ЖизньС молоком чужой матери: Как устроен рынок грудного вскармливания
Кто и почему кормит детей не своим молоком
Несколько лет назад в фейсбуке появилась забавная история о том, как известная актриса опубликовала на своей странице в соцсети крик о помощи — ей нужно было грудное молоко. Одна из её читательниц тогда была кормящей матерью и решила помочь. Они с актрисой списались, та привезла контейнеры, а потом девушка неделю откладывала в морозилку немного молока «от стола» своего сына. Больше актриса не появилась. Под постом образовалась живая дискуссия, в которой поучаствовали и мамы, всё младенчество кормившие детей сцеженным молоком своих подруг, и те, кто впервые слышал о том, что грудное молоко можно арендовать.
Текст: Лера Швец
Иллюстрации: Даша Чертанова
В пользу грудного кормления говорит, казалось бы, железный аргумент — рекомендации Всемирной организации здравоохранения. По правилам ВОЗ, кормить детей грудью нужно как минимум первые полгода и продолжать до двух лет, совмещая с другой едой. Грудное молоко действительно обладает целебными свойствами и укрепляет иммунитет ребёнка, у некоторых детей бывает аллергическая реакция на молочные смеси, а один из десяти младенцев рождается недоношенным — в этом случае грудное молоко просто необходимо, чтобы ребёнок стабильно прибавлял в весе. При этом сразу после родов оно начинает вырабатываться меньше чем у половины матерей недоношенных детей, а многие женщины не могут кормить детей грудью по медицинским показаниям.
Мы не раз писали, что грудное кормление из осознанного выбора давно превратилось в предмет культа. Женщин, по той или иной причине выбравших кормление смесью, принято считать «недоматерями», они испытывают чувство вины и давление со стороны родных и друзей. На этом фоне закономерно расцветает розничная продажа грудного молока и обмен бесплатным донорским молоком — в основном для тех, кто категорически выступает против смесей, а своего молока не хватает. Мы решили разобраться в молочной кухне и выяснить, где и зачем женщины приобретают грудное молоко и соблюдается ли в процессе техника безопасности.
Молочные матери
В группе «Грудное молоко, кормилицы, продам, отдам, куплю» состоит всего тысяча человек, но новые объявления со всей России тут появляются регулярно. Впрочем, Альфия из Москвы признает, что спрос на услугу «профессионального кормления» в России небольшой. У неё двое детей, и она размещала в группе разные объявления — предлагала быть кормилицей и искала кормилицу для старшего сына. Оба раза не слишком успешно. «К тому же в таких группах есть большая опасность нарваться на мужчин, которые предлагают покормить их самих из груди за деньги», — объясняет Альфия.
Женщина размещала вакансию няни-кормилицы на портале Superjobs, но на неё тоже никто не отозвался. «Это очень физиологичная история и довольно дорогая услуга: не каждая семья может себе позволить отказаться от смеси и оплачивать кормилицу», — объясняет представитель пресс-службы компании. «Однажды ко мне обратилась семья из Германии, — рассказывает Альфия. — Они сказали, что мама сразу после родов выходит на работу, поэтому им нужна кормилица для двойни. Но нужно было поехать с ними в Германию вместе со своим ребёнком. Я отказалась».
Российские кормилицы, со слов Альфии, работают в основном бесплатно — по дружбе, договорённости или волонтёрят. К примеру, после родов, когда женщина должна была проходить лечение антибиотиками, её подруга стала временной кормилицей её сына: «Я категорически против смесей, я сторонница грудного вскармливания. А подруга тогда ещё кормила своего трёхлетнего ребёнка, но своего молока у неё было мало. Я принесла ей своего сына, и он её „рассосал“. Она кормила моего сына целую неделю, пока я лечилась, и молока у неё стало гораздо больше. У меня тоже потом не было никаких проблем. Ребёнок от груди не отвык, и я смогла спокойно продолжить его кормить».
Американское исследование 2012 года показало, что 4 % из 499 его участниц были донорами молока или получали донорское молоко — из банка или от другой женщины
Большинству детей, считает Альфия, неважно, что грудью их кормит не мама: «У меня однажды был такой случай. Я была волонтёром в детской игровой комнате на пролайферском фестивале (мы с мужем активно участвуем в этом движении). В игровую комнату женщина принесла своего десятимесячного младенца и забыла его там на целый день — видимо, увлеклась конференцией. Младенец ко всем подползал и клал руку на грудь. Когда он подполз ко мне и положил руку, я достала грудь, и ребёнок ко мне присосался, как ни в чём не бывало, хотя я не его мама. В итоге я кормила ребёнка весь день. Когда его мама вернулась, она меня поблагодарила».
Альфия была молочной мамой троих детей. Одна из семей нашла её в сообществе донорского обмена грудным молоком «Молочная мама»: «У женщины неудачно прошла операция, её продолжали лечить, и врачи запретили ей самой кормить грудью. Она была тоже настроена категорически против смесей. А у меня было слишком много молока. В итоге я выкармливала их ребёнка».
По словам координатора проекта Ольги Родичевой, за пять лет «Молочная мама» получила более семи тысяч заявок с обеих сторон — в итоге уже 2500 семей стали обладателями донорского молока. Ольга решила создать сообщество, когда сама искала донорское грудное молоко для своего ребёнка. Тогда откликнулись много мам, и она решила сделать общую платформу.
Цена договорная
«Грудное молоко, свежее и замороженное. За 180 мл — 150 рублей. Молоко жирное (первый ребёнок). 500 мл в день могу продать», — пишет аноним из Нижнего Новгорода в тематической группе «ВКонтакте». «Продаю грудное молоко, за 100 мл — 50 рублей. Молоко жирненькое», — пишет кто-то из Энгельса. Чуть ниже на стене объявление из Курска: «Цена договорная. Молоко хранится в морозилке в разных количествах. Веду здоровый образ жизни. Ребёнку 5 дней». Создатели соответствующих сайтов и пабликов часто позиционируют их как дружелюбное комьюнити и альтернативу «коммерческим» банкам с «завышенными» ценами. При этом, по данным американского исследования, проведённого в 2013 году, практически три четверти образцов донорского молока, купленных через интернет, были сильно заражены болезнетворными бактериями, и бактерии активно размножались — из-за нестерильного сбора, неправильного хранения и транспортировки.
В «Молочной маме» выступают категорически против продажи молока, но по другим причинам. Представители сообщества считают, что в интернете могут продавать подделки — не просто донорское молоко, разведённое водой, но и искусственные смеси, а также коровье или козье молоко.
Кроме того, в сообществе опасаются, что родственники могут насильно заставлять женщин продавать молоко в ущерб их здоровью и здоровью их детей. Участницы призывают настороженно относиться к здоровью женщины-донора, так как она может оказаться представительницей «неблагополучных слоёв, где распространены женский алкоголизм и курение, эти вещества также проникают в грудное молоко, и если оно передаётся как донорское другому ребёнку, то отравляют организм ребёнка-реципиента». Кроме того, именно «социально неблагополучные слои населения» являются одной из групп риска по инфицированию ВИЧ и вирусами гепатита, таким образом, становится вполне вероятным попадание вирусов гепатита и ВИЧ и в донорское грудное молоко, предупреждает сообщение на сайте.
Наконец, в «Молочной маме» подчёркивают, что «коммерческое» молоко может быть пронизано «негативной энергетикой» — из-за того, что матери во время сцеживания думают о деньгах. Всем участникам донорского обмена рекомендуют придерживаться основных принципов безопасности: информированный выбор, мама-донор без осложнений по здоровью, бережное обращение с донорским молоком и домашняя пастеризация молока перед использованием.
Банки молока
Контролируемые способы молочного донорства всё-таки существуют. Европейская ассоциация банков молока, к примеру, основана в 2010 году: в неё входят более двухсот учреждений из разных стран Европы. Организация следит за исследованиями, связанными с донорством грудного молока, а этой осенью должна провести научную конференцию в Италии. В США существует Human Milk Banking Association of America (HMBANA) — североамериканская ассоциация банков человеческого молока, в которую входят 27 некоммерческих банков. Все участники должны соблюдать международные стандарты — проверять молоко и пастеризовать его, прежде чем передавать младенцам. Чаще всего организация передаёт молоко младенцам в реанимации новорождённых; возможности передавать молоко матерям в ситуациях, когда жизни ребёнка ничего не угрожает (например, мать прошла через мастэктомию, у неё мало собственного молока или она не может кормить грудью по каким-то другим причинам), у неё нет. Первый молочный банк в Израиле открылся весной, и его руководство тоже упирает на многочисленные тесты качества и безопасности продукта (всего в мире открыто больше 500 «молочных банков»).
«Донорские пункты» сбора грудного молока в своё время существовали и в СССР. «Сбор молока был официально разрешён приказами Минздрава, — объясняет Ольга Лукоянова, старший научный сотрудник лаборатории питания здорового и больного ребёнка «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей». — И существует приказ № 440 от 1983 года, в котором есть пункт о том, что родильные дома могут принимать грудное молоко от разных женщин для обработки. Это явление было очень популярно в нашей стране. Женщины приносили молоко из дома. В роддоме или в перинатальных отделениях молоко смешивали в одну ёмкость и пастеризовали по методу, который тоже описан в нормативных документах».
Но в 90-х традиция сбора донорского грудного молока в России прервалась: «Мы узнали о таких таких серьёзных заболеваниях, как ВИЧ. Все стали осторожнее относиться к обмену любыми биологическими жидкостями. Как раз в этот период ужесточили меры по обмену в том числе и грудным молоком. Но с тех пор было проведено огромное количество исследований, которые показывают, что обработка молока (пастеризация), которая применяется у нас и разрешена СанПином, полностью уничтожает опасность ВИЧ и других известных бактерий и болезнетворных вирусов».
Исследование сиблингов, одного из которых кормили грудным молоком, а другого — смесью, показало, что по 10 из 11 измеряемых параметров разницы между ними не было
Сегодня в России банки донорского молока официально не разрешены, но в 2014 году Роспотребнадзор и Минздрав РФ дали разрешение открыть пилотный банк в Москве, на базе центра, в котором работает Ольга Лукоянова. За первый год работы банк собрал 148 литров донорского грудного молока — его получили пятьдесят пять младенцев. Пока донорами могут стать только женщины, которые уже госпитализированы в исследовательский центр — а получать молоко могут только дети-пациенты. Через год второй пилотный банк донорского грудного молока открылся в республиканской детской клинической больнице в Уфе. Илона Раздумина, координатор программы «Лечение детей» благотворительного фонда помощи детям и семьям «Наши Дети», рассказывает, что заместитель главного врача по хирургии Резида Галимова промониторила работу донорского банка в Москве и составила смету. «На деньги благотворителей мы купили всё необходимое: контейнеры для молока, клинические молокоотсосы, фармацевтический холодильник, морозильник и специальную водяную баню для пастеризации», — перечисляет Раздумина. Как и в Москве, банком донорского грудного молока в Уфе могут пользоваться только женщины и дети, уже госпитализированные в центре. «Мне писали кормящие мамы с вопросами, могут ли они сдать своё лишнее молоко, — продолжает Илона. — Но мы не можем это молоко проверить, проверка — это дополнительные ресурсы. Пока мы только на первом этапе».
Техника безопасности
Официальная медицина в большинстве случаев отдаёт предпочтение грудному молоку, имея в виду, что у использования смеси свои издержки. «Смесь делается не на основе человеческого белка, который содержится в грудном молоке, а на основе коровьего, козьего или соевого белка с разной степенью обработки, — объясняет Екатерина Локшина, консультант по грудному вскармливанию IBCLC. — У детей бывает непереносимость тех или иных видов смеси — они могут плохо воспринять любой вид. Есть смеси с гидролизированным белком, но они очень неприятные на вкус — поэтому в них больше углеводов из-за подсластителей, больше соли и так далее».
При этом вердикт, действительно ли у ребёнка непереносимость смеси, должен выносить врач: иногда достаточно попробовать другой — гипоаллергенный — заменитель молока (эксперты указывают, что состояний, при которых ребёнку полагается только грудное молоко, нет). И уж точно не стоит рисковать здоровьем ребёнка ради молока, качество которого невозможно проверить.
«Так же как мы пользуемся донорской кровью, донорскими органами, мы можем пользоваться и донорским молоком, — говорит Екатерина Локшина. — Но риски, безусловно, есть — и их на себя принимает реципиент». Во-первых, объясняет эксперт, у женщины-донора могут быть заболевания, симптомы которых ещё не проявились. Во-вторых, она могла принимать какие-то лекарства или ещё какие-то вещества, которые проникают в молоко. В-третьих, существует проблема внешнего загрязнения, связанная с тем, как собиралось и перевозилось молоко. Но если тщательно выбрать донора и детально договориться о сборе и передаче молока, это может стать альтернативой кормлению, уверена Локшина.
Ольга Лукоянова советует женщинам, которые собираются принимать донорское молоко от друзей или через сообщества в интернете, ознакомиться с медицинской историей донора. К примеру, важно знать, не болеет ли донор туберкулёзом и не является ли носителем вирусов гепатита B и С, уточнить результаты анализов на сифилис и ВИЧ: «Сейчас у всех женщин на руках есть эти обследования, когда они поступают в родильный дом, — добавляет Ольга. — Но после молоко всё равно нужно специальным способом обработать. Метод пастеризации описан в открытых источниках, и его легко осуществить в домашних условиях».
Конечно, решение, как кормить младенца, всегда остаётся за родителями. Но стоит помнить, что спокойствие и комфорт мамы могут оказаться для ребёнка гораздо важнее, чем бесконечные метания в поисках молока. Рекомендации ВОЗ по кормлению грудью рассчитаны в первую очередь на страны, где есть проблемы с доступом к чистой питьевой воде и существует высокий риск детской смертности от диареи, пневмонии и недостаточного питания — в этом случае грудное молоко матери действительно гораздо полезнее для ребёнка и комфортнее для родителей, чем его альтернативы. Но в остальных ситуациях, когда ребёнок растёт в санитарных условиях, у родителей есть доступ к чистой воде и качественной смеси, ничего страшного в отказе от грудного молока нет — исследования показывают, что при всех но, оно лишь немногим лучше смеси.
В последней серии сериала «Crazy Ex-Girlfriend» один из героев — «отец-одиночка» — в постоянной панике от того, что его дочь лишена молока матери. Он тратит много сил и времени на то, чтобы самыми разными путями раздобыть донорское молоко и доставить его дочери, не разморозив, попутно переживая, что пропускает важные моменты жизни ребёнка. В финале герой приходит к мысли, что молоко — не единственное, что он может дать дочери, и уж точно не молоко делает его хорошим родителем.