. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеС широко раздвинутыми ногами: Почему все заговорили о менспрединге

С широко раздвинутыми ногами: Почему все заговорили о менспрединге — Мнение на Wonderzine

И адекватна ли борьба с ним

дмитрий куркин

Борьба с менспредингом — то есть c мужской привычкой сидеть с широко раздвинутыми ногами в общественном транспорте — докатилась и до России, пусть и в несколько сомнительной форме. Акцию студентки Анны Довгалюк, выплёскивавшей отбеливатель на штаны пассажиров петербургского метро, уже назвали постановкой. Рассказываем, что стоит знать о самом менспрединге и о борьбе с ним.

С менспредингом в городах начали воевать задолго до того, как появилось само слово: одно время пассажира, широко развалившегося в вагоне или автобусе, называли, например, «seathog» (буквально: «местожор»). Однако привычка оказалась сильнее наглядной агитации. Совсем иначе срезонировала акция нью-йоркской транспортной компании (MTA), начатая в ноябре 2014 года. Перевозчик, чьими услугами пользуются около одиннадцати миллионов пассажиров ежедневно, решил обратить внимание на проблему и разместил в вагонах метро и автобусах постеры со словами «Чувак… Перестань раздвигать ноги, пожалуйста». В этот момент менспрединг как понятие был рождён и крещён: уже в следующем году неологизм попал в Оксфордский словарь.

Примеру MTA последовали транспортники в других городах. Филадельфия слегка перефразировала слоган на своих плакатах: «Чувак, это грубо… Два места, серьёзно?» Мадридский метрополитен отреагировал на петицию испанских феминисток, собравшую 11,5 тысячи подписей, и развесил в вагонах предупреждающие знаки, подобные тем, что уже в нём были, подчеркнув таким образом, что это не какое-то специальное новое правило. В Барселоне кампанию против менспрединга остроумно совместили с рекламой нового сезона «Джессики Джонс». Целое движение развернулось в Торонто, где активисты требовали запретить менспрединг на законодательном уровне — и встретили сопротивление сторонников анти-антименспрединга.

Наконец весной 2015 года в том же Нью-Йорке слово «менспрединг» впервые прозвучало в зале суда: впрочем, полицейских, производивших арест, тут же обвинили в превышении полномочий — судья выразила сомнение в том, что в момент задержания (в первом часу ночи) двое мужчин латиноамериканского происхождения могли кому-либо помешать. Активнее всего среагировали соцсети, пользователи которых выкладывают фото пассажиров, уличённых в менспрединге. Под раздачу попал даже Том Хэнкс — свою расстановку ног актёр объяснил тем, что сидел в полупустом вагоне. 

 

Под раздачу попал даже
Том Хэнкс — свою расстановку ног актёр объяснил тем,
что сидел в полупустом вагоне

Активисты за права мужчин апеллируют к анатомическим различиям, которые действительно существуют. Дело, правда, вовсе не в том, что поза со скрещёнными ногами вредит тестикулам (будь так, вряд ли бы поза лотоса использовалась для медитации), а в строении тазовых костей. Кроме того, стоило кампании против менспрединга развернуться по-настоящему, как в Сети появился контрхештег «she-bagging», описывающий женщин, которые загружают свободные места сумками после обильного шопинга: дескать, сперва уберите пакеты, потом мы сдвинем ноги. 

Одни считают менспрединг надуманной «проблемой первого мира» и проявлением эрзац-феминизма, другие критикуют сам термин как сексистский (строго говоря, «менспредить» могут и женщины — это вопрос не физиологии, а исключительно привычки и воспитания), третьи напоминают, что неуважительное сидение в общественном транспорте не ограничивается только раздвинутыми ногами.

Справедливо ли, что термин с самого начала приобрёл гендерную окраску? Если верить данным Хантерского колледжа, мужчины действительно попадаются на менспрединге в пять раз чаще, чем женщины, но эти данные едва ли объясняют, почему люди садятся именно так. Существует мнение, что менспрединг — продолжение сексуальных инстинктов: расставляя ноги, мужчины считают, что эта поза делает их более привлекательными. Результаты исследования, проведённого выпускницей Университета Калифорнии в Беркли даже подтверждают, что поза действительно работает как секс-приманка — хотя вряд ли это касается вагона метро в час пик. Защитницы равноправия напоминают, что менспрединг не так безобиден, как кажется: это буквальный маркер «мачизма» и проявления власти в отношениях между мужчинами и женщинами. Мужчине как бы положено занимать много места, потому что он главный. 

 

Правила традиционного этикета предписывают женщинам сидеть, скрестив ноги,
таким образом подчёркивая скромность  

Правила традиционного этикета (он, например, до сих пор действует в британской королевской семье) предписывают женщинам сидеть, скрестив ноги, таким образом подчёркивая скромность — отголоски этих предписаний дошли до наших дней. Проще говоря, женщины реже «менспредят» ещё и потому, что их чаще учат не делать этого. И это идеальный пример запрета (и его последствий), который налагается лишь на одну из социальных групп и обходит другую. 

Но, как часто бывает, общественные кампании по борьбе с менспредингом быстро превратились в практику публичного шейминга, и критики всё чаще задаются вопросом: насколько этично выкладывать фотографию незнакомого человека, призывая осудить его всей общиной? 

Фейковая акция российской студентки хорошо иллюстрирует возможные издержки «борьбы»: отвечать агрессией, граничащей с мелким хулиганством, на неуважительное поведение — действенный способ обратить внимание скорее на саму агрессию, чем на поведение. Как показывает практика, правила хорошего тона намного лучше усваиваются тогда, когда они насаждаются не штрафами и не разбрызгиванием красящих веществ, а наглядной агитацией и объяснением, почему то или иное поведение мешает окружающим людям. Кажется вполне естественным, что по мере того, как меняется городская жизнь, эволюционируют и правила поведения в общественном транспорте — как официальные (например, запрет на провоз в метро громоздких вещей, размеры которых превышают установленные нормы), так и негласные (телефонные разговоры в токийском метро пусть и не запрещены, но считаются большой грубостью). И в этом смысле менспрединг, по большому счёту, ничем не отличается от других примеров неуважительного поведения вроде привычки не снимать рюкзак при входе в вагон или автобус.

Обложка: Fear of God

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться