МнениеЧто не так с разговорами
о политическом будущем Юлии Навальной?
И при чём тут Кремль
Юлия Таратута
Когда мифическая Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» предложила запретить Юлии Навальной баллотироваться в Думу как близкой родственнице «агента Госдепа», в этом сложно было увидеть хоть что-нибудь, кроме устрашения. Так и до возвращения ЧСВН (членов семьи врагов народа) недалеко.
Даже опытные наблюдатели попадают в ловушку: Кремль принял самоотверженность Навальной после покушения за политические амбиции и начал её «гасить». От Юлии Навальной не оторвать глаз — она поразительно держится, в её честь устраивают обаятельные флешмобы, её отвагой и целеустремлённостью восхищаются и новостные сайты, и светский глянец. Её отличные шутки в инстаграме залистали до дыр. Но разве она хоть раз намекала на планы заняться политикой? Откуда вообще взялась «политическая карьера» Юлии Навальной, которую немедленно нужно пресечь?
Дело было, видимо, так. В конце ноября загадочная немецкая газета «Вечерний Гамбург» сообщила, что, вернувшись из Германии в Россию, Юлия Навальная будет баллотироваться в Государственную думу. Сенсацию быстро подхватила «Комсомольская правда». Ну как же, всё сходится — оппозиционер Навальный, по данным газеты, даже продлевает себе немецкую визу. Стоит ли говорить, что «Вечерний Гамбург» оказался кремлёвским фейком, который после разоблачения продолжил свою воображаемую жизнь — в Германии его будто бы «заблокировали».
Комичный сюжет «Запад поменяет Алексея Навального на его жену» не стоил бы даже упоминания. «Создали сайт несуществующего немецкого СМИ, чтобы разместить там фигню, которую сами же выдумали, чтобы перепечатать её в России под заголовком „как сообщило немецкое издание“», — справедливо пересказал произошедшее сам Навальный. Но история на этом не закончилась.
В декабре «выдвижение Навальной» украдкой поддержала партия «Яблоко». Юля, не моргая сказал её председатель Николай Рыбаков, была членом партии, стоп-листа у нас нет, разве что «для Анатолия Чубайса». Скорее всего, Навальная будет баллотироваться по одному из московских одномандатных округов — например, по Нагатинскому, добавил уже партийный источник.
О том, что Юлия Навальная готовится стать лицом российской оппозиции, в прокремлёвских телеграм-каналах продолжали писать всё время знаменитого рейса Берлин — Москва. Задержат Навального прямо на борту или арест его будет домашним, по трапу Юлия Навальная спустится политической наследницей собственного мужа. Всё логично — статус лидера оппозиции даже не выйдет за пределы семьи.
Сенсацию быстро подхватила «Комсомольская правда». Ну как же, всё сходится — оппозиционер Навальный, по данным газеты, даже продлевает себе немецкую визу
Когда Навального посадили по-настоящему, говорить о семейной «ротации», которую задумал хитроумный Запад, стало даже удобнее: «Навальная вышла из зоны прилёта, сторонники встретили её овациями и криками: „Юля, Юля!“» Рецепт «русской Тихановской» готов. Одни кремлёвские визионеры бросились подсчитывать будущие голоса за Навальную (мол, она вряд ли соберёт и половину сторонников мужа), другие стали гадать, а не поддержит ли Навальная «русский Крым».
Парадокс в том, что, даже пугая Навальной, пропаганда не уставала её хвалить. Всё та же «Комсомолка» уверяет, что Навальная «неплохо говорит, умеет быть резкой, хорошо держится на публике, у неё привлекательная внешность». «Юля — боец», в глазах людей она вообще «жена декабриста», вторит ей от чистого, хоть и лояльного сердца светский писатель Александр Цыпкин.
Писатель не скупится на комплименты — предана мужу, в России такое любят, агрессии от неё, как от женщины, не ждут. Красивая, но «не кукольная», женственная, но волевая. Случись что-то с Алексеем, мученической тенью накроет и её. «Что бы там ни говорили про Навального, но провожать мужа то в тюрьму, то в кому — требует мужества».
Восхищаться Юлией Навальной несложно. Сложнее было бы наоборот. Под постом в инстаграме, где Юлия Навальная остроумно извиняется за плохой свет и съёмку в автозаке, больше 600 тысяч лайков. Их с мужем шутливый диалог сердечками во время приговора переплюнул, кажется, немой оригинал из «Семнадцати мгновений весны». Юля даёт отважную пощёчину предводителю Росгвардии Виктору Золотову, не церемонится с заслуженным доктором-единороссом Леонидом Рошалем. Она ведёт себя с большим умом, достоинством и тактом. Её задерживают на митинге в защиту собственного мужа. Дорожка до автозака становится по праву «красной», наконец.
Грань между искренним личным восторгом и невольным участием в пропагандистской кампании размыта. И ты уже проваливаешься под тонкий лёд
Пропаганда, которая и сама отдаёт должное Юлии Навальной, даже ставит в тупик: одно дело подложный «чекистский папа», другое — заслуженные похвалы.
Но в этом весь фокус этой «нативной» рекламы. Вот ты справедливо восхищаешься Юлией Навальной, а вот уже обсуждаешь с приятными людьми «политическое будущее первой леди российской оппозиции»: у неё большие шансы, она ведь «не была, не участвовала, не состояла». Грань между искренним личным восторгом и невольным участием в пропагандистской кампании размыта. И ты уже проваливаешься под тонкий лёд.
«Как известно, пожар легче предотвратить, чем потушить», — напоминают патриотические предприниматели из «Аванти». Загвоздка лишь в том, что нет никакого пожара. Он от первой до последней искры придуман и раздут. Думская карьера Юлии Навальной — хорошо просчитанная утка. Забудьте про «плохого Навального» — сосредоточьтесь на его «хорошей жене». Протест, особенно накануне выборов, нужно дезориентировать. Поставить в ситуацию ложного выбора между членами семьи: соглашаясь с тем, что Навальная идёт на выборы, вы как бы даёте согласие на то, что сам Навальный выбывает из игры.
Юлия Навальная и сама стала исторической фигурой. Люди с фамилией «Навальные» обречены на преследование и репрессии просто из-за сочетания нужных букв. И это позволило каждому из Навальных проявить даже не природную смелость, а попросту героизм. Нужно ли говорить, что репутация Навальной действительно безупречна. Да и нет такой оптики равноправия, которая запрещает быть чьей-то женой. Эта роль не требует оправданий. За неё не нужно извиняться, испытывать неловкость, достаточно ли ты «хорошая» жена, достойна ли ты своего «политического» мужа.
Лучше всех на миф о своей «запрещённой» думской кампании отвечает, как это часто бывает, сама Юлия Навальная. В сториз в инстаграме она выкладывает скриншот новости о предложении «Аванти» с подписью: «Вот умора». Юлия Навальная может захотеть и уж точно лучше многих способна заниматься политикой. Но даёт понять, что у неё свои правила, роль спойлера — это чужая роль.
обложка: скриншот