МнениеБыстрее, выше, слабее: Почему перфекционизм мешает развитию
Рассуждаем, почему нельзя поощрять бесконечное стремление к совершенству
маша ворслав
Рабочее название этого текста довольно чётко отражало его суть: «Почему перфекционизм — зло ****** (сраное)». Сформулировала я его после тематической дискуссии в закрытой интернет-группе психологической поддержки. Кажется, тогда я впервые негативно охарактеризовала перфекционизм, хотя до этого долго — как и многие — считала его чуть ли не главной трудовой добродетелью.
«Я перфекционист» чаще произносят с гордостью, и куда реже — с неудовлетворённостью, которая ему сопутствует
Честно признаюсь, чаще всего при столкновении с новыми явлениями я лезу в «Википедию», чтобы по началу статьи прикинуть, нужно мне это знание вообще или нет. Так вот, о перфекционизме энциклопедия сообщает следующее: «Черта личности, которая характеризуется тем, что человек стремится делать всё безупречно и устанавливает для себя чрезмерно высокие стандарты, при этом оценивая себя чересчур строго и беспокоясь об оценке окружающих». Это определение не отвечает на вопрос, является ли перфекционизм однозначно хорошим или однозначно плохим качеством, но определение не виновато: единого ответа на этот вопрос у психологии нет.
В книге «Психопат-тест» Джона Ронсона говорится, что перечни психиатрических диагнозов DSM, на которые рекомендуется ориентироваться врачам, содержат такие размытые критерии любых расстройств, что любой человек сможет при самодиагностике найти у себя с десяток отклонений. С перфекционизмом примерно такая же история: о его болезненности и вредоносности можно судить только по тому, в какой концентрации он свойственен человеку и как сильно влияет на его функционирование. Иными словами, есть перфекционизм здоровый, а есть нездоровый.
С нездоровым перфекционизмом всё более-менее понятно: он либо может довести до невротического или другого психического расстройства, либо является его симптомом, либо может принять более сложную форму и совместить оба этих процесса. Это объективно плохой перфекционизм, и общество с этим согласно.
Но часто мы оперируем понятием перфекционизма, когда хотим охарактеризовать трудолюбивого, старательного человека, стремящегося к развитию. Нетрудно понять, почему при этом перфекционизм считается добродетелью, а признаваться в нём скорее почётно. «Я перфекционист» обычно произносят с гордостью, и куда реже — с потаённым чувством неудовлетворённости, которая ему неизбежно сопутствует. Язык не просто отражает, но и формирует реальность, и непонимание сути проблемы часто приводит к тому, что поведение перфекциониста берётся за достойный положительный пример. В итоге привычка постоянно находить в себе и своей работе недочёты считается необходимой для личностного и профессионального развития.
Развитие, провоцируемое чувством вины, во-первых,
хуже идёт, а во-вторых,
не делает нас счастливее
Перфекционизм действительно может служить весьма эффективным инструментом, чтобы заставить себя двигаться вперёд. Но сами его механизмы токсичны: перфекционист, попросту говоря, постоянно себя чмырит и заставляет испытывать стресс. Для человека с неустойчивой психикой это может послужить благоприятным условием для развития какого-либо заболевания. Не стоит опускать и соматические: стресс влияет на организм как минимум двадцатью способами, в том числе вызывает изжогу и повышает артериальное давление. Тем, у кого нервы покрепче, постоянный стресс тоже не в кассу: как недавно доходчиво объяснила психотерапевт Анастасия Рубцова, развитие, провоцируемое чувством вины, во-первых, хуже идёт, а во-вторых, не делает нас счастливее.
Моя личная претензия к перфекционизму заключается в том, что его очень трудно держать в узде, а цена успеха, достигнутого с его помощью, неоправданно высока. Чтобы развиваться, не нужно обесценивать свой опыт и не надо бояться называть свою работу хорошей: о важности позитивного представления о себе и его влиянии на продуктивность говорится чуть ли не в каждом буклете психологического центра.
Конструктивной самостоятельной критики это не отменяет, так что умения анализировать результаты труда и сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с несбыточным идеалом хватит самому амбициозному человеку. Красивый фильм «Мечты Дзиро о суши» убедительно это показывает: 85-летний Дзиро всю жизнь делает суши, и его суши, как можно догадаться, лучшие в мире. Что не мешает Дзиро совершенствоваться день ото дня: вместо формулы «никогда не достаточно» он использует здоровую «на сегодня достаточно». О важности такого подхода и необходимости принять себя таким, какой ты есть без интенсивной «доработки» до совершенства, говорит и автор книги «Дары несовершенства» Брене Браун. Она глубоко исследует уязвимость и находит обоснование перфекционизма именно в нежелании её признать — а о необходимости этого для нормального самочувствия расскажет любой психотерапевт.
Кроме того, знаменитая теория десяти тысяч часов говорит о том, что если вы не лежите целыми днями на диване, а тупо — то есть регулярно и последовательно, не полагаясь на вдохновение — работаете, успех придёт. Согласитесь, лучше развиваться в эмоционально комфортной обстановке и помнить, что любая работа и качество выполненного задания не определяет вашу ценность, проваленный экзамен не заставит близких разлюбить вас и что лучше сделать хоть что-то, чем ничего. А если вы уверены, что любое свершение неполноценно без преодоления и страдания, а художник обязан быть несчастным, то Набоков, например, всей своей жизнью это отрицал. Так почему бы ему не поверить.
Фотографии: tarasov_vl — stock.adobe.com, WallpaperSTORE