Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Эксперимент«Форс-мажор»:
Пары обсуждают фильм
о семейном кризисе

Три пары смотрят фильм о внезапном сломе гендерных ролей и делятся впечатлениями

«Форс-мажор»: 
Пары обсуждают фильм 
о семейном кризисе — Эксперимент на Wonderzine

В российский прокат вышел один из лучших фильмов прошлого года — «Форс-мажор» Рубена Эстлунда, взявший приз жюри в каннской программе «Особый взгляд». Это история образцово-показательной семейной пары, отправившейся на горнолыжный курорт и внезапно попавшей в экстремальную ситуацию.

«Форс-мажор» ставит под вопрос привычные роли в семье, предлагает задуматься о концепции маскулинности и традиционных ожиданиях от партнера. Помимо всего прочего, это просто очень талантливое и красивое кино с высоким градусом иронии, которое можно смотреть и как увлекательный жизненный сюжет «симпатичные люди едут на каникулы, и что-то идет не так». Мы попросили посмотреть фильм и поделиться своими размышлениями три разные пары: семью без детей, семью с детьми и пару, которая начала встречаться не так давно.

 

 

Екатерина Биргер и Георгий Биргер

Вместе 9 лет

В «Форс-мажоре» поднимается сверхактуальная проблема — насколько сильно в наше сознание въелись стереотипные представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины. Когда главный герой (муж и отец двух детей), завидев лавину, бросается наутек вместо того, чтобы помочь членам семьи, это вызывает недоумение и даже презрение. Нам с детства вбивают в голову, что мужчины должны быть храбрыми, сильными, стойкими, а тут герой — сплошное разочарование. Он трусит, отказывается признавать свою вину, а потом еще и ревет белугой, так что жене и детям приходится его успокаивать. Смотришь и по инерции думаешь: вот же мудак. И только потом осознаёшь, что вообще-то не совсем мудак — просто обычный человек со своими слабостями. В зеркальной ситуации в финале, когда жена паникует и выбегает из автобуса с водителем-камикадзе за рулем, а вся семья остается внутри, острых претензий к героине не возникает.

Отдельно занятно наблюдать за тем, как проблематику фильма раскрывают истории второстепенных персонажей. Вот друг семьи приехал в горы отдыхать с молодой подружкой, оставив детей от первого брака с экс-супругой, — и это нормальная ситуация. А вот женщина приехала на уик-энд с молодым любовником, бросив свою семью, — и брови окружающих неодобрительно полезли на лоб. В фильме рушатся архаичные паттерны поведения мужчин и женщин, герои меняются ролями, а зрители инстинктивно приходят от увиденного в ужас. Тем интереснее проверять себя и свою реакцию. Другое дело, что можно сколько угодно выступать моральным компасом, но, очевидно, в жизни бывает всякое и нельзя быть в уверенным в том, что ты всегда будешь оправдывать надежды партнера, а он — твои. Главное — иметь силы понять и простить. А лучше, как бы лицемерно это ни звучало, просто не попадать в такие истории, как у героев «Форс-мажора». Потому что, согласно статистике, большинство пар, переживших чрезвычайные ситуации, впоследствии разводится.

Для меня «Форс-мажор» — это в первую очередь фильм о гендере. О том, какие права и обязанности по умолчанию накладывает на человека наличие или отсутствие пениса при рождении, какая это на самом деле глупость и как, даже осознавая эту глупость, люди еще не готовы на самом деле ей противостоять. Эстлунду удалось очень точно запечатлеть момент в нашем времени, когда психология совершила резкий скачок, а само общество еще за ним не успело. Он моделирует ситуацию, в которой в опасный момент мужик в семье ведет себя «не как мужик». И даже имея прокачанного по психологии друга, объясняющего, что все мы люди, а поведение в непредвиденных ситуациях непредсказуемо, инстинкты неконтролируемы и гендерные стереотипы неправильны, глава семьи всё равно не готов согласиться с тем, что он «не мужик». Мало того, сам друг-психолог тоже, оказывается, внутренне не готов со стереотипом распрощаться, и когда его девушка предполагает, что он поступил бы так же, тот обижается.

Женщина, в свою очередь, тоже не готова к тому, что у нее нет мужчины-защитника, она паникует, под ее ногами пропадает твердая почва негласного, но общепринятого договора, заключаемого при браке, согласно которому она покорно растит детей и потакает мужу, взамен получая надежность и стабильность. И единственным выходом из ситуации оказывается не пересмотр этого договора, что нам подсказывает современная продвинутая идеология, а прикрытие его неказистыми заплатками вроде «женской хитрости» или воинственной мужественности. Это вопрос интерпретации, но я абсолютно уверен, что сцена, где жена теряется в лесу, была ею разыграна, а мужественность отыгрывается не только в виде тропа со спасенной красавицей в руках, но и в виде запредельно смешной и бесспорно гениальной сцены с орущими мужиками-викингами на попойке.

Что самое интересное тут и что как раз внушает надежду на перемены — Эстлунду в финале хорошо удается напомнить, что все-таки стандарты гендерного поведения хоть и лежат глубоко внутри нас, но инстинкты (например бежать от опасности без оглядки и не думая ни о чём другом) все-таки древнее, так что научиться с ними жить человечеству будет, наверное, проще, чем пытаться сохранить старомодные условности.

 

Алёна Бочарова и Кирилл Сорокин

Вместе 6 лет, дочери 4 года

Люблю фильмы Рубена Эстлунда за отсутствие в них морализаторства и за то, что он оставляет столько открытых для прочтения моментов, что обсуждать их можно бесконечно. Мы после показа обсуждали, одобряет ли Эстлунд сексуально озабоченную шведку или разведенного школьного друга? Потому что в них гораздо больше какой-то психологической глубины как в персонажах. Или что означало признание главного героя его ребенку, что он курит? Что он курил до этого и скрывал, но ситуация настолько развинтилась, что почему бы и не сказать «да» на вопрос, на который он раньше твердо отвечал «нет», раз уж у него в руках сигарета?

А вообще это довольно смешной фильм, в котором сложно себя ассоциировать с кем-то из героев, потому что все они в той или иной степени ходячие стереотипы. Двадцатилетка, приехавшая на курорт с мужчиной вдвое старше и рассказывающая женатикам о том, как она пыталась устроиться на работу в бар, мать и жена, жизнь которой вертится вокруг семьи, а ее личный отдых подстроен под рабочий график мужа, самоуверенная женщина, жонглирующая семейной жизнью и краткосрочными романами на отдыхе. Если честно, по-моему классно, чтобы женщина за свою жизнь побывала во всех этих ролях, я так твердо считаю. А что до основного конфликта, то что тут сказать: сексом больше заниматься надо, а не в трусах по коридору бегать.

Я вообще очень люблю Эстлунда и его предыдущий фильм «Игра» пересматривал только в кино два раза. В «Туристе» — а это оригинальное название «Форс-мажора», которое, по-моему, в гораздо большей степени передает столкновение безмятежной курортной цивилизации с бытовым экстримом — разворачивается похожая история. О которой, так или иначе, хоть раз думает каждый и с которой дико сложно себя идентифицировать. Но лично для меня это было трудно еще и из-за фигуры главного героя — он все-таки с первых кадров очевидно предстает чванливым, эгоистичным хмырем, который не то чтобы претерпевает какие-либо разительные трансформации по ходу фильма. 

Это, конечно, великий фильм про силу риторических модуляций, которые всегда проскакивают в отношениях — когда из какой-то, условно говоря, мелочи вроде разбросанных вещей или невымытой посуды может разрастись вселенская драма, затрагивающая очень глобальные вещи. И происходит это именно за счет подобных риторических допущений. Конечно, понимаешь, что у героев еще до центрального инцидента были проблемы. Например, когда муж смотрит в телефон, а жена его спрашивает, что, мол, в телефон пялишься, а он не отрываясь отвечает: «Нет». При этом фильм остается открытым для интерпретаций. Ближе к развязке есть эпизод, когда жена куда-то пропадает на спуске. Куда она делась? Просто отстала? Специально решила инсценировать эту ситуацию, чтобы психологически уравнять их и исчерпать проблему?

Но самый мощный момент лично для меня происходит в конце — финал с автобусом, когда после летящих панорам с подъемника ты конкретно ухаешь в яму на краю обрыва. И вот лично мне в этот момент впервые стало по-настоящему страшновато. А затем, после кажущегося триумфа здравомыслия, накатывает осознание, что вместо того, чтобы идти пешком в гору, ты мог бы сидеть спокойно в автобусе. Хотя я, как неисправимый аэрофоб, прокручиваю такие ситуации в голове примерно перед каждым вторым полетом.

 

Анастасия Тихонова и Люк Родилоссо

Вместе 4 месяца

Удивительно, как кино без единого однозначно симпатичного героя может держать зеркало напротив зрителя. Лично у меня к концу не осталось сил на осуждение ни одной из сторон. Конечно, классно во время просмотра держать бойфренда за руку, улыбаться и говорить о том, что он бы не поступил как главный герой, а я бы точно не вела себя как его жена и мы бы уж точно во всём разобрались. Ну а чёрт его знает, на самом деле. Мне подумалось о том, что главное в любой семье — это то, как работает служба ремонта при форс-мажоре и хочет ли она работать, иначе любая красивая история превращается в бегство от ответственности. Концовка фильма прекрасна. Я даже решила, что водителю автобуса заплатили друзья, чтобы реабилитироваться. А еще я решила, что у героев фильма всё будет ок — они явно друг друга стоят.

Центральный вопрос фильма — насколько важной для самой структуры семьи является готовность и способность отца на инстинктивном уровне проявлять свою преданность безопасности близких. Насколько серьезно должен восприниматься глубинный символизм, заключенный в ситуации, которая вроде бы не подразумевает сколь-либо решающих последствий. Лично у меня был перед глазами пример отважной и преданной матери, которая воспитывала меня одна, а также слабого и отсутствующего отца — так что для меня естественно занимать женскую сторону с ее потребностью заботиться и оберегать.

Нас с моей девушкой сплотило то, что я полностью и безоговорочно готов защищать наших будущих детей. Это стало для нас очевидно позитивным выводом, к которому мы пришли, столкнувшись с провокацией, лежащей в основе фильма. Разумеется, фильм может вызвать или выявить разногласия в парах по этому вопросу и в этом заключается его нарративная мощь. Он способен безжалостно вскрыть глубинные расхождения во взглядах двух людей — настолько, что они буквально начнут отстраняться друг от друга, сидя на диване перед экраном. И это признак блестящей работы.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться