Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеЗлата Николаева
о феномене
guilty pleasure

Почему не надо стесняться любви к «Иванушкам» и придорожным шашлычным

Злата Николаева 
о феномене 
guilty pleasure — Мнение на Wonderzine

Мы все хотим быть лучше: умнее, красивее, стройнее, популярнее, успешнее. И не столько быть (это сложно), сколько казаться, поэтому фильтруем свою жизнь в Instagram, выбираем выгодные ракурсы, хорошее освещение и темы для разговоров, в которых хоть что-то смыслим.

 

Мы подстраиваемся под среду обитания, ходим на те концерты, куда пойдут друзья (или хотя бы отмечаем в соцсетях, что «может быть, пойдем»), встречаемся в местах, которые рекомендуют трендсеттеры и слушаем музыку, которую слушают все. То есть, зачастую отказываем себе в том, что нам нравится на самом деле.

 

 «Ох**ть у тебя треклист ВКонтакте», —
не раз слышала я

 

 

 

«Ох**ть у тебя треклист ВКонтакте», — не раз слышала я. И тоже, в общем, считаю, что он у меня «ох**ть»: дело в том, что я не добавляю себе в список всю подряд нравящуюся музыку, делаю это изредка, пачками и по настроению. И по списку этому можно отследить мою жизнь за последние 5 лет: вот я сдаю сессию на третьем курсе и умираю от недосыпа, вот проторчала месяц на родине и обезумела от скуки, вот два года назад развелась с мужем и упиваюсь одиночеством, ой, а это просто друг детства приезжал, и мы напились на кухне, а это я влюбилась, а это снова влюбилась, но безответно, а это я защищаю диплом.

Но удивляются мои знакомые вовсе не этому (откуда им знать мой бэкграунд?), а тому, что я не пытаюсь скрывать этот винегрет, собравшийся за три года, где классика рок-н-ролла соседствует с просто классикой, рэпом и придавлена хитами 80-х и 90-х, любовь к которым обычно не афишируют. Потому что это моветон. То есть, можно сказать: «Когда я училась в пятом классе, мне нравились Иванушки», но признаться в том, что «мне до сих пор они и без ностальгии нравятся» — значит, вызвать улыбку снисхождения на лицах собеседников. Хотя я не то что думаю, а знаю, что в минуты грусти или, когда приходят после вечеринки, но еще не хотят спать, эти люди включают на youtube клип «Тучи». Или что-нибудь еще из той же эпохи, или «Виагру», или единственный хит певицы Лики Стар.

Впрочем, «Иванушки» плохой пример — их-то как раз оправдали, потому что там был Сорин, а он ничего, и потому что вот этот самый клип «Тучи» — тоже ничего «для тех лет-то». Но мои дорогие друзья, стыдящиеся некоторых своих пристрастий, скрывают и другие вещи. Например, они вполне могут любить кафе-шашлычную у себя под домом, потому что там вкусно кормят, дешево и досыта. Но никогда не назначат там встречу, не приведут друзей, предпочтя встретиться в одном из десятков мест «куда все ходят» — потому что в кафе под домом бордовые скатерти поверх белых, искусственные цветы, музыка — опять — не та, и вообще совок. И будут ходить в кино на ромкомы в одиночестве, потому что в компании можно только на фильмы-по-комиксам, триллеры и боевики. Всей душой любить пиво, но не заказывать. Читать Коэльо или, того круче, Устинову, но дома, в туалете. В общем, скрывать то, что доставляет удовольствие, делая его запретным guilty pleasure.

 

Так ли это плохо? Исследования, посвященные феномену guilty pleasures, сводятся примерно к одному — плежер они во многом именно потому, что гилти. Стыд усиливает чувство удовольствия. Впрочем, мы это знали и без ученых: бургер и мороженое в час ночи в десять раз вкуснее, если ты на диете. Кофе хочется нестерпимо, если врач посоветовал ограничить потребление кофеина. Даже подросток, который пробует алкоголь и закурить во дворе за школьным стадионом, делает это не только из желания казаться взрослым, но и потому, что потом нужно будет пройти квест — как обставить свое появление дома так, чтобы «предки не спалили», и это волнует. Так что, скрывая свои пристрастия и стыдясь их, мы, возможно, просто оставляем себе и только себе какие-то удовольствия, усиливая их мыслью «как бы кто не узнал». Ну, а уже заодно выглядим лучше, светлее и тоньше в глазах общественности.

 

 Жизнь гораздо интереснее и объемнее,
чем зафильтрованные квадратики

 

 

 

Как-то раз одна моя подруга полгода слушала любимую музыку у себя в комнате, тихо и за закрытой дверью, чтобы парень, с которым они снимали квартиру, не узнал о ней страшное. Пока однажды, проходя мимо его комнаты, не услышала, что у него играет группа-которую-нельзя-называть. Теперь оба слушают музыку громко. Иногда вместе на кухне. И говорят, что это не менее здорово, чем стыд, усиливающий ощущения. Жизнь гораздо интереснее и объемнее, чем зафильтрованные квадратики в «инстаграме».

Иллюстрация: Маша Шишова

 

 

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться