МнениеКак США заболели футболом и почему
не всем это нравится
Рассказываем, что сделал чемпионат мира по футболу — 2014 с одной из самых псевдобезразличных к нему стран
Элина Чеббоча
Если вы когда-нибудь увлекались американским спортом, то должны были заметить, что заголовки тамошней спортивной прессы редко пестрили сообщениями о европейском футболе. Согласно легенде, «европейским» его считают только там, и даже придумали свое слово — «soccer» вместо «football», потому что свой футбол у них уже есть и мяч в этом футболе вовсе не круглый.
На деле же стереотипы об американском соккере мало соприкасаются с действительностью. Неприятная для российских болельщиков статистика такова, что 24 миллиона американцев играют в футбол — в противовес 2,4 миллиона в России. В США 4,2 миллиона человек официально зарегистрированы в клубах, а в России — 350 тысяч. В США стадионы собирают в среднем 18 тысяч болельщиков, а у нас — 12. Более того, и к закреплению термина «соккер» за США они не особенно причастны. Согласно монументальному исследованию Стефана Шимански, профессора Университета Мичигана, в таком лингвистическом анклаве отчасти виноваты британцы: «С 1980 года в британской прессе снизилось употребление слова „соккер“, а если и используется, то в американском контексте. Это снижение кажется реакцией на увеличение использования термина в США, которое предположительно связано с восхождением Североамериканской футбольной лиги в 80-х». Отморозились назло бабушке.
Люди, пытающиеся протолкнуть футбол американцам, — это те же люди, которые утверждают, что мы любим сериал HBO «Girls», монорельс, Бейонсе и Хиллари Клинтон
Конечно, футбол не самый популярный вид спорта в Америке, но входит в четверку, опережая, кстати, хоккей. Если средний европеец или житель Латинской Америки навскидку назовет с десяток имен футболистов (местной лиги) и в два раза больше зарубежных, то среднестатистический американец, скорее всего, вспомнит только Лэндона Донована (лучший футболист США), Месси и Дэвида Бекхэма, а последнего — в саркастическом контексте, так как ему до сих пор не могут простить безвкусно одетой жены и конфликта с Донованом.
Так было ровно до чемпионата мира по футболу — 2014. До 2014 года интерес к футболу знаменовался редкими всплесками зрительского внимания, как в 1999 году во время финала мирового чемпионата по женскому футболу между США и Китаем. Матч США — Португалия ЧМ-2014 привлек 18 миллионов зрителей на ESPN, а перед матчем с Германией на футболе помешались сразу все медиа страны. The New York Times делают умопомрачительно красивые и понятные инфографики по теме в специальном разделе, пошагово объясняя, как и почему команды выходят в плей-офф. В BuzzFeed откопали фотографии горяченьких футболистов сборной в детстве и опубликовали драфт записки для оправдания невыхода на работу. Как известно, если о «европейском футболе» написали в BuzzFeed, это говорит о национальной заинтересованности игрой.
RT @Andrewfootie @RorySmithTimes Dupont circle right now. I wonder if all their grandparents were born outside the US pic.twitter.com/1UXTBjUaGW
— Men in Blazers (@MenInBlazers) June 26, 2014
В конце концов, о национальном помешательстве можно судить и по количеству негативных комментариев в сторону «этого не нашего вида спорта». Колумнист Энн Колтер считает привнесение футбола в жизнь простого американца предвестником апокалипсиса и, wait for it, «морального упадка». «Я возмущена тем, что нам насильно скармливают этот футбол. Люди, пытающиеся протолкнуть футбол американцам, — это те же люди, которые утверждают, что мы любим сериал HBO “Girls”, монорельс, Бейонсе и Хиллари Клинтон", — пишет Колтер в своей статье. И продолжает: «Если „американцы“ сейчас и смотрят футбол больше, то только из-за смены демографической картины, последовавшей за иммиграционным законом Тедди Кеннеди 1965 года. Я вам обещаю: ни один американец, чей прадед родился здесь, не смотрит футбол. Можно только надеяться, что, в дополнение к изучению английского языка, эти новые американцы со временем откажутся от своего футбольного фетиша». Даже если не брать в расчет небольшое сумасшествие и расизм автора, такое мнение не единично.
Интерес американцев к футболу нельзя игнорировать и списывать только на демографию — в конце концов, это неуважение к спорту и нивелирование значимости статистики. Более того, они так похожи на нас во всем, что связано с футболом. Один из самых больших всплесков российской прессы был спровоцирован кадровой расстановкой тренера сборной России Фабио Капелло, когда выяснилось, что он не включил в состав Романа Широкова, самого популярного и лучшего футболиста страны. То же самое произошло в сборной США — Лэндон Донован, самый популярный и сильный футболист Америки, не попал в состав. Хотя причины решения отличались (рецидив травмы у первого и усталость и конфликт с тренером у второго), национальная реакция на это событие была одинаковой — удивление и разочарование. Впрочем, футбол в Америке всегда будет более легкомысленным, чем здесь. Сборные обеих стран отправятся домой (мы — уже сейчас), Лэндон Донован не поехал в Бразилию, но he is okay with it, потому что футбол по-американски — это когда ты проигрываешь, но все равно остаешься в игре.
Фотографии: Getty Images/Fotobank, Shutterstock