МнениеБез откровений:
Порноактрисы во власти стереотипов
Как звезды кино для взрослых стали жертвами глянцевой документалистики
Элина Чеббоча
В ограниченный прокат вышли «Откровения лучших порномоделей» — документалка об актрисах фильмов для взрослых, которых принято считать лучшими в бизнесе. Это первая режиссерская работа глянцевого фотографа Деборы Андерсон, которую она выпустила как приквел к своему арт-альбому. Рассказываем, почему этот фильм, как и многие другие, не справляется с задачей показать порноактрис с другой стороны.
«Гражданские нас не понимают. Мы используем термин „гражданский“ для обозначения любого человека, не вовлеченного в adult-индустрию. У гражданских есть фильтры, у нас — нет», — говорит Белладонна, 32-летняя порноактриса. У нее 10 «порно-Оскаров» AVN Award и абсолютно культовый статус в мире бессовестных взрослых — примерно как у Дженны Джеймсон, только без выпущенных автобиографий-бестселлеров. Белладонну любят за особенный, очень агрессивный тип порно и, разумеется, за красивые глаза. Она, еще 15 порноактрис и один порноагент рассказывают о себе в черно-белом документальном фильме — самом пошлом и чудовищном творении в мире, после которого порно хочется перестать смотреть раз и навсегда. Лучше недожать, чем пережать, но режиссер Дебора Андерсон — гражданская — об этом пока не знает.
Получается, что порно — это единственное, где проявляется их индивидуальность
Идея была простой и прямолинейной: собрать лучших представительниц порнобизнеса и заставить откровенничать на камеру. В этом с разной степенью неудачи не преуспел никто вообще за все время существования документалок о порно. Французский «Il n'y a pas de rapport sexuel» c порноактером Херв П. Гюставом превратился в нарративное ланфрен-ланфра о технике съемок. Фильм о культовой «Глубокой глотке», где можно было не делать вообще ничего из-за богатства изначальной фактуры и поп-культурного статуса кино, стал примитивной «Википедией». В первой половине фильма Деборы Андерсон над порноактрисами работает стилист, и под гул фена они отвечают на вопросы о жизни — первыми словами, которые приходят в голову в разговоре про порноиндустрию, про религию, отношение семьи к работе, про детство и наркотики. На каком-то моменте перестают показывать имена актрис — и ты теряешься в бесконечном потоке одинаковых историй об обычных женщинах, лица сливаются в одно, а различать их можно только по тегу «блондинка/брюнетка». Получается, что порно — это единственное, где проявляется их индивидуальность. Положение усугубляет структура документалки: она делится на части не интонационно, а технически — эпиграфами из цитат великих женщин.
Самым интересным персонажем фильма оказывается порноагент Фрэн Амидор — фактически плантатор-эксплуататор, но душевный и очень умный. Она говорит, что у нее были сомнения по поводу того, чем она занимается, но ей посоветовали не забивать голову моральными дилеммами: «Всегда будет кто-то еще. Можно выбрать между тем, кому насрать на них [актрис], и тем, кто вообще-то о них заботится». По ходу беседы Амидор дает несколько довольно универсальных советов, рассказывая, что порноиндустрия работает по тем же законам, что и обычное кино. К примеру, в женщине должна быть загадка, говорит она. Не надо показывать все сразу: сначала ты делаешь это одна, начиная чувствовать себя комфортно перед камерой. Затем ты знакомишься с парнем, а через шесть месяцев ты делаешь это с двумя. Женщины, которых показали в фильме, сделали все правильно, по мнению агента, и поэтому в бизнесе они задержались. Зачем защищать свое право осуждать мудрого агента, если к нему можно просто прислушаться?
Когда камера начинает скользить по соскам абсолютно голых порноактрис, лежащих на кровати, разрывается шаблон от несоответствия того, о чем они в этот момент говорят, и картинки. К примеру, одна из них плачет, а другая рассказывает о том, что ее заставили выпить 12 стаканов понятно чего, не предупредив и не задумываясь, «а что она почувствует и как будет с этим жить до конца своих дней». У кого-то проблемы с семьей и наркотиками. Кто-то боится потерять красоту, а в детстве страдал от булимии. В какой-то момент порноагент откровенно говорит о том, что половина индустрии закидывается наркотиками: «Когда они видят парня с огромным членом, то знают, что он никуда не денется без викодина». У порноагента нормальная жизнь, но у остальных все идет по наклонной — «частичка их души исчезает, а половину зарабатываемых ими денег они должны тратить на терапию».
Для того чтобы показывать порнозвезд человечно, нужно перестать ими манипулировать
Проблема в том, что Дебора Андерсон, в общем-то, снимает не фильм, а рекламный ролик альбома своих фотографий — и понятия не имеет, что нужно делать и говорить людям, чтобы выглядеть настоящими. Пытаясь выставить порноактрис в красивом свете, Андерсон загоняет их в угол с ровно противоположными клише, неизбежно делая жертвами индустрии или обстоятельств. А ведь все просто: для того чтобы показывать порнозвезд человечно, нужно перестать ими манипулировать, а еще создать зону комфорта, в которой героини будут говорить не то, что от них ждут. В конце концов, для того чтобы освободить образ женщины (да и порноактрисы) от стереотипов, необязательно тоже быть женщиной — достаточно просто быть умным человеком.
Фотография: coverphoto via Shutterstock