Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Эксперимент100 человек отвечают
на вопросы о сексуальности

100 человек отвечают
на вопросы о сексуальности — Эксперимент на Wonderzine

Привлекательность, коммуникация, самооценка

Текст: Анастасия Травкина 

Поздним майским вечером, стоя с музыкантом, лингвистом и программистом у входа в бар, я спросила, что такое сексуальность. Мои собеседники ответили: молодость, тонкая кожа, красивые губы. Этот ответ удивил меня: выходило, что сексуальность — это свойство объекта быть сексуально привлекательным для кого-то другого. Но я не люблю чувствовать себя объектом, чья сексуальная энергия существует только под взглядом наблюдателя — хотя именно этому учит нас коммерческая культура. Сексуальность, по версии современных медиа, можно как бы надеть на себя — с помощью платья, причёски, косметики, аромата, и только заинтересованный взгляд в ответ сможет оживить тебя.

Возможно, решила я, между тем, как представляет сексуальность популярная культура, и её настоящей природой есть серьёзный и неочевидный для нас разрыв. И пригласила своих друзей из соцсетей поучаствовать в опросе об их сексуальности. Я задала одинаковые вопросы более чем ста желающим, достигшим восемнадцати лет, и получила схему субъективных сексуальных переживаний очень разных людей. Соотношение женщин и мужчин в опросе — 70 % и 30 % соответственно, 70 % людей в возрасте от 22 до 30 лет, 17 % — от 18 лет до 21 года, остальные 13 % — от 31 года до 46 лет. Меня интересовали не те аспекты, которые обычно находятся на поверхности: привлекательность, объекты возбуждения и фетиши, — я постаралась сделать акцент на субъективной физической и психической реальности людей. На основе полученных данных я сделала несколько выводов, они перед вами.

 

Женщины хотят секса так же часто, как мужчины

Представления о том, что женщины хотят секса реже, чем мужчины, не только наследие культуры прошлого, но и следствие довольно странных по методологии работ. Например, классическое исследование гендерных различий конца 70-х годов оперировало тремя вопросами («Хочешь пойти со мной на свидание?», «Хочешь подняться ко мне в квартиру?» и «Хочешь заняться со мной сексом?»), совершенно не учитывая, что для представителей разных полов эти вопросы конструируют разные сексуальные ситуации. Мужчине эти предложения от незнакомки сулят только развлечение, в то время как женщины напрямую ассоциируют такие ситуации с возможным насилием — неудивительно, что уже на второй вопрос дали положительный ответ 70 % мужчин и только 6 % женщин.

Не существует убедительных исследований о частоте мыслей о сексе и сексуальном возбуждении, поскольку все они — как и мой опрос — опираются на самоописание испытуемых. Это один из самых ненадёжных методов, так как люди вообще не очень хороши в отслеживании собственной внутренней жизни. Но мне этот факт не помешал поверить своим собеседникам на слово. Если говорить о физиологии, то в целом она, кажется, работает довольно универсально: 76 % опрошенных мною людей испытывают сексуальное желание (или «напряжение») не реже нескольких раз в неделю — при этом 12 % возбуждаются раз в день, а 18 % — несколько раз за день. Сексуальную жизнь на данный момент по разным причинам не ведут 14,5 % опрошенных, а каждый десятый опрошенный хотел бы чаще заниматься сексом. Не испытывают сексуального желания вовсе 9 % опрошенных.

 

Сексуальная привлекательность — только часть сексуальности

Несмотря на то, как преподносит нам эту тему реклама, сексуальность остаётся сложным поведенческим комплексом. Её аспекты выходят далеко за рамки привлекательности для потенциальных партнёров. Механизм сексуального возбуждения представляет собой более-менее универсальный биологический процесс: импульс размножения, безусловно, является базой сексуальности. Но всё же у человека сексуальность приобретает форму под воздействием физиологических и психологических особенностей конкретной личности, её духовных ориентиров, социальных норм, культуры, политической и религиозной ситуации.

На вопрос о том, что такое их собственная сексуальность, только 12 % респондентов ответили в терминах сексуальной привлекательности для других людей. В основном в описании собственной сексуальности доминируют термины внутренней жизни: проявление личной свободы, самоидентификация как личности, способ познания себя и мира — так ответила треть опрошенных. Почти столько же участников опроса использовали термины чувственности, такие как «энергия», «сила влечения», «страсть» и «эмоции». Такой результат показывает, что сексуальность может иметь для человека такое же экзистенциальное значение, как возможность свободно творить и самовыражаться, а навязывание определённой модели сексуальности — неважно, пуританской или либеральной — может оказаться ещё одним способом закрепощения. В терминах власти свою сексуальность описали всего 6 % опрошенных, все из них — женщины. Это показательно: властный ракурс половых отношений активно осмыслялся ещё со времён анархо-феминизма и снова возник после сексуальной революции прошлого века, когда лозунг «Личное — это политическое» ёмко описал суть второй волны феминизма, а также ярко взорвался в радикальном феминизме идеей полного отказа от межполовых отношений.

Быть красивыми «для себя» не только можно, но и необходимо

Вечные «помадные» войны: можно ли ухаживать за собой для себя — или стремление хорошо выглядеть обнажает зависимость от чужого мнения? Опрос показывает, что для ощущения собственной сексуальности большинству людей необходима забота о своём теле — это было самое частое условие, упомянутое участниками опроса. Для 32 % опрошенных ощущение собственной сексуальности непосредственно связано с уходом за собой и ношением особой одежды — причём подъём сексуальности ощущается уже во время косметических процедур и переодевания перед зеркалом, а не в тот момент, когда красота отмечается другими людьми. В большинстве случаев в качестве особого наряда мужчины и женщины описывают не специально сексуализирующую одежду — декольте, кожаные трусы или облегающий смокинг. Каждый имеет в виду, с его точки зрения, стильную, подходящую к фигуре одежду, которая помогает создать нравящийся носителю образ.

С точки зрения нейробиологии это, конечно, пустой предмет для спора: всем животным свойственен уход за собой (груминг), он входит в ряд потребностей, связанных с поддержанием гомеостаза организма человека. Эволюционно гигиеническая чистка тела напрямую связана с биологической выживаемостью, а всё, что позволяет нам выжить, приносит удовольствие. А всё, что приносит удовольствие, можно и нужно использовать в целях повышения качества жизни. Котики давно уже просекли фишку и заводят себе людей, чтобы мы их гладили. А мы можем расслабиться даже в эпоху борьбы против объективации, отвечая всем клеветникам, что груминг повышает уровень дофамина.

 

Здоровье и контакт с телом — немаловажное условие сексуальности

Хорошее самочувствие оказалось на втором месте по частоте упоминания после ухода за собой: 25 % людей отметили, что без этого их сексуальности как бы не существует. В другой группе вопросов столько же участников подтвердили, что одна из серьёзных причин их неудовлетворённости сексуальной жизнью — стресс, усталость и проблемы со здоровьем.

18 % опрошенных поддерживать контакт с телом помогает танец под любимую музыку, приносящий ощущение собственной сексуальности, и спорт, после которого 12 % чувствуют повышение сексуальной энергии. Эти ответы тоже вполне закономерны, так как движение — одна из врождённых потребностей человека, помогающих ему развиваться и познавать мир в детском возрасте, например, в активных играх. Не у всех, но у многих людей такая потребность остаётся и во взрослом возрасте: такие люди расцветают от упражнений и танцев и вянут на сидячей работе без поступления дофамина.

Есть теория, что длительные аэробные нагрузки приводят к выбросу эндорфинов. Если это действительно так, то бег и аэробика повышают сексуальность на физиологическом уровне, так как эндорфины помимо противодействия боли и стрессу провоцируют выброс половых гормонов — не говоря уже об эйфории сразу после нагрузок и спокойствии и хорошем самочувствии некоторое время спустя. Синди Мэстон провела целый ряд исследований, подтвердивших повышение сексуальной реакции тела женщин, занимавшихся спортом, а профессор Уайт подтвердил этот эффект для мужчин. 

Сексуальность — инструмент коммуникации

На втором месте условий ощущения и проявления собственной сексуальности оказались особенные коммуникативные ситуации. 38,5 % опрошенных чувствуют сексуальность в условиях общения с приятными им людьми, интереса к себе и прямого флирта со стороны окружающих, а 8 % опрошенных прямо связывают повышение сексуальности с увеличением социальной активности. При этом 19 % отметили, что интроверсия и застенчивость осложняют их сексуальную реализацию, а 4,5 % испытывают постоянные трудности в общении с другими людьми и поиске партнёра из-за ориентации и/или гендера. Эти данные показывают, что сексуальность, как и гендер, политическая позиция или духовные ценности, является важным маркером, помогающим людям налаживать коммуникацию, а возможно, даже занимать определённое место в неформальной социальной структуре. Осмысление сексуальности как языка коммуникации затруднено обострением идеологических конфликтов и перестройкой сексуальной иерархии (взять хотя бы волну обсуждений харассмента и насилия).

В прошлом году в Университете Юты было сделано любопытное камерное исследование о связи коммуникации и сексуального удовлетворения — предсказуемое и логичное: чем больше партнёры общаются на тему секса, тем более они удовлетворены сексуальной жизнью. Причём был обнаружен этот эффект ощущения удовлетворённости от сексуальной откровенности партнёра как для женщин, так и для мужчин. Опыт жизни мне подсказывает, что где бы ни было проведено такое исследование, оно даст такой же результат: «Without talking there is no fucking», — вернее, будет, но менее удовлетворяющий. Труднее всего сейчас может быть совсем молодым людям. Перед ними стоит задача вырабатывать свой язык сексуальной коммуникации, соблюдая правила либерального переосмысления культуры домогательства и продираясь сквозь медицинскую латынь и словарь русской матерщины — ту лексику, которую оставила им в наследство советская сексуальная культура. Основная задача сексуальной коммуникации, как показывает целый блок исследований, — сформировать словесное сообщение о собственных сексуальных реакциях и предпочтениях и уметь понять сексуальные предпочтения партнёра, потому что, несмотря на все песни о любви, без слов ничего на самом деле непонятно! 

 

Сексуальность — часть самооценки и инструмент её повышения

Прямую связь между сексуальностью и общей уверенностью в себе провели 17 % опрошенных, а 14,5 % назвали секс инструментом повышения самооценки. Как и в любой деятельности, она проявляется и в сексуальной жизни: что мы думаем о своей внешности и профессиональных успехах, какие эмоции мы принесём в сексуальный контакт, каким образом и какую именно настроим связь с партнёром. Вполне логичная связь между количеством сексуальных партнёров и высотой самооценки доказана исследованиями, особенно для мужчин, так как женщин всё ещё осуждают за превышение заданного обществом лимита сексуальных контактов.

Распространено мнение о том, что основным рычагом сексуальной самооценки является внешность человека — было проведено некоторое количество исследований зависимости сексуальной удовлетворённости от отношений с образом тела у женщин. Мой опрос показал, что только 20 % отмечает недостатки облика как препятствия для более полной сексуальной реализации — и это мешает не только женщинам. Тело — медиум, через который проявляется наша сексуальность, но источником этой сексуальности, конечно, остаётся личность. Когда мы принимаем навязываемые извне стандарты и не можем им соответствовать, то впадаем во фрустрацию из-за надуманной невозможности сексуально реализоваться по вине якобы неподобающего вида.

Не только внешность повышает самооценку, но и профессиональная реализация. 12 % опрошенных назвали главным показателем сексуальности успех в работе, увлечённость и профессионализм (в основном представителями этой группы были люди творческих профессий). Многие подчёркивали, что профессионализм — это сексуально в принципе, а 11 % заявили, что способны успешно заменить сексуальную жизнь творчеством. Судя по исследованию Ньюкаслского университета, известные британские поэты, писатели, художники и музыканты имели в два раза больше сексуальных партнёров по сравнению с обывателями: в среднем по семь муз на каждого художника против трёх на представителя нетворческих профессий. Вероятно, мнение о сексуальности профессиональной реализации бессознательно разделяют гораздо больше людей.

 

Сексуальность как способ устанавливать близость

Самооценка формируется на основе субъективного опыта взаимодействия с окружающими: есть ли у нас опыт выстраивания коммуникации с другими, как мы понимаем их, можем ли доносить свои ощущения и быть правильно понятыми. Чаще всего участники опроса признавались, что проявлять себя им мешают страхи: 58 % сказали, что от реализации сексуальных желаний их удерживает страх неудачи, отказа или риск быть не понятым партнёром, 20 % боятся осуждения и испытывают чувство вины или греха, а 10 % опрошенных подчеркнули, что не доверяют партнёрам и не понимают себя. При этом, отвечая на вопрос о необходимых условиях проявления сексуальности, 14 % опрошенных указали на возможность расслабиться и довериться партнёру.

Эти ответы показательны не только для сексуального поля деятельности — только 7 % людей проассоциировали сексуальность с общением, — те же самые трудности в установлении близости и взаимопонимания преследуют нас и в семье, дружбе, на работе и при попытке занять своё место в социальной структуре. Неудивительно, что для 10 % респондентов алкоголь играет решающую роль в раскрепощении сексуальности, ведь он способствует расслаблению и временному снижению критического отношения к себе.

Моногамия и полигамия конкурируют как альтернативы

20 % считают, что отсутствие постоянного партнёра — основная проблема на пути реализации сексуального потенциала, так как постоянные отношения позволяют заниматься сексом чаще, более регулярно, больше экспериментировать и доверять друг другу. Эта позиция не слишком популярна сегодня, что, возможно, может усугублять трудности в установлении близости: под давлением идеи раскрепощения стремление к постоянным отношениям может рассматриваться как излишняя сентиментальность или старомодность. Однако основным условием пробуждения сексуальности для 20 % опрошенных было названо возбуждение партнёра, а 16,5 % и вовсе не чувствуют никакой сексуальности, если не состоят в постоянных отношениях с любимым человеком.

Из всех опрошенных 14 % людей на данный момент состоят в официальном моногамном браке. При этом 16,5 % признаются, что необходимость быть верным партнёру, наличие семьи или детей ограничивает их сексуальную реализацию, причём имеющие постоянного партнёра женщины в этом опросе говорили о тесноте моногамии и привлекательности открытых отношений чаще и подробнее, чем женатые мужчины, — отражает ли это реальное положение вещей или степень открытости женщин к обсуждению скрытых мыслей, осталось неизвестным. 

Возможно, такая динамика — результат переосмысления гендерных стереотипов о сексуальных стремлениях полов. С другой стороны, это может быть следствием недостаточного сексуального просвещения: многие исследования показывают, что удовлетворённость женщины браком тесно связана с количеством секса и качеством оргазмов — а привычка женщин симулировать оргазм и стесняться обсуждать свои потребности может только усугублять ситуацию.

14 % участников опроса признаются, что состоят в отношениях с не удовлетворяющим их партнёром. Чаще всего причины в несовпадении сексуальных темпераментов, закрытости к экспериментированию и нежелании работать над оргазмом партнёрши. 10 % не имеют в постоянных отношениях секса из-за болезни или депрессии. Небольшая группа в 3,5 % признались, что нежелание быть втянутым в затратные эмоциональные отношения перевешивает желание сексуальной связи. Как правило, так отвечали люди в возрасте около тридцати лет и больше.

Препятствия

29 % опрошенных остро чувствуют неуместность ситуации для проявления сексуальности. В большинстве случаев имеются в виду отношения субординации на работе или детские мероприятия. Недостаток времени и отсутствие места — основная причина недостатка сексуальной активности для 13 % опрошенных. 5 % женщин останавливает себя, рационально опасаясь беременности и заболеваний, ещё 5 % испытывают стойкое отвращение (существуют даже исследования отвращения как фактора защиты от половых инфекций). Целых 3 % говорят, что причиной их закрытости стало сексуальное или эмоциональное насилие в детстве. Некоторые мужчины считают причиной своих сексуальных проблем недостаток финансов, об этом сказали 5 % опрошенных.

Что такое секс?

Два самых распространённых ответа на вопрос о смысле секса — близость с партнёром и телесное удовольствие. С тем, что секс — это способ выразить чувства к партнёру, сделать ему приятное и пережить близость, согласна половина опрошенных. Источником расслабления и удовольствия видят секс
46 %. 14,5 % понимают секс в терминах самооценки, 12 % считают его способом познания себя и других, а 10 % сравнивают его с изменёнными состояниями сознания. И только 3 % вспомнило про зачатие как цель секса.

Опрос демонстрирует, что мы совершаем либеральный переход в отношении к сексу: мы стали принимать различные типы сексуальных потребностей и рассматривать их в более широком контексте социальных отношений — но давление моральных и общественных норм, коммуникативных и гендерных проблем всё ещё велико. Нам предстоит, прежде всего, научиться управлять своей самооценкой, выстраивать более надёжную коммуникацию и достигать близости с нашими партнёрами, а также найти компромисс между желанием сексуального разнообразия и любовью к постоянному партнёру.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться