения объяснило, что это произошло из-за некоего побочного эффекта. Никаких более подробных сведений не поступало.
В 2010 году американская компания Parsemus Foundation купила патент на RISUG за сто тысяч долларов. Теперь она продолжает работать над изобретением — учёные из США внесли небольшие изменения в состав и назвали новый продукт Vasalgel. Его успешно испытали на обезьянах и кроликах. Но компания Parsemus Foundation некоммерческая — это небольшой фонд, который стремится оказывать доступную медицинскую помощь людям и животным. У организации недостаточно средств, чтобы профинансировать масштабные испытания Vasalgel, а крупные фармацевтические компании, судя по всему, не очень заинтересованы в инновации. Получается, Vasalgel — одна из самых перспективных инноваций, которая не может выйти на рынок, потому что ни один из бизнес-гигантов не видит потенциала в мужской контрацепции.
Побочные эффекты
Помимо гелей и растительных средств, учёные работают и над обычными гормональными таблетками для мужчин — аналогами женских КОК. Уже стало совершенно ясно: выход такого средства на рынок возможен и оно будет эффективным. Правда, во время клинических испытаний не всегда всё идёт гладко.
Например, в 2016 году команда международных учёных из ведущих университетов провела масштабное исследование самого современного на тот момент гормонального средства контрацепции для мужчин в инъекционной форме. В эксперименте принимали участие 320 гетеросексуальных пар, где возраст мужчин составлял от 18 до 45 лет. Больше года они регулярно получали инъекции прогестерона и синтетического тестостерона. Один снижал выработку сперматозоидов до того уровня, при котором зачатие невозможно, другой поддерживал сексуальную функцию.
Результат, с одной стороны, можно было назвать успешным: выяснилось, что новое средство контрацепции эффективно в 96 % случаев (для сравнения, эффективность презерватива — не больше 80 %).
Но кое-что в ходе эксперимента насторожило учёных — так, что они прервали испытания раньше времени. Многие испытуемые жаловались на побочные эффекты: плохое настроение, высыпания на коже, боль в мышцах и спутанность сознания.
С одной стороны, такие эффекты есть и у таблеток для женщин. Их выпустили на рынок несмотря на то, что покупательницы рискуют столкнуться с акне, плохим настроением или колебаниями веса. Но многие женщины, тем не менее, готовы принимать эти риски, чтобы не столкнуться с нежелательной беременностью. Почему бы и мужчинам не пойти на это?
Но, как объяснили авторы исследования, процент добровольцев, столкнувшихся с побочными эффектами, был слишком высок, чтобы продолжать. Учёные получили больше тысячи жалоб всего лишь от 320 мужчин и сочли этот показатель колоссальным — хотя три-четыре недомогания в год не кажутся чем-то страшным. Тем не менее, исследователи пришли к выводу, что 900 из этих явлений были связаны с применением препарата. Четверть участников пожаловались на боль в месте инъекции, у половины появились высыпания на лице, больше 20 % сообщили о перепадах настроения. Один участник исследования покончил с собой — впрочем, авторы исследования сделали вывод, что это не было связано с эффектом от инъекций.
И тем не менее для исследователей эксперимент оказался очень результативным: несмотря на побочные эффекты, препарат доказал свою эффективность. Осталось усовершенствовать его так, чтобы он меньше влиял на самочувствие. На сегодняшний день изучается уже несколько гормональных средств, в том числе гель NES/T, который нужно втирать в плечи.
Бесперспективный рынок
Профессор Стефани Пейдж с медицинского факультета Вашингтонского университета — одна из ведущих учёных, занимающихся вопросами мужской контрацепции. Она курирует одновременно три исследования: одна группа учёных работает над таблеткой, подавляющей выработку сперматозоидов. Другая — над инъекционным препаратом — тем самым, который в 2016 году вызвал множество побочных эффектов. Сейчас его дорабатывают. Третья разработка — гель NES/T, который вовсю проходит клинические исследования. По её словам, ни одна из разработок не поступит на рынок в ближайшее время.
По статистике, 75 % добровольцев, испытавших на себе противозачаточную инъекцию, хотели бы продолжить предохраняться с помощью мужской гормональной контрацепции, несмотря на риск побочных эффектов. Разработка вполне могла бы стать популярной. Но, по словам доктора Пейдж, фармацевтические компании пока не проявляют интереса к этой теме и не спешат спонсировать новые исследования. Без них дело идёт медленно. Возможно, всё дело в стереотипе, будто бы предохранение в первую очередь женская забота.
Нужны ли миру мужские гормональные контрацептивы — вопрос всё ещё спорный. С одной стороны, как и в 70-е годы, немногие женщины хотели бы доверить мужчинам контроль над деторождением. Согласно исследованию 2011 года, около половины женщин не хотели бы, чтобы такая ответственность лежала на мужчине, и это неудивительно, ведь в случае ошибки именно женщине придётся разбираться с последствиями.
С другой стороны, как пишет журнал медицинской этики Американской медицинской ассоциации, забота о контрацепции возлагает на женщин несправедливо большую нагрузку. Женская контрацепция заметно дороже мужской — хотя бы потому, что таблетки нужно принимать каждый день, а презервативами мужчины пользуются только во время секса. Если же говорить о вазэктомии, то затраты на неё и вовсе минимальны.
Если обсуждать методы контрацепции, которые представлены на рынке сегодня, то женщины, использующие их, куда больше подвержены риску побочных эффектов, чем мужчины. К тому же есть и невидимые различия: женские способы контрацепции требуют куда больше вложений с точки зрения сил и времени. Например, чтобы вам прописали таблетки, нужно как минимум один раз сходить ко врачу. Плюс моральный ресурс — стресс, тревога из-за того, что контрацепция может не сработать, или из-за страха выбрать неподходящий способ.
ФОТОГРАФИИ: stock.adobe.com — Мария Mudrykh