ЭкспериментМир других мужчин:
Редакция смотрит
«Замуж за Бузову»
Дева в беде и сказочные рыцари на российском телевидении
Реалити-шоу продолжают интересовать нас и как гилти-плеже, и как поп-культурный феномен. Поэтому мимо первой российской адаптации «Холостячки» (с куда, кстати, более ироничным названием) с Ольгой Бузовой, восседающей на троне принцессы, редакция пройти не могла. Удалось ли российской звезде номер один поменять правила сексистского шоу? Рассуждают редакторы Wonderzine, успевшие оценить первые серии «Замуж за Бузову».
Ксюша Петрова
редактор роста и дистрибуции
О российском телевидении я знаю немного, смотрю его только в дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины — если это, например, выпуск «Пусть говорят» с Дианой Шурыгиной или какие-нибудь дикие и меметичные вещи, которые приносит из соцсетей. Однако про шоу Бузовой сразу было понятно, что это будет культурный феномен: во-первых, сам формат «Холостячки» в российских реалиях не обкатан и интересно, что из этого выйдет, во-вторых, Бузова действительно «самая медийная девушка страны», как об этом часто говорят в шоу, и хотим мы этого или нет, она влияет на умы российских женщин гораздо больше, чем редакция Wonderzine. Это сила, с которой надо считаться.
Если бы я была на месте Ольги Бузовой, я бы тоже организовала всё именно так: зачем селебрити терять время в тиндере, когда можно позвать в Италию десяток потенциальных партнёров и хорошо провести время, выбирая самого достойного? Даже если никто из мужчин Оле не подойдёт, она сможет немного утешиться приростом своей медийной мощи (ну и гонораром). Кандидаты на руку и сердце Бузовой подобраны согласно всем правилам реалити-шоу: среди них есть очень понятные типажи (агрессивный качок, миллионер, рубаха-парень со своей сыроварней, модель-ловелас, веган по имени Веган и так далее), отчего немного скучно — выбор, за кого болеть, сводится к выбору «наименьшего зла». Заявку на торжество феминизма, которая вроде бы следует из названия, «Замуж за Бузову», к сожалению, не оправдывает: мужчины пытаются показать, кто из них «альфа», засыпают Ольгу сексистскими комплиментами и пытаются привлечь её внимание пошлыми приёмами из средней школы, а сильная женщина Бузова постоянно говорит, что хочет побыть «девочкой» и почувствовать себя принцессой. Но есть и хорошие моменты: Бузова не стесняется говорить, что она тут главная, что у неё не было отношений несколько лет — и всё это время она много работала и много зарабатывала, что она привыкла всё делать сама и вообще-то отлично справляется и без мужчины. А раз уж она решила искать партнёра — это будет происходить по её правилам, то есть она всё-таки не совсем дева в беде.
Отдельно отмечу ведущую Марину Кравец — она пока что показывает себя максимально корректно и уместно. Никакого «соревнования между девочками» нет, все выполняют свои роли: Бузова — романтической главной героини, Кравец — её рассудительной и чуткой помощницы. Приятно, что она не кокетничает с участниками соревнования и не позволяет разговаривать с собой снисходительно — сразу понятно, кто здесь власть. Возможно, это профдеформация, но мне всегда приятно посмотреть, как женщины командуют толпой мужчин.
Без всякого стыда могу сказать, что смотрю «Замуж за Бузову» с абсолютно искренним интересом — а когда мой партнёр пошутил, что уже может заспойлерить мне финал, я поверила и была в ужасе. Это, конечно, не то шоу, после которого российские женщины поверят в себя и выйдут из горящей избы, однако для нашего телевидения «Замуж за Бузову» — прорыв.
Маргарита Вирова
редактор раздела «Красота»
Мы уже смотрели версию «Холостяка» с Егором Кридом, были в полном восторге от развернувшегося в русской версии шоу фестиваля сексизма и спрашивали участвовавшую в нём активистку Елену Рыдкину, как это всё устроено. Так что перед просмотром первого выпуска «Замуж за Бузову» я примерно понимала, чего мне стоит от него ожидать, что не помешало авторам шоу меня удивить.
Начну с хорошего. Женская версия американского «Холостяка» на ABC — это не очень амбициозная попытка восстановить гендерную справедливость: его участницами были преимущественно девушки из прошлых сезонов «Холостяка», уже знакомые аудитории, о которых обычно ничего не известно — они просто исполняют роль принцессы в башне. А шоу на ТНТ назвали даже не «Холостячкой», а вынесли в него фамилию главной героини, ещё и про «замуж» пошутить попытались — что, в общем-то, только подчёркивает, что личность Бузовой будет важнее традиционной концепции шоу. Да и давно уже понятно, что это не Ольге нужен ТНТ, а ТНТ нужна Ольга — как не порадоваться за её карьеру? В кадре она говорит регулярные для этого шоу вещи: соскучилась по любви, хочет почувствовать себя «девочкой» и ждёт «рыцарей-добытчиков-завоевателей». При этом её личное обаяние воистину заставляет меня поверить в то, что Бузова и правда готова подарить своё сердце одному из прошедших кастинг парней, я даже драматично переживаю из-за еженедельного искушения деньгами — там вообще на каждом шагу подчёркивают, что к финалу останутся только те, у кого серьёзные намерения. Допустим, это всё равно не так, но сам феномен Бузовой вносит какую-то свежесть в обычную схему отношений между «холостяком» и конкурирующими за него участниками. Мне просто комфортно и смешно смотреть это шоу, градус дискриминации там явно ниже, чем в мужских сезонах.
С другой стороны, я не ожидала, но открыла для себя мир других мужчин. На российском ТВ, оказывается, сложности с представлением о мужчинах и мужественности. Живых людей среди претендентов на сердце Бузовой особенно нет — как это обычно и бывает, есть типажи: миллионер, качок, диджей, фрик и даже прекрасный принц, который потерялся где-то по пути в Италию. Но женщинам в таких шоу легче соответствовать ролям, которые для них определили, потому что такая традиция и схемы поведения отработаны годами практики. Мужчинам же подобной традиции репрезентации в Россию не завезли, поэтому они в основном неглубокомысленно высказываются о конкурентах, выполняют задания и тихо ждут свидания с Ольгой — вся эмоциональная работа (слёзы, скандалы, переживания, перемены отношения и так далее) выполняется всё-таки героиней. Подозреваю, что дальше нас всё-таки ждут драки и другие особенности национального пикапа, но продолжу смотреть и тихо радоваться тому, что никого из своего окружения в этих персонажах не узнаю.
Дмитрий Куркин
редактор раздела «Мнения»
Со времён «Последнего героя», кажется, не досмотрел ни одного реалити-марафона на выбывание, ни российского, ни зарубежного. Все они рано или поздно скатываются в плохой театр, в котором участники начинают отыгрывать роли — неважно, по своей ли воле или по наущению редакторов, провоцирующих конфликты, без которых ни одно реалити аудиторию не удержит. И как только это происходит, всё очарование «реальности» для меня тут уже улетучивается.
У «Бузовой» в этом смысле полный порядок, потому что шоу с самого начала задаёт типично сказочный сюжет: бояре едут свататься к Василисе Микулишне; Ассоль ждёт Грэя, а тот взял и где-то потерялся по пути в Италию. И даже главный твист первой серии (попробуем без прямых спойлеров), когда пришедшие на кастинг кавалеры начинают нервно переглядываться — не успел ли кто за время утомительного кастинга спороть какую-нибудь глупость, — подсмотрен где-то в шекспировских комедиях, там тоже любят переодеваться и подслушивать из-за двери. Бузова, как ветеран российского реалити, правила игры понимает. В первых сериях она исправно даёт греческую богиню, которая тщится полюбить смертного, но держит нужную дистанцию, осаживая тех, кто по наивности своей решил, что подобрал к ней пароль и вырвался в лидеры. К сердцу прижмёт — к чёрту пошлёт. Не берусь судить, насколько искренне она это делает, но для нашей пьесы это вообще не важно. Главное, что это работает на уровне драматургии.
Поскольку сюжет сказочный, делать обобщающие выводы о репрезентативности потенциальных женихов разной степени мужиковатости я бы тоже не стал. Хотя нам в очередной раз дают понять, что социальные активисты на российском ТВ появиться могут, но только как фрики-аутсайдеры, без единого шанса на успех: татуированно-пирсингованному вегану по имени Веган уж точно стоило забирать предложенную мзду и бежать с кастинга со всех ног. Пока что меня интригуют два вопроса. Общий: как быстро компания ухажёров превратится в банку с пауками, где все друг друга жрут. Частный: хватит ли выдержки у сыровара из Суздаля — пока он выглядит самым человечным из претендентов. Ставлю на него — не подведи, мужик.
Даша Татаркова
заместитель главного редактора
У меня нет дома телевизора, и если бы не случай, я бы ни за что не стала даже внимания обращать на то, что в нём происходит: все каналы мне давно заменил ютьюб. Тем не менее не снобить наше телевидение можно как минимум из антропологических соображений: я знаю, какие образы я считываю из рекламы в интернете или западных сериалов — что же транслируют своей необъятной аудитории мегапопулярные развлекательные каналы вроде ТНТ? Кажется, что ничего хорошего, но я хочу знать наверняка.
При этом к фантасмагории с замужеством Бузовой я подходила без предрассудков: звезда «Дома-2» и инстаграм-сториз — хороший пример селф-мейд-вумен в мире российского шоубиза. Она пишет книги, открывает рестораны, записывает альбомы и в общем рук не покладает — даже если вам всё это не нравится эстетически, мне кажется полезным, что на виду есть пример успешной работающей женщины. Другой вопрос, что сама же Бузова этого статуса как будто стесняется: под давлением патриархальной традиции и пяти минут не проходит, чтобы главная героиня российской «Холостячки» (шоу, понятное дело, калька с американского реалити) не уверила зрителей, что она «девочка» и «как все девочки» мечтает о тихом семейном счастье.
И тем не менее за русалочьими локонами и отточенной нейтральной улыбкой не сложно разглядеть человека, который знает, чего хочет. Хвастаешься деньгами? В пролёте. Тянешься лапать при первом знакомстве? Будь добр, соблюдай границы. Мне всегда радостно, когда я вижу проблески прогрессивных вещей в массовой культуре — и особенно когда они поданы как то, что само собой разумеется. Ольга Бузова (не будем забывать, в рамках драматического шоу в России) регулярно ставит на место своих ухажёров — и совершенно правильно делает.
Но вот где разверзается хтоническая пропасть, так это среди кандидатов на руку и сердце телезвезды. Да, субверсия налицо: на месте выбирающего в кои-то веки не мужчина, оценивающий по пятибалльной шкале женщин, а женщина, самостоятельно принимающая решение (сколько здесь объективации и стоит ли вообще так ставить вопрос — это отдельная тема). Но это совершенно не помогло претендентам оказаться интересными или хотя бы уважительными людьми. После двух прошедших серий остаётся впечатление, что единственное, что их интересует в Бузовой, — это её статус и внешность, почти никто не совершает попыток разузнать, что она за человек. Это хорошо видно по врезкам с «говорящими головами»: главная героиня «милая», «сексуальная», но на этом дело и заканчивается. И это, в общем, с точки зрения социокультуры показательная история.
Для меня идеальный итог этого действа был бы такой: Ольга Бузова и ведущая Марина Кравец бросают всех этих никчёмных ухажёров и уезжают в закат — им они совсем не нужны.