МнениеАлла Пугачёва — вынужденная героиня нашего времени
Как нормальность стала героической
Текст: Ирина Карпова
«Главная скрепа нашего народа — это Алла Пугачёва» — эхом разносится по бесконечным галереям и залам социальных сетей. Мои фейсбучные друзья постят редкие треки Пугачёвой, кто-то признаётся ей в любви. Прикосновение к примадонне хотят зафиксировать не только простые «юзеры», но и известные личности: телевизионный критик Ирина Петровская вспомнила, как Пугачёва нянчила её с сестрой, пионер артхауса в России Сэм Клебанов написал, как работал и дружил с Пугачёвой. Высказывания певицы ждали — с начала войны России с Украиной она хранила молчание, — и наконец оно пришло.
Если вы внезапно провалились во временную дыру и не знаете новостей последних дней: резко высказывавшийся против «специальной военной операции» юморист и телеведущий Максим Галкин (они с Пугачёвой в начале весны уехали из России в Израиль) на днях получил от Минюста статус иностранного агента. Пугачёва, в конце августа вернувшаяся в Россию, на своей официальной странице в инстаграме выступила в поддержку мужа. «Прошу зачислить меня в ряды иноагентов», — пишет Пугачёва, называя Галкина «искренним патриотом», а российских военных — «нашими ребятами, гибнущими за иллюзорные цели». Пост певицы вызвал шквал (и в этом случае это не только штамп, но и реальность) реакций — от восторга до жёсткой критики. Многие украинцы недовольны, и это понятно: Пугачёва в своём посте не выказывает сочувствия Украине, а убивавшие мирных жителей в Буче и других городах военные преступники, неназванные, тоже попадают в категорию «наших ребят».
«Медуза» (Минюст считает издание «Медуза» иноагентом. — Прим. ред.) собрала реакции российских и украинских ньюсмейкеров на высказывание Пугачёвой. Один украинский голос приветствует её жест, и это голос советника Зеленского, Алексея Арестовича, по его мнению, высказывание Пугачёвой — начало краха путинской мифологии, начало краха режима.
Многие украинцы недовольны, и это понятно: Пугачёва в своём посте не выказывает сочувствия Украине, а убивавшие мирных жителей тоже попадают в категорию «наших ребят»
Пост певицы, как справедливо отмечают многие, написан макиавеллиевской рукой. Алла Борисовна расставляет маячки намерений, но она не собирается обнажать грудь, чтобы, как французская Марианна, залезть на баррикаду. Это жест, но не жертва. Сочувствие Украине или прямое обличение войны в текущей ситуации поставило бы её под удар, поэтому сообщение написано в закодированной, обтекаемой манере. Настоящий патриот — Галкин, гибель людей — гнусная, а жизнь людей, и без того тяжёлая, станет ещё тяжелее. Никаких упоминаний военных преступлений — если люди к этому моменту не содрогнулись, то даже Пугачёва не сможет их переубедить.
На мой взгляд, лучший комментарий на тему написал в твиттере литературный критик «Афиши» Егор Михайлов, назвав Пугачёву единственной, кто последовал бесконечно декларируемому, но практически никогда не исполняемому принципу «Своих не бросаем».
«Родина бросит тебя сынок. Всегда», — это цитата, ставшая мемом, писателя и журналиста Аркадия Бабченко, который, разумеется, тоже не мог не откликнуться на пост Пугачёвой и в привычной издевательской манере оскорбил всех, включая Арестовича, кто восхищается Пугачёвой, и прошёлся по российским либералам. Вопросы, которые ставит Бабченко, абсолютно правомерны, но интонация, с которой он это делает, поливая грязью и Пугачёву, и Галкина, и либеральную оппозицию, ставит его на одну позицию с сотрудниками центральных каналов и участниками ток-шоу, например главой RT Маргаритой Симоньян, обсуждающей в прайм-тайм сексуальность Галкина и его «качество» как человека.
Пугачёва остаётся когда-то советским, а теперь российским аналогом британской королевы (с той лишь важной поправкой, что Алла Борисовна не просто родилась в королевской семье — она стала королевой эстрады, заработала этот статус благодаря таланту и труду) — она пережила генсеков и президентов, высокопоставленных чиновников эпохи Аллы Пугачёвой.
«Прошу признать меня врагом народа» — так бы звучали слова Аллы Борисовны, если бы мы жили во времена сталинизма, а не путинизма, но тогда в них не было бы нужды, ведь на жену врага народа репрессии распространялись бы автоматически.
Пугачёву и Галкина действительно можно упрекнуть, как делает это, например, Аркадий Бабченко, за сотрудничество с режимом, с его рупорами в виде центральных каналов, 24 февраля начавшим военные действия на территории соседней с Россией страны. Но какими бы ни были эти действия и сотрудничества до войны, 24 февраля провело черту по репутациям, и бывший ведущий центральных каналов, комик и юморист Максим Галкин оказался не в телесюжетах своих бывших работодателей возлагающим цветы на аллее погибших детей в Донбассе, а в собственных инстаграм-видео, где он задавался вопросом, как можно бомбить жилые дома украинских городов во время празднования Пасхи и в будние дни.
Алла Борисовна расставляет маячки намерений, но она не собирается обнажать грудь, чтобы, как французская Марианна, залезть на баррикаду
Реакция Галкина — неудобные вопросы, сочувствие к погибшим мирным жителям — это реакция нормального человека с неповреждённой эмпатией. Но как показывает телевизор, поливающий Галкина помоями, ещё совсем недавно одно из главных лиц центральных каналов, их символ, такие признаки нормальности, как критическое мышление, эмпатия и собственное мнение, становятся проявлением неповиновения, героизма.
Тот же эффект и с примадонной. Сложно сказать, услышит ли Пугачёву российский народ, к которому она обращается, как бы заявляя между строк, что они с мужем «хорошие русские», а те, кто устроил «гибель наших ребят», — совсем нет. Но российские соцсети её, несомненно, услышали. И эта реакция, преимущественно восторженная, говорит о жажде надежды, героя, сопротивления, перемен. В такой момент мы готовы и Аллу Борисовну, совсем не оппозиционную, но всегда, как показало время, верную себе самой, назначить Ланселотом. Кто-то должен показать путь. Кто-то должен осветить его своим светом. На короткий миг этим кем-то стала Алла Пугачёва.
Социальный вес Пугачёвой, её статус как будто не позволяет устроить над ней показательную расправу, например дать пятнадцать суток и закрыть в камеру. Но на перчатку со стороны власти певица, вернувшаяся в Россию, бросила свою перчатку, и последовавший взрыв коллективной любви к ней демонстрирует, что речь идёт о политически важной дуэли.
ФОТОГРАФИИ: Алла Пугачева / соцсети