Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеНастя Corpuscula
о фантастическом
экшене «Сноуден»

Как будущее из кинофильмов воплощается в реальность

Настя Corpuscula 
о фантастическом 
экшене «Сноуден» — Мнение на Wonderzine

Бывшего сотрудника ЦРУ, 30-летнего Эдварда Сноудена, слившего прессе секретную информацию о слежке за мирными жителями США, почти месяц назад обвинили в разглашении государственной тайны. Позавчера желание предоставить ему убежище подтвердили Венесуэла, Никарагуа и Боливия, вчера сообщество бывших сотрудников ЦРУ присудило Сноудену премию имени Сэма Адамса за честность. А пока что он уже вторую неделю сидит (вроде бы) в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», вызывая сравнения с героем спилберговского «Терминала».

На прошлой неделе история чуть было не превратилась в «Мистер и миссис Смит»: бывшая шпионка Анна Чапман предложила Сноудену руку и сердце (правда, лишь в твиттере). Настя Частицына, больше известная как блогер Corpuscula, объясняет, что реальность повторяет кино и что Сноуден — тот самый герой XXI века, чье появление на самом деле предсказали не шпионские боевики, а «Матрица» и «Терминатор».

Настя Частицына

На перекрестке со мной поравнялись две женщины, с виду типичные зрительницы программы «Пусть говорят», и одна, продолжая разговор, сказала другой: «У него какое-то глупое лицо для цэрэушника, правда, может, он сидел там за компьютером и притворялся дурачком, а потом не выдержал, тем более, он такой молодой». «Сноуден», — подумала я. Вторая ответила: «Ну а вспомни Розенбергов…» Тут они обогнали меня, и я так и не узнала, как они относятся к поступку Сноудена в исторической перспективе.

 

Не знаю, что меня удивило больше, — то, что они помнят про дело Джулиуса и Этель Розенбергов, казненных, наверное, лет за пять до рождения этих двух женщин и за тридцать — до появления на свет самого Эдварда Сноудена, или то,  что их вообще волнует судьба тридцатилетнего специалиста по компьютерной безопасности АНБ. Может быть, они смутно почувствовали — а женщины вообще тонко чувствуют, — что этот парень и есть герой нашего времени.

Сноуден продолжил то, что до него начали Джулиан Ассанж и Аарон Шварц. Все трое молоды — от 26 (Шварц) до 41 (Ассанж), все имели отношение к программированию и компьютерным технологиям, все разоблачали систему и призывали бороться за гражданские права, будь то свобода информации или защита частной жизни. В результате Ассанж объявлен в международный розыск в связи с обвинением в изнасиловании и вынужден скрываться в посольстве Эквадора в Лондоне. Аарону Шварцу грозило 30 лет тюремного заключения за мошенничество и незаконное скачивание информации, в январе этого года он покончил с собой при неясных обстоятельствах. Про Сноудена вы знаете: по предъявленным заочно обвинениям ему светит от 30 до 50 лет тюрьмы, а сейчас он завис в транзитной зоне «Шереметьево», как герой Тома Хэнкса в фильме «Терминал».

Можно объяснять действия всех троих какими угодно теориями заговора,

 

но все они разбиваются об одно важное обстоятельство: чтобы так испортить себе жизнь, надо действительно верить в то, что делаешь.

А ведь этот сюжет давно всем знаком по фантастическим фильмам. Некая безликая система, Скайнет, Матрица, Кровавая Гэбня или Тайное Мировое Правительство, созданная людьми, чтобы, как они думают, улучшить жизнь, потихоньку выходит из-под контроля и захватывает власть над своими же создателями. Человечество стало выполнять функцию батареек, но тут возникает герой — упрямец и хакер Нео или Джон Коннор — и пытается систему побороть. Система, конечно же, сопротивляется, она шлет своих агентов Смитов и Терминаторов, которые тем или иным путем должны донести до бунтаря мысль, что сопротивление не только бесполезно, но еще и губительно, ведь разве же вам плохо жить батарейками? А если бунтарь не согласен, его уничтожат или запрут навечно в четырех стенах, будь то тюремная камера, комната в посольстве Эквадора или транзитная зона аэропорта.

А что же спасаемое человечество? Осознав, что подключено к матрице-призме, оно раскололось: по опросам в американских СМИ, в среднем примерно 40% аудитории считают Сноудена героем и столько же — предателем. 10% не считают ничего.

Соотечественники же, как всегда, полны скепсиса. Самый типичный комментарий в рунете: «Да, за нами следят. Подумаешь, он сказал то, что и так все знали», хотя на «Хабрахабре» такие комментарии отчаянно минусуются. Тотальная слежка нас тревожит куда меньше, чем удаление музыки или потеря аккаунта в социальной сети. Пропала любимая фоточка? Драма и происки врагов. Все мои действия фиксируются спецслужбами, да еще и иностранными? Да и бог с ними, не мешайте качать песню. Все это происходит на государственном уровне? Ну и пусть.

В России понятие «частная жизнь» относится к области абстракций, а у американцев все же вот уже двести лет существует Четвертая поправка к конституции, поэтому они выражают некоторое беспокойство: подписывают петиции и тычут пальцем в закон. Мы же тихо стараемся обойти систему, если она начинает нам мешать в нашей несуществующей частной жизни. В отечественной версии «Матрицы» не было бы никакого Нео, просто люди-батарейки втихаря замкнули бы и ушли в Зион пить пиво, пока матрица испытывает перебои с электричеством. Через неделю она бы перешла в спящий режим. Но нагулявшись в чумазой реальности, люди вернулись бы в свои коконы до следующего загула. И никакие агенты Смиты не смогут этому помешать. Система бессильна против хаоса.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться