МнениеЧто не так со скандалом вокруг Регины Тодоренко
Рассказывает главный редактор Wonderzine Юлия Таратута
юлия таратута
Этот сюжет развивался стремительно. Телеведущая и успешный блогер Регина Тодоренко дала одиозное интервью, обвинив женщин, которых бьют, в том, что они виноваты, мало и плохо думают, много кричат и зарабатывают дешёвую популярность. Тодоренко говорила это очень неприятным тоном, высмеивая женщин и оскорбляя не только чувства пострадавших от насилия, но и любое адекватное представление о добре и эмпатии. В соцсетях её закономерно обвинили в виктимблейминге, а бренды, которые с ней сотрудничают, — в неосмотрительности. Когда журнал Glamour — он присвоил телеведущей свой главный титул «Женщина года» — переспросил, действительно ли Тодоренко — икона внутренней мизогинии, досталось и журналу. Нет, никому не послышалось, Тодоренко и правда считает, что женщине, которую насиловали, нравится быть жертвой. В общем, бренды от своей героини отреклись, а Glamour отозвал регалии.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Институт репутации работает, пресса прислушивается к общественному мнению, а женская повестка на наших глазах шагнула далеко вперед. Почему же нет ощущения эйфории?
Дело вовсе не в том, что критиков Регины Тодоренко сразу же обвинили в буллинге. Это не травля и уж, конечно, не классовая ненависть к звёздному статусу. Ксения Собчак, вступившаяся за инстаграм-коллегу, просто не знает значение этого слова. До сих пор никто не осуждал Регину Тодоренко, не ходил за ней с шуточками, уничижением или угрозами. А когда публичное оскорбление прозвучало из уст самой телеведущей, ей просто сообщили об этом, пусть и много раз. Бренды тоже вправе разрывать контракты со звёздами, а журналы — пересматривать итоги своих премий, если их собственная репутация на кону. А оказывать общественное давление на тех, кто прямо или косвенно поддерживает культуру насилия, вообще легитимный метод. Но это ещё не всё.
В случае с депутатом Слуцким, который унижал журналисток, мы боролись с безнаказанной властью и стремились доказать хоть какую-то её вину. Уверены ли мы, аплодируя решению Glamour, что и в этом случае наказали именно власть и её проявления? Должна ли блогер Тодоренко стать символом, олицетворением этого самого насилия?
Не надо быть фемактивисткой, чтобы почувствовать — Тодоренко не автор унизительного стереотипа о роли женщины в доме и обществе, жестокого взгляда на насилие, который перекладывает вину с агрессора на раздражающую его женщину. Это не она придумала клише о том, как должна вести себя и выглядеть хорошая жена, чтобы ею были довольны. Показательна уже сама мизансцена, в которой Тодоренко сидит рядом с когда-то популярным и не слишком просвещённым мужем — он первым заявляет о «хайпе на разводах», жена послушно кивает, да, хайповать плохо. Регина даже делится со зрителями секретами супружеского мастерства: когда муж её отчитывает, видимо, за то, что жена распустилась, она тут же чистит пёрышки и возвращается к нему благоразумной красавицей. Тодоренко, похоже, успешнее своего мужа, но продолжает уступать ему первую роль, как «настоящему добытчику». Кто её этому научил? Кажется, не только семья и Государственная дума, но и тот безупречно красивый мир, который сейчас прогрессивно лишает её титулов и поддержки.
Разговор о равноправии — это
не женская война против мужчин. А подыгрывание женщинам — это
не жульничество, а жизненная необходимость
Женщины, скажут критики женской повестки, не в лесу живут, из каждого утюга им сообщают о ловушках со стереотипами. Если женщина в XXI веке говорит консервативные гадости, значит, она твёрдо выбрала их говорить. Но ведь очевидно, что нет никакой победы феминизма и ведущая, скорее всего, и правда не знала о существовании мира, где мужу можно «не соответствовать», а женщина «не сама виновата».
Кстати, а вы уверены, что живёте в другом мире? Тогда почему воспринимаете любую публичную мужскую поддержку в вопросах насилия с такой благодарностью, удвоенным коэффициентом? Казалось бы, выступать против насилия, будучи мужчиной, — это ведь просто нормально.
Женщина даже в самом прогрессивном комьюнити остаётся более лёгкой мишенью. Почему-то легче ругать отставших от моды домохозяек или инстаграм-моделей, которые пытаются сохранить форму. В нашем энергичном порицании Тодоренко сквозит что-то вроде извинения перед мужчинами: ну вот, на своих мы тоже нападаем. А зря.
Что мешает мужским журналам и премиям первыми разобраться со своими героями и номинантами, особенно с теми, кого подозревают в физической агрессии? Миф о том, что гений — всегда злодей, настолько живуч, что премиальные лонг-листы продолжают пополняться лицемерными и воинствующими самодурами.
Актёры и спортсмены, нападающие на жён, певцы, пинающие женщин ногами, главреды, публикующие нарциссические тексты о пользе насилия, бизнесмены, покупающие у своих женщин молчание. Эти люди бывают талантливыми, но кто-то из них должен предстать перед судом, а кто-то — лишиться если не профессии, то медали. Ведь любая такая награда — это ещё и общественное признание, место в социальном рейтинге.
Разговор о равноправии — это не женская война против мужчин. А подыгрывание женщинам — не жульничество, а жизненная необходимость. У женщин меньше прав и уверенности в себе, и ситуация не может выправиться сама — нужны искусственные меры поддержки. Женщинам нужно помогать, им нужно подсуживать, давать фору. И это будет не знаком неуважения, а инвестицией в более гармоничное будущее.
Обложка: Регина Тодоренко/Инстаграм