Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЭкспериментЗа рулём «мужских тачек»: Что я узнала
о них и о себе

«Чем меньше твоя машина — тем более ты бесправен»

За рулём «мужских тачек»: Что я узнала 
о них и о себе — Эксперимент на Wonderzine

«Клатчи на колёсах: пятёрка машин для прекрасного пола», «Список маленьких и недорогих машин для женщин. То, что нужно для дам», «Выбор автомобиля: женская логика» — с такими заголовками выходят статьи в автомобильных изданиях двадцать первого века. Ведь «как бы ни предвзято мужчины относились к дамам, которые „гарцуют“ по трассе на своих малолитражках, с данным фактом приходится мириться», и «мы привыкли видеть за рулём автомобиля — мощного, спортивного или малолитражного — мужчину. Однако в последнее время всё больше женщин стремятся приобрести водительские права».

«Женская» машина должна быть лёгкой в эксплуатации, красивой, надёжной и функциональной — говорится во всероссийском исследовании «Женские автомобили», ну потому что женщины вряд ли справятся с чем-то сложным, любят красивые штучки и впадают в ступор, когда что-то ломается. А ещё нужно, чтобы в женскую машину помещалась детская коляска, набор для романтичного пикника, десяток пакетов из супермаркета, лопата для разгребания снега и холодильник, который давно пора отвезти на дачу. Подобные стереотипы о женской манере вождения и автомобильных приоритетах «гарцуют» что по страницам автожурналов, что по дорогам, где слово «езда» чуть что рифмуется понятно с чем. Мы решили провести тест-драйв и попросили журналистку Анну Родину поделиться своим опытом вождения разномастных машин, протестировать пару особо «серьёзных мужских» и рассказать о том, имеет ли размер значение.

Текст: Анна Родина

 

Если набрать в YouTube «женщина за», в топе выдачи окажутся ролики «женщина за рулём», «женщины за рулём — это страшно» и «эти удивительные женщины за рулём». В случае с мужчинами подборка куда более разнообразная: «мужчина за пятьдесят», «мужчина заплакал», «как заставить мужчину бегать» и даже клип Вики Цыгановой «За мужчин». Роликов о мужчинах за рулём нет — слишком тривиально: зачем дополнительно рассказывать о том, что пальцев десять?

Ещё один типичный пример: когда большой внедорожник ведёт мужчина — это естественно. Заработал — купил — поехал. Если за рулём такой же машины сидит девушка, тут у других участников движения простор для воображения: от неприятия самого факта, что она ведёт машину, до «откуда деньги на такую тачку» и «подарили». Женщина может быть режиссёром, послом доброй воли, министром или полноправным участником президентской гонки, но на дорогах до сих пор воспринимается как помеха для мужчин-водителей. На московских — особенно. Здесь хорошие дороги, платные парковки и плотные пробки, так что большие тачки не средство передвижения, а роскошь. В первую очередь роскошь свободы и уважения: там, где Smart Fortwo придётся мигать поворотником до севшего аккумулятора, Jeep Grand Cherokee Overland пропустят сразу и без разговоров. Проверено на себе.

 

 

Блондинке в очках можно запросто поставить на вид, что слишком медленно (или быстро) повернула (или остановилась)

 

 

Я из Владивостока, одного из самых автомобилизированных городов страны. Он стоит на сопках, его окружает море, поэтому там никогда не построят метро. И поэтому там, как в Лос-Анджелесе, даже в центре города есть места, где не пройти пешком. Например, можно подъехать на автомобиле и выйти сразу на парковку на набережной, а можно приехать на автобусе и долго добираться до той же точки через железнодорожные пути. В среднем на обычную владивостокскую семью из двух человек приходится две машины. Одна из них — внедорожник: асфальт чаще чинят локально и заплатки уже через сезон смываются вниз.

На рамной машине удобно выбираться за город: она пройдёт по любому бездорожью, в ней много места и почти любая из них удобнее седана. Что важно в городе без метро и, как следствие, с многокилометровыми пробками. Отношение к женщинам за рулём там проще — там просто все за рулём. Но и там действует правило «больше — лучше». Я водила и «женские» Nissan Note с Citroёn С3, и «солидные» Mersedes GLA c Jeep Renegade: как можно догадаться, к кроссоверам и внедорожникам заметно больше и внимания, и уважения.

В Москве же куда практичнее кажутся маленькие авто — и для начала я взяла на тест-драйв Smart Fortwo. Это ведь идеальное решение для мегаполиса, думала я. Сопок здесь нет, асфальт никуда не сползает. По всем параметрам Smart заточен под москвича: машина длиной 2,8 метра, которая съедает всего 4,7 литра бензина за сто километров. «Да лучше же только велосипед!» — ликовала я, стартовав с «Маяковской». Шанс пожалеть о своём решении мне представился через 700 метров — на площади Тверская Застава.

Говорят, что, подъезжая к ней, водители заранее открывают окна. Здесь сходится семь потоков машин, и в часы пик пересекать небольшую площадь можно и полтора часа. Ор всё это время стоит такой, что в домах на Бутырском Валу падают картины — усталые водители легко раздражаются. Не отключая, правда, инстинкт самосохранения: на внушительного мужчину на двухсотом Land Сruiser вряд ли наедут, даже если он станет поперёк и перегородит две с половиной полосы. Вдруг он не ограничится словами, а вылезет и оторвёт зеркала? История знает случаи.

А вот блондинке в очках можно запросто поставить на вид, что слишком медленно (или быстро) повернула (или остановилась). Женщина зеркала вряд ли оторвёт, да и машина маленькая. А раз маленькая — значит, скорее всего, купила сама, значит, если что, никто не вступится. Можно орать. На меня и орали, делом доказывая, что, несмотря на 2016 год и урбанизацию, до торжества практичности над возможностью выделиться (пусть и таким способом) нам ещё очень далеко. Чем меньше твоя машина — тем более ты бесправен. Поэтому одним из следующих подопытных был Jeep Wrangler Rubicon: я не люблю, когда на меня орут, и если от этого меня могут защитить 284 лошадиные силы, то почему бы не попробовать.

 

 

Судя по регулярным попыткам помочь мне покрутить руль, я не выгляжу человеком, который владеет искусством параллельной парковки

 

 

В ярко-красный «Рубикон» я влюбилась сразу: в чёткую геометрию линий, в то, как утробно урчит двигатель и с каким громким ржанием эта 2,5-тонная махина рвёт с места на светофоре. За рулём мне сразу захотелось за город, в снега, а лучше — в лето, чтобы снять крышу и гонять по бездорожью, потому что ездить на таком автомобиле на работу — чистое пораженчество, а также кредитка, залитая слезами: 17 литров на сто километров — это, знаете ли, больно.

Когда я впервые парковала этот огромный автомобиль во дворе — аккуратно и медленно, потому что в первый день за рулём новой машины ещё плохо чувствуешь габариты, — молодые вейперы бросили вейпить на детской площадке и пришли посмотреть, что со мной будет дальше. «Рубикон», определённо, не выглядел как авто, которое поместится на густонаселённой бесплатной парковке, да и не проектировался для этих целей: у него нет ни камер, ни парктроников. Короче, можешь — паркуйся, боишься — езжай на охраняемую парковку, с учётом цены в 2000 рублей за ночь там легко запаркуется даже БелАЗ.

Судя по регулярным попыткам помочь мне покрутить руль, я не выгляжу человеком, который владеет искусством параллельной парковки. Сюрприз — стереотипы обманчивы. Восемь лет назад, когда я только купила себе первую машину, меня учил парковаться друг: как правильно поворачивать голову назад, как ориентироваться по зеркалам. А если я смотрела не туда, сообщал: «Всё. Ты только что задавила пятилетнего мальчика. Ты отвлеклась, а он маленький — и ты его не увидела». Я почти рыдала, говорила, что он надо мной издевается — так, в общем, и было, — но в целом понимала, что он прав. Ситуации на дороге бывают разными, парковать машину задом действительно не всегда просто, но благодаря многочасовым тренировкам с участием «пятилетнего мальчика» у меня с этим нет проблем. А на «Рубиконе» с боковыми зеркалами размером с трюмо — тем более.

На этом джипе вообще ни с чем не было проблем: на нём, в отличие от большинства седанов, не чувствовалось, что ты случайно наехала на пивную крышечку или «лежачего полицейского», сцепление с дорогой не заставляло волноваться даже во время поездки из аэропорта Домодедово во внезапный снегопад. Участники движения деликатно пропускали ярко-красный внедорожник. Больше всего мне нравилось, когда пропустивший аккуратно обруливал джип и видел за рулём меня. Судя по выражению лица водителя, он явно читал автомобильные сайты — на них «Рубикон» называют «брутальным самцом» и «автомобилем с мужским характером». «Рубикон» действительно брутален: например, двери на навесных петлях можно было открыть, только нажав на кнопку. А закрыть — только хлопнув, как дверью холодильника. Как следует. Если джип в этот момент грязный — тебя тоже можно сдавать в стирку.

 

 

Даже таксист, который везёт тебя за твои же деньги, запросто может начать рассуждать
о том, что «бабы — причины всех аварий»

 

 

История с большими машинами оказалась захватывающей: поездок в условную булочную оказалось мало и я обследовала на внедорожниках Подмосковье, съездила в Питер и на автопробег в Европу. Туда меня и ещё одну журналистку пригласили в качестве редакторов женских изданий — видимо, на контрасте, потому что остальные участники представляли профильные журналы и были мужчинами. Из Австрии в Польшу мы ехали на новых Ford Kuga. Автобаны оказались чистым восторгом: при разрешённой скорости в 140 км/ч поток шёл уверенные 160 и наконец-то появилась возможность проверить — действительно ли кроссовер в состоянии разогнаться до сотни за десять секунд. Действительно.

Новенькие «Куги» несколько месяцев путешествовали между греческими Салониками и мысом Нордкап в Норвегии. Журналисты менялись на каждом отрезке пути, единственным постоянным звеном оставались норвежские документалисты, которые снимали о путешествии фильм. Увидев девичий экипаж — 500 километров за рулём мы поделили с коллегой Ульяной, — они пришли в восторг и тут же установили нам в салоне видеорегистратор. Попросили просто включить его, когда захотим, потому что «девчонки за рулём — это круто».

Впрочем, в отношения между водителями на дорогах Европы гендер особо не вмешивается: тут важно только то, как ты водишь. Заблудившись в пригороде Вены, я попыталась выехать обратно на автобан — помешала мужчине на BMW, он укоризненно покачал головой и кивнул, пропуская: мол, езжай от греха. В зеркальной ситуации у метро «Октябрьское Поле» я, не нарушив ни единого правила, просто решила пропустить мужчину, выворачивавшего навстречу. Он открыл окно и заорал: «Не тупи!»

Да, я знаю, что вежливые, спокойные и готовые помочь водители есть везде, и неважно, на чём они ездят. Однажды мой старый мелкий «Ситроен» замёрз на 27-градусном морозе: это было зимой 2011 года, когда я была начинающим водителем, я помыла машину и поехала на ней в гости. За те полчаса, что я пила чай, автомобиль окончательно промёрз. С громким чпоком открыл дверь — дверь больше не закрылась, двигатель не завёлся. Я решила, что лучше замёрзну к чёртовой матери, но машину не брошу, а проезжавший мимо молодой человек на Porsche — что мне нужна помощь. Нашёл таксиста с «крокодилами» и договорился, чтобы тот реанимировал оледеневшего француза. Просто помог, без намёков и «ох уж эти женщины».

Но я знаю и то, что это не единичный, но редкий случай. Куда чаще автомобилисткам достаётся совсем другое внимание — от унижения до навязчивых комплиментов. Даже таксист, который везёт тебя за твои же деньги, запросто может начать рассуждать о том, что «бабы — причины всех аварий», а успехи женщины за рулём вызывают неподдельное удивление.

 

 

Красный цвет и возможность крутого селфи в салоне, если вы понимаете, о чём я, при выборе автомобиля — не в первой и даже не во второй десятке

 

 

Решив окончательно проверить на прочность эти устои, я взяла на тест-драйв Jeep Grand Cherokee Overland — машину, которую автомобильные сайты однозначно признают «мужской». Этот джип считается одним из символов лихих 90-х: «бандитская» тачка, трёхлитровый двигатель и стартовая цена в 2,9 миллиона рублей. Если честно, перед тестом хотела купить мастерку (в 90-х не было слов «худи» или «толстовка»!) «Адидас» и включить «Who Let the Dogs out». Не сложилось, но и без атрибутики с высоты этой подвески и бежевого кресла из мягкой кожи можно запросто править если не миром, то Третьим кольцом так точно. Характеристики «Оверленда», определённо, выглядят агрессивно, но «наезжать» на нём просто не на кого — перед этим серо-чёрным красавцем пасовали абсолютно все, кроме, разве что, владельцев BMW X6, которым, как известно, сам чёрт не брат.

Кстати, внутри джип куда более мягок: эргономика салона продумана настолько тщательно, что нет никаких шансов приехать домой с больной спиной, даже простояв в пробке четыре часа подряд: сиденья регулируются во всех плоскостях, руль — по наклону и вылету. Пожалуй, на данный момент это мой самый любимый автомобиль: он внушительный, мощный и красивый, у него есть даже панорамная крыша. «Вы у него — первая женщина, — сказали мне в пресс-парке, выдавая ключи. — А с этой крышей можно сделать отличные фотографии». 

А дело ведь не в фотографиях. Дело в том, что я, может быть, тоже хочу послушать про характеристики, а не про характер: без затей — объём, расход, разгон. Они же у всех тачек одинаковые, нет никаких «мужских» и «женских», они просто делятся на классы, а выбирают их по потребностям: нужно ездить за город — берут джип, нужно парковаться в центре — маленький хетчбэк, большая семья — минивэн. Красный цвет и возможность крутого селфи в салоне, если вы понимаете, о чём я, при выборе автомобиля — не в первой и даже не во второй десятке.

Кстати, отличных фотографий у меня не получилось, погода подкачала, пришлось описывать словами. Когда я рассыпалась в восторгах насчёт характеристик «Оверленда» знакомому автожурналисту, он задумчиво посмотрел на меня и сказал: «Всё-таки зря на европейские тест-драйвы возят одних типа профессионалов. Надо возить лохов — тогда про тачки будут читать люди». Что ж, когда-нибудь, надеюсь, таких, как я, перестанут считать лохами — даже за рулём FIAT 500, а не Fullback.

фотографии: Jeep, личный архив

 

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться