МнениеВинишко, тётки
и ламповая тян: Кто и зачем классифицирует женщин
И чем это чревато
наташа федоренко
«Семь типов женщин, от которых бегут мужчины», — интернет и глянец завален листингами, обещающими помочь в выборе «идеальной» девушки. «Мамочка», «принцесса», «карьеристка», «истеричка», «тусовщица» — девушек категорично распихивают по полкам и, кажется, для любой найдётся своя, стоит лишь окончательно свести индивидуальность к пластмассовому типажу. Разбираемся, зачем женщин продолжают делить на категории и кто изобретает новые стереотипы.
Гетеры и тётки
Статус женщины веками определялся исключительно ее отношениями с мужчиной. Так, ещё гражданки Древней Греции могли быть либо «женами», либо «проститутками», либо «гетерами» (сексуально свободными образованными женщинами, имеющими доступ к мужским собраниям, зато никогда не вступавшими в брак). Позже стало играть роль и благородное происхождение — герцогини очевидно отличались от крестьянок, но только потому что им повезло родиться в правильном месте и в правильное время. Пока мужчины гордились профессией, церковным саном или талантом в сфере искусства, за женщиной сохранялся статус более или менее привлекательного объекта. Со временем женских категорий, которые могли быть даже комплиментарными, становилось всё больше — от «прекрасной дамы» из Средневековья до игривых образов с картин Фрагонара.
Справедливо сказать, что и мужчин разделяли на подвиды — в написанных женщинами романах легко обнаружить ветренных сердцеедов, загадочных одиночек и неуклюжих, но милых умников. Каждой черте характера и социального положения мужчины и женщины находился свой типаж, и все они успешно перекочевали в массовую культуру. По сей день легко представить себе, что стоит за словами «хороший парень», которому вечно не везет в личной жизни, или наименованием «тётка» — её консервативный наряд или любовь к заготовкам призван отражать исключительно склочный характер. Стоит ли говорить, что категоризация не только не делает жизнь проще, но и оказывается самым продуктивным пространством для новых стереотипов.
Рынок и промежуточные женщины
«Из тусовщицы не выйдет хорошей жены», — авторитетно заявляет каждый мизогинный листинг, который должен помочь мужчинам выбрать достойную партнершу. Связываться, конечно, не стоит и с «ревнивицей», «принцессой», «финансовой катастрофой», «папиной дочкой» или «стервой». Ютуб-блогеры и глянцевые издания стараются научить нас выбирать партнеров, но часто забывают о том, что речь идет не о продуктах из супермаркета. «Так у нас возникает соблазн свести сферу отношений к очень простым стереотипным категориям. Как йогурт в магазине выбрать — вот этот жирный, а этот сладкий, а этот с кусочками фруктов», — объясняет психотерапевт Анастасия Рубцова.
«Пять типов женщин, которых обожают мужчины», — это уже обращение к девушкам, которым, по сути, предлагают соответствовать наиболее «привлекательным» для партнёра типажам. Какая ты сегодня? «Зрелая», «загадочная» или «свой парень»? В лабиринте инструкций легко запутаться, потерять индивидуальность и уронить самооценку. Ведь сложные отношения с отцом, привычка растворяться в партнёре, навязчивая забота или даже расстройства пищевого поведения представляются в таких тестах преградой на пути к здоровым отношениям, а мужчин призывают бежать от женщин с подобными проблемами. Подмена понятий налицо: есть большая разница между тем, чтобы напомнить читателю признаки потенциально абьюзивных отношений, и внести женщину, у которой были непростые отношения с родственниками, в разряд тех, к кому нельзя приближаться.
Например, самый большой страх и презрение среди посетителей российских анонимных форумов вызывает «разведёнка с прицепом» — женщина в разводе с ребенком. Она мечтает выйти замуж ещё раз, создаст множество проблем мужчине со своим отпрыском, уже научилась манипулировать партнёром в предыдущем браке, да и вообще, товар второй свежести. Определение стало настолько ходовым, что глянцевые журналы уже пытаются оправдать этих мифических женщин, наделяя их положительными качествами вроде уверенности в себе, мудрости и умения строить долгосрочные отношения. Понятно, что опыт замужества и воспитания ребенка все переживают по-разному, а подобные стереотипы — лишь домыслы.
Каждому типу приписываются особенности поведения, эмоций и даже планов на жизнь, которые, на секундочку, не застывают в граните, а меняются с возрастом, со сменой места работы, да и просто волевым усилием
Почему люди так любят классифицировать друг друга, особенно когда речь касается отношений? Выбор партнёра и без того непрост, а ситуация усугубляется широким ассортиментом возможностей — сегодня за вечер можно сходить на три свидания через Tinder, а после этого отправиться на секс-вечеринку. В череде встреч (которые принято ценить за необременительность) многим легче окрестить женщину одним из клише, списав на него и собственный эгоизм, и отсутствие встречного интереса с eё стороны. Настояла на том, чтобы разделить счёт в ресторане пополам? Наверняка, она самоуверенная карьеристка, от которой стоит держаться подальше. Рассказала, как романтично познакомились её родители? Думает только о свадьбе. Не хочет заниматься сексом на третьем свидании? Скорее всего, фригидная недотрога. Стереотипы избавляют от необходимости вступить в диалог, испытать эмпатию, разобраться в человеке.
Есть версия, что настойчивая категоризация — результат невроза, который продиктован логикой рыночных отношений. Выбирая постоянного партнера, мы стремимся заключить наиболее выгодную сделку: об этом писал ещё психоаналитик Эрих Фромм в «Искусстве любви» — работе о товаризации потенциальных партнёров. Мы выбираем товар, руководствуясь его потенциальной пользой и привлекательностью на прилавке, примерно так же ищем и партнёра, обладающего максимальным набором преимуществ и подходящего нам для чётко обозначенных целей.
Так, например, на ютубе можно найти видео, где предлагают пять типов женщин, с которыми нужно успеть повстречаться до свадьбы. Тут и «женщина постарше», и «свободомыслящая», и «причудливая». Эти девушки, конечно, хорошие, но брать с ними холодильник в кредит не стоит! Каждому типу приписываются особенности поведения, эмоций и даже планов на жизнь, которые, на секундочку, не застывают в граните, а меняются с возрастом, с новой работой, да и просто волевым усилием.
Лампы и жертвы
Разумеется, за нагромождением категорий «промежуточных» женщин скрывается идеал — «женщина настоящая». «В конце концов, большинство мужчин мечтают о хорошей женщине. Стать хорошей для мужчины, значит, быть мягкой, вежливой и доброй», — учит нас колумнистка Fox News, Сьюзан Венкер. По её мнению, быть хорошей и вести себя хорошо — не одно и то же, и женственность стоит в себе упорно воспитывать: «Мужчинам нравятся женщины, которых легко любить».
Казалось бы, пытаться быть вежливым, терпимым и доброжелательным по отношению к партнеру — абсолютно нормально. Это действительно требует внутренней работы, преодоления травм, самоконтроля и даже сеансов у психотерапевта. Но, во-первых, это не имеет отношения к гендеру: не существует никакой специальной «женственности», которая поможет сглаживать углы в любой ссоре, а за пресловутой «женской мудростью» не стоит ничего, кроме послушания и уступок, продиктованных второстепенной ролью в паре. За моральное спокойствие друг друга партнёры несут равную ответственность, и учиться принимать чужие недостатки должны оба. И, во-вторых, образ «настоящей женщины» провоцирует только неврозы, заставляя «обычную» женщину вечно стремиться к недостижимому идеалу.
В отечественном интернете для «хорошей женщины» возникло даже наименование — «ламповая тян». Образ, как можно догадаться, был изобретен на имиджбордах и очень популярен среди подростков-максималистов. Изначально он пришёл из аниме, где давно выкристаллизовался гомогенный тип милой и скромной девушки, как правило, школьницы. «Тян» — японский уменьшительно-ласкательный суффикс, который прибавляется к имени — чаще всего его используют по отношению к молодым девушкам. «Ламповая тян» стабильна и верна партнёру в любых обстоятельствах, и её образ успокаивает любителей анонимных форумов. Если другие типы девушек могут уйти или в чём-то упрекнуть мужчину, «ламповая тян» — как мать: её любовь безусловна, ей не нужно что-то доказывать.
Психологи объясняют, что поиск идеала — от страха столкнуться с реальностью. Вместо того чтобы трезво воспринимать партнёра с его недостатками и достоинствами, человек выдумывает совершенный и поэтому недостижимый образ. В ожидании эталонного подарка судьбы можно отказаться от серьёзных отношений, требующих труда. Кстати, мужчины оказываются в этой выжидательной позиции чаще женщин, ведь последним с детства говорят о том, что отношения — тяжёлая работа, которую нужно брать на себя. Мужчинам скорее предлагается найти правильную женщину, которая разберётся во всем сама.
Мамочки и педовки
Объективировать женщин тоже проще, разделив их по группам. Так, например, в Индонезии недавно помешались на молодых мамах (mamah muda — Прим. ред.). Местный интернет пестрит подборками самых красивых матерей, о них поют песни и даже активно используют в сфере секс-услуг. Это всё та же категория MILF с порно-сайтов, традиционно сексуализируемая в западной традиции, но только внезапно вырвавшаяся в широкое медиапространство.
Но объективация — только одна сторона медали. Язык осуждения применяют и к девушкам, которые любят всё новое и актуальное. Например, в русском интернете недавно изобрели выражение «винишко тян» — и назвали так безобидных юных модниц. Их стыдят за любовь к новой русской волне (например, группам «Буерак» и «Пасош»), попыткам читать философов и психоаналитиков, за пиетет к Санкт-Петербургу и местным клубам, ну и, конечно, дешёвому алкоголю. «Винишко тян» — новая инкарнация отжившей ТП или тупой п****, которой тоже вменяли в вину псевдоинтеллектуальность, претензии на оригинальность, а главное, завышенную самооценку. Знаменитая кличка «педовка» относилась к девушкам, которые вели себя в соответствии со стандартами субкультуры, но при этом якобы не вникали в её суть.
В подобной категоризации много снисходительности и всё тех же страхов — будто бы женщины могут обесценить или опошлить культовый образ жизни или высокую мужскую идею (будь то субкультура или любовь к Мартину Хайдеггеру). Идеальной, то есть «ламповой», оказывается та, что не пытается конкурировать с мужчиной и не ищет общественного одобрения, пока остальные продолжают пить «винишко» с подругами.
Любое публичное высказывание из уст женщины карается производством нового обидного стереотипа, а поощряется только покорное молчание
Кстати, совсем не обязательно пытаться поспеть за мужчинами, чтобы столкнуться с остракизмом и осуждением. Так, попасть в высмеиваемую категорию можно, даже следуя вполне патриархальным моделям поведения. Вспомнить хотя бы, сколько шуток посвящено «овуляшкам» — женщинам, которые увлечены своим маленьким ребёнком или настойчиво пытаются забеременеть. Про них выпускают насмешливые репортажи, штампуют мемы в тематических группах и просто опасаются стать одной из них после рождения ребёнка. Не дай бог выложить слишком много фотографий своего ребёнка в фейсбук!
Система сексистских стереотипов порой доходит до абсурда и осуждает даже тех женщин, которые увлекаются здоровым образом жизни. Казалось бы, желание хорошо выглядеть полностью укладывается в модель, где женщина стремится совершенствовать своё тело, чтобы больше нравиться мужчине. «Фитоняшек» стыдят за фото из спортзала, любовь к варёной курице и жизнеуверждающие посты в инстаграме. С одной стороны, девушек обвиняют в «ограниченном» кругозоре, который не выходит дальше кардиотренировок и контейнеров с варёной брокколи, а, с другой, опять же, подозревают в позерстве. Якобы в спортзал они отправляются только ради фотографии в зеркало, а не за реальными результатами. Ещё несколько лет назад женщин массово стыдили за проявления сентиментальности — казалось бы, типично феминного качества. Любительниц мелодрам и одухотворенных цитат клеймили «ванильками», хотя, казалось бы, это тоже вписывалось в патриархальную систему.
Выходит, что любое публичное высказывание из уст женщины чревато производством нового обидного стереотипа, безопасно только покорное молчание. Так что победить в этой игре невозможно — попытки понравиться мужчине будут высмеиваться, равно как и своеволие. Очевидно, что категории создают иллюзию ориентации в огромном потоке информации, но они же мешают общению с другим человеком, либо идеализируя его, либо втискивая в границы насмешливого опуса на «Луркоморье».