ЖизньОбхохочешься:
Как шутят о женщинах
на российском ТВ
Да, у нас просто чувства юмора нет
Текст: Дарья Гаврилова
«Трусы нашей секретарши как индийские фильмы — снимаются каждые пять минут». Я смотрю Comedy Club. Нет, я не поклонница шоу и не оказалась один на один с включённым телевизором на автомойке: я планирую посвятить неделю своей жизни изучению российских юмористических телепередач.
Последнее время в дискуссии о правах женщин и сексизме в России регулярно всплывает важный вопрос: нужно ли обижаться на юмор, который тебе неприятен. Редкая такая дискуссия обходится без упоминания нацизма и «Шарли Эбдо», а женщин, оскорблённых специфическими шутками и анекдотами, упрекают в отсутствии чувства юмора. Чтобы понять, правда ли всё так плохо с презентацией женщин во всероссийском масштабе, я решила не просто посмотреть несколько шоу, но и посчитать, сколько времени в каждой передаче уделили женщинам и мужчинам, общее число шуток, процент шуток про женщин и отношения, число сравнений женщин с животными и предметами и, наконец, случаи, когда женщину изображал комик-мужчина. Ждать от российских передач, что они пройдут тест Бехдель, казалось смелой идеей, но попробовать стоило.
Раскрою интригу сразу, именно Comedy Club забрал пальму первенства в номинации «Курица не птица», оставив конкурентов далеко позади. Я смотрела 460-й выпуск, который показали в эфире ТНТ 13 февраля. Это было единственное шоу из всех мной просмотренных, в котором мужчины составляли сто процентов появлявшихся на сцене участников. Ведущие — Павел Воля и Гарик Харламов — мужчины. Все юмористы — тоже мужчины. 85 % экранного времени шоу посвящено мужчинам. Примерно пять минут от общего хронометража программы было уделено отбивкам и заставкам, и столько же — женщинам.
За эти робкие минуты женщины появились в Comedy Club три раза. Первой стала группа Serebro, спевшая песню о трагической любви к мужчине. Затем нам представили дуэт дизайнеров из Курска: Надежду Решетникову и Ивана Ванина. После одной фразы, сказанной Надеждой, Иван забрал у неё микрофон и дальше разговаривал с ведущими без неё. И наконец, женщинам посвятили скетч — юморист Серж Горелый показывал, как клеится к девушке. Ей была отведена роль благодарной стороны: «Мне так понравилось твоё выступление, я давно так не смеялась». То есть женщинам в мире Comedy Club дозволяется петь, танцевать, говорить о мужчинах и принимать их ухаживания. Когда женщина пытается поговорить о работе, у неё отбирают микрофон.
Comedy Club
Общее экранное время
48,20
Общее экранное время мужчин
41:15
Общее экранное время женщин
05:02
Общее число шуток
129
Шутки про женщин
28
Шутки про отношения
32
Число ведущих
2
Из них женщины
0
Из них мужчины
2
ЧИСЛО комиков
7
Из них женщины
0
Из них мужчины
7
Номер от женского лица в Comedy Club, тем не менее, был, только его исполнила не комедиантка, а снова мужчина — Семён Слепаков. Традиция подобных перевоплощений горячо любима во вроде бы гомофобной России, но просто потому, что «наряжаться бабой» само по себе кажется юмористам и зрителям смешным. Проще говоря, это почти всегда пародия, а не дрэг. В большинстве случаев, когда мужчина-комик изображает жертву, то есть женщину, он делает это, основываясь на самых косных и грубых гендерных стереотипах. В мужских устах женские интересы сводятся почти исключительно к косметике, шмоткам и, собственно, мужчинам. В итоге женский пол выходит у юмористов такой же карикатурой, как поп-звёзды в изображении Максима Галкина, только высмеивают тут не конкретного человека, а сумму якобы свойственных всем женщинам черт.
Вот и на этот раз выступающий от женского лица Слепаков полностью посвятил песню мужчине. Его персонаж — молодая украинка, живущая с москвичом. Разумеется, она «гэкает» (припев композиции звучит как «Ихарь, Ихарь»), жалуется на недостаток внимания и обижается, что «Ихарь» не купил ей дорогую машину и не свозил на острова. На выходе мы видим меркантильную, недалёкую героиню, обобщённую до целого типажа, если не всего женского рода. Стоит ли говорить, что хотеть машину и на острова, пусть и не за свой счёт, имеет право кто угодно — но в Comedy Club выходит, что к этому всё и сводится.
В целом Comedy Club — это леденящий душу парад оскорбительных шуток. Шутки про женщин составили почти 22 % от общего числа, а шутки про отношения и секс — ещё 25 %. Мне кажется, если бы я подсчитывала расистские и гомофобные панчлайны, я бы покрыла весь контент передачи. Двое комиков — Александр Незлобин и Серж Горелый (страна должна знать своих героев) — построили свои выступления целиком на шутках про женщин и секс. И, о, какие это были шутки! Незлобин обвинил женщин в том, что мужчины им изменяют, пожаловался, что девушки не хотят заниматься сексом в гараже, и заявил, что его нынешняя девушка «уступает аквапарку» в Монако. Аквапарку! Если вы не знали, что такое объективация — то вот она: девушку сравнивают с увеселительным заведением, будто она не человек, а комплекс аттракционов. Стоит ли говорить, что тест Бехдель передачей был блестяще провален.
Конечно, можно сказать, что ничего страшного — ну есть вот такой Comedy Club с сексистскими шутками, у него своя аудитория, пусть смотрят. На самом деле шоу, как любой массовый продукт, вводит определённые стандарты поведения, пусть и в шуточной форме, и нормализует их. Не стоит забывать, что это абсолютный лидер юмористического телерынка в Москве: неделя за неделей шоу канала ТНТ возглавляет рейтинг юмористических передач по столице. И вот в этой сверхпопулярной передаче женщин на сцене нет, их лишают права голоса — но над ними, мягко говоря, стебутся. Создаётся впечатление, что такие шутки — это нормально, ведь даже женщинам в зале они нравятся. Значит, если пошутить при женщине, что она уступает аквапарку, то она решит, что вы классный шутник. А если не решит — то что-то не так с ней, а шутка была нормальная.
Петросян-шоу
ОБЩЕЕ ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ
1:30:49
Общее экранное время мужчин
1:17:01
Общее экранное время женщин
32:23
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ШУТОК
196
Шутки про женщин
27
Шутки про отношения
26
ЧИСЛО ВЕДУЩИХ
1
Из них женщины
0
Из них мужчины
1
ЧИСЛО артистов
17
Из них женщины
4
Из них мужчины
13
Чтобы убедиться, что мир Comedy Club не очень нормальный, даже не надо далеко ходить. На российском телевидении есть практически идеально законсервированный образчик позднесоветского юмора — «Петросян-шоу». Я посмотрела выпуск от 12 февраля 2016 года, однако, поверить в то, что программе меньше 25 лет, было непросто. Что уж там, постоянно приходилось себе об этом напоминать. Показательно, что «Петросян-шоу» — абсолютный лидер рейтингов по России. Когда он стоит в сетке вещания, он оставляет и Урганта, и Comedy Club далеко позади: согласно данным TNS, это 36-е по популярности шоу по России в принципе и абсолютный лидер в поджанре «юмористические программы».
Так вот: положение женщин в «Петросян-шоу» существенно лучше, чем в якобы ультрасовременном и визуально прозападном Comedy Club. Женщинам тут отвели больше трети экранного времени (из них 20 % они находились на сцене одновременно с мужчинами). Шутки про женщин составили примерно 14 % от общего числа, про отношения — ещё 13 %. Это в два раза ниже, чем в Comedy Club. Из 18 человек, появившихся на сцене за время шоу, четверо были женщинами.
Шутки в «Петросян-шоу» абсолютно, мучительно не смешны — но при этом крайне редко по-настоящему оскорбительны. Отношения полов тут почти не высмеивают, а уж если до этого доходит — то это не столько танцы на стереотипах, сколько смех сквозь слёзы над жизнью среднестатистической российской семьи. Так, артист Алексей Буховцов исполнил песню о том, как папа пропил «мамины серёжки, бабушкино колье, дедушкины зубы и автомобиль». То есть, с аквапарками женщин здесь не сравнивают, но и к серьезным семейным проблемам относятся легкомысленно.
Удивительным образом «Петросян-шоу» прошло тест Бехдель: Евгений Ваганович пригласил в программу двух пожилых дам — Валентину Григорьевну Арефьеву и Татьяну Аркадьевну Макарову, которые исполнили местами забавные, но скорее трогательные песни. В перерыве между песнями бабушки между собой поговорили о том, как хороша водочка и что пора бы выпить. Бинго! Женщин, пусть и в определённом возрасте, интересуют не только мужчины.
Разумеется, «Петросян-шоу» — это далеко не рай на земле, хотя после Comedy Club так может показаться: тут нашлось место и «дуре», и песне об увеличении груди. Но в лице «Петросян-шоу» у нас есть важное свидетельство: учитывая, что с середины 1980-х эти шутки почти не эволюционировали, можно смело сказать, что тридцать лет назад телевизионный юмор в России был куда менее мизогинным.
Евгений Петросян, который выглядит на сцене душкой, не ставит своей целью кого-то унизить — он действительно хочет рассмешить, пусть и нелепыми танцами и бородатыми анекдотами. В то время как Comedy Club задаёт новый стандарт допустимого, а приколы в духе «Пацаны, это моя контора, чпокайте кого хотите» расходятся по соцсетям, становясь золотым стандартом юмористических пабликов и рабочих курилок. Этот юмор идёт в народ, и женщинам зачастую не остаётся ничего, кроме как терпеть или принимать эти стандарты — а все, кто против, оказываются жертвами новых шуток. В итоге сами женщины зачастую дистанцируются от своего пола и не против пошутить о том, что «все бабы дуры, а я королева». Ярчайший, вибрирующий пример такого юмора, построенного на внутренней мизогинии, демонстрирует другой продукт телеканала ТНТ — Comedy Woman.
Эту программу я видела несколько раз до эксперимента, так что особых иллюзий не питала — и, к сожалению, 131-й выпуск шоу, вышедший в эфир 21 февраля, меня не переубедил. Концепция Comedy Woman звучит прекрасно: оно позиционируется, как юмористическая передача, созданная исключительно женщинами. Слоган программы обещает «самое лучшее в мире шоу, а лучшее оно, потому что женское». В идеальном мире это могло бы быть так, но, увы, мы живём не в нём.
Шоу традиционно открывается эффектным музыкальным номером с танцами, затем на сцене разыгрывают небольшие скетчи, которые перемежаются «закулисными» гэгами. В танцевальном номере участвуют сами комедиантки и делают это блестяще, но осадок всё равно остаётся: почему артисты и ведущие Comedy Club не танцуют в начале шоу? Может быть, по их мнению, это не мужское дело?
Но, откровенно говоря, проблема Comedy Woman не в танцах, а в содержании номеров. Так, сцены-перебивки «за кулисами» были построены исключительно на гендерных стереотипах: женщины называли друг друга жирными, скрывали возраст, обзывались и отказывались друг другу помочь. Самих скетчей было шесть, и мужчины-актёры отсутствовали только в двух из них. Без них обошлось в скетче про «вуз для проституток» (тут у меня из глаз и ушей потекла кровь) и в словесной баталии двух женщин в исполнении Натальи Еприкян и Екатерины Варнавы, от всего сердца поливающих друг друга грязью. Среди эпитетов, которыми артистки с азартом награждали друг друга, были «животное», «шалава», «девайс», «королева самострелов», «овца», «не пойму, это собака или вы до эпиляции».
Скетчи с участием мужчин были не лучше: один из них был посвящён денежным разборкам между мужем и женой, второй, про романтическое свидание, сводился к мысли, потенциально оправдывающей насилие: «Если женщина говорит „нет“ — это означает „да“». В третьем скетче с участием богини комедии Марины Федункив женщина средних лет предложила таксисту заплатить «по-другому». При этом героиня уменьшительно-ласкательно называла водителя «клюковка моя, суслик мой, голубичка», что обычно делают мужчины, ставя себя таким образом в позицию силы и превосходства. Но, несмотря на «зеркало», скетч в целом провалился по части уважения к женщинам, сводясь к одной растянутой шутке о том, как страшно заниматься сексом с женщиной средних лет, не соответствующей стандартам красоты.
В последнем из шести скетчей коллеги высказывали, что их раздражает друг в друге. Было много шуток про внешность, месячные и «тыжеженщина», а милого и незлобивого мужчину-директора назвали тряпкой, тюфяком и мразью. При этом мужчины в скетче не атаковали друг друга ни разу — лишь женщин. Зато сами женщины оскорбляли друг друга с большим удовольствием.
Comedy Woman
ОБЩЕЕ ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ
49:51
Общее экранное время мужчин
24:40
Общее экранное время женщин
41:47
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ШУТОК
142
Шутки про женщин
40
Шутки про отношения
43
ЧИСЛО ВЕДУЩИХ
1
Из них женщины
1
Из них мужчины
0
ЧИСЛО комиков
12
Из них женщины
10
Из них мужчины
2
Словом, отличная в теории задумка — юмористическое шоу, созданное руками и умами женщин, — сделанное по стайлбуку ТНТ, оказалось полнейшим кошмаром. Это просто праздник внутренней мизогинии: шутки про женщин составили 28 %, а шутки про отношения и секс — ещё 30 %, то есть больше половины всего шоу. Почти все зарисовки — из семейной жизни, женщины здесь говорят почти исключительно о мужчинах, а все гендерные стереотипы о женской склочности и истеричности радостно поддерживаются. И это совсем не весело, потому что артистки очевидно талантливы и, скорее всего, солидарны друг с другом вне сцены. Но их чувство юмора встроено в уродливый каркас марширующей мизогинии: создавая номера для публики, они считают необходимым создать альтернативную реальность, полную ненависти женщин к женщинам. Бехдель-тест, однако, шоу прошло: провалить задачу с кастом в 10 женщин было бы особой высотой и, надо признать, программа Comedy Woman её почти взяла.
Несмотря на то, что Comedy Woman вроде бы «женское шоу», мужчины тут занимали экран почти половину программы, и это учитывая, что женщин в шоу десять, а мужчин — всего двое. Возможно, это потому, что мужские роли здесь изображают реальные мужчины, а не переодетые женщины. При этом Comedy Woman доказывает, что комедианткам в России есть где развернуться: шоу регулярно входит в десятку самых популярных юмористических программ страны, часто опережая своего «мужского» собрата.
Но пока, увы, вред от шоу с точки зрения создания женского образа в массовом сознании ещё больше, чем от Comedy Club: женщины здесь своими же руками укрепляют все гнусные стереотипы. И это печально, ведь высмеивать их можно с не меньшим успехом, чем поддерживать. Это отлично продемонстрировал Гарик Мартиросян в Comedy Club, спросив гостя из Великобритании, что произошло бы в его стране, если бы в объявлении о сдаче квартиры написали бы «только лицам британской национальности». Ответ был — судебное разбирательство. Гарик подытожил: «Вот у вас за объявление „лицам британской национальности“ придётся отправиться в суд, а у нас это весёлая народная забава». Такие шутки бьют в цель, но и ставят перед обществом неприятные вопросы: куда проще шутить, что «у тебя большой нос, потому что ты армянка». Во-первых, это не красиво, а во-вторых, не смешно.
Вечерний Ургант
ОБЩЕЕ ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ
45:15
Общее экранное время мужчин
41:18
Общее экранное время женщин
15:17
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ШУТОК
109
Шутки про женщин
8
Шутки про отношения
28
ЧИСЛО ВЕДУЩИХ
2
Из них женщины
0
Из них мужчины
2
ЧИСЛО ГОСТЕЙ
9
Из них женщины
2
Из них мужчины
7
Возможно ли вообще шутить не обидно и без эксплуатации стереотипов? «Вечерний Ургант» доказывает, что возможно, по крайней мере пытается. Даже при беглом просмотре YouTube-канала программы видно, что авторы стараются соблюдать гендерный баланс, приглашая в студию гостей обоих полов. Так было и в выпуске от 12 февраля с Ингеборгой Дапкунайте и Данилой Козловским. Экранное время женщин в «Вечернем Урганте» составило 33 %, а шутки про женщин — менее 2 %. И это абсолютный рекорд из всех просмотренных мной программ. При этом популярность у зрителей у «Вечернего Урганта» примерно такая же, как у продукции Comedy: шоу регулярно входит в сотню самых популярных по России, неделя к неделе располагаясь то выше, то ниже программ ТНТ.
Возможно, в этом заслуга самого Ивана Урганта, который выглядит человеком не просто обаятельным и талантливым, но и прогрессивным. Так, и Дапкунайте, и Козловского он поприветствовал комплиментом их внешности — хотя даже на ковровой дорожке «Оскара» за внешний вид в основном отдуваются женщины, пока мужчин расспрашивают о работе. Когда Ингеборга, рассказывая о своей роли, застеснялась и уточнила: «Я очень серьёзно говорю, да?» — Ургант не использовал этот момент, чтобы вставить шпильку, а пообещал подлить идиотизма со своей стороны. А обсуждая с Козловским роль Гамлета, воскликнул: «Это важнейшее событие в жизни любого актёра-мужчины!» И моментально оговорился: «Да что мужчины — любого актёра!» Интервью с Дапкунайте и Козловским длились поровну — по 15 минут.
Выпуск вышел в преддверии 14 Февраля, и в самом начале соведущий Дмитрий Хрусталёв (чья функция в шоу выглядит, прямо скажем, загадочно), разыграл с Ургантом романтический микроскетч. На вопрос Хрусталёва, можно ли сделать ему подарок в честь праздника, Ургант сделал лицо «о боже!» и, чеканя, выдал: «Митя! Мужчины, которые работают вместе, — тут я ждала гомофобную шутку, — могут дарить друг другу розовых зайцев!» Сюрприз: в эфире центрального телеканала мужчины говорят о том, что не обязательно бесконечно культивировать в себе мужественность.
Впрочем, спорные моменты проскакивали и здесь. В рубрике «Взгляд снизу» на вопросы ведущего о любви отвечали дети, где на трёх мальчиков пришлась лишь одна девочка. Причём ей достался лишь один вопрос, после чего внимание Урганта переключилось на мальчиков и героиня в опроснике больше не фигурировала. Не говоря уже о том, что здесь было много неловких аллюзий на секс, крайне сомнительных для разговора с детьми: услышав от одного из них слово «чмокать», ведущий начал обыгрывать сходство слов «чмокать» и «чпокать»: «Можно ли чмокать без любви? Как долго можно любить, не чмокая?» Выходит, что половое образование в школах — разврат, а шутить с ребёнком на центральном телеканале про «чпокать» — окей.
Конечно, делать глобальные выводы на основании только одного выпуска каждой программы не стоит, но некий вектор это дает уловить. Итоги пока что неутешительные: похоже, что новые российские юмористы почти не умеют шутить, не оскорбляя. Этот юмор, в отличие от лучших его образцов, не построен на умении шутить над собой, вместо этого он насмехается над группами, от которых аудитория стремится дистанцироваться. Цель этих шуток — оскорбить мигранта, назвать женщину дурой, унизить гея и пожелать тёще смерти. Так и выходит, что передачи, придуманные около сорока лет назад «про всех нас», оказываются более толерантными, чем модные и ориентирующиеся на американский стендап передачи неглупого и в целом приятного ТНТ.
Это, как говорится, печально. Большая часть юмористических шоу на российском ТВ сделана с прицелом на мужскую аудиторию — в то время как на Западе женская аудитория громко заявила о своих правах и о своей платёжеспособности. Сиквел фильма «Идеальный голос» собрал в прокате 286 миллионов долларов и стал самой кассовой музыкальной комедией всех времён, забрав этот титул у «Школы рока». Эми Шумер не сходила с обложек и страниц журналов, а сейчас пишет сценарий фильма вместе с Дженнифер Лоуренс — оскароносной актрисой и феминисткой. Шутки, нацеленные на женщин в хорошем смысле, сейчас востребованы и приносят деньги, но в России об этом задумался только один телеканал — придумав для женщин откровенно женоненавистническое шоу. Возможно, секрет в том, что среди пяти продюсеров передачи женщина только одна. И это, как мы знаем, не вина женщин.
Фотографии: Comedy Club/Facebook, Россия, Блиц-ТНТ, Первый канал