Хороший вопрос«Праздничного настроения нет»: Как
в Украине отмечают Новый год без света
и под обстрелами
Как быть, когда твою страну бомбят даже накануне праздника
29 декабря, за два дня до Нового года, российские войска в очередной раз провели массированную ракетную атаку украинских городов. Ракеты и дроны-камикадзе повредили 28 объектов инфраструктуры в 10 областях и стали причиной новых веерных отключений электроэнергии в городах. Тем не менее украинки и украинцы продолжают запасаться продуктами, покупать подарки и готовить наряды к Новому году. Wonderzine узнал, как именно они собираются встречать 2023 год в условиях блэкаута, регулярных обстрелов и непрекращающейся войны.
Текст: Александр Мангуш
Татьяна Грисюк
28 лет, бренд-стратег
Новый год я буду встречать дома, в Киеве. С началом полномасштабной войны мне пришлось переехать в Польшу, но я часто приезжаю домой. В Киеве осталась часть моей семьи и любимая работа, которой я уже почти год занимаюсь удалённо.
24 февраля я проснулась в 4:40 от звука взрывов. Я живу на левом берегу, и из окна моей квартиры видно весь правый берег Киева. Мне казалось, что горит Киево-Печерская лавра, Верховная рада, кабинет министров, что огнём охвачено полгорода.
Я приняла решение уезжать, но нужно было спасти всех родственников. Так я застряла в Киевской области, где впервые встретила колонну российских танков с буквами V на борту, которые двигались в сторону Гостомеля. Тогда они ещё не расстреливали мирных, поэтому мне повезло. Уехать удалось лишь с третьего раза, через поля и сёла. Это было очень рискованно, но на основных трассах было ещё опаснее.
Первые два месяца я провела во Львовской области, где я встретилась с подругой. Там мы начали заниматься волонтёрством. Мы возили и отправляли гуманитарные грузы из Европы для бомбоубежищ Харькова, Запорожья и Киева. В мае я морально иссякла и уехала в Австрию, где находится главный офис компании, в которой я работаю. Позже переехала в Варшаву, ближе к дому. Сейчас я живу две недели в Украине, две недели — в Польше.
К отсутствию электричества я быстро адаптировалась. Если раньше в темноте, с контурной подсветкой, я вообще ничего не видела, то сейчас мне вполне достаточно одной свечки на всю квартиру. Единственное, что смущает в такие моменты, — это отсутствие связи и интернета. В таких условиях я не могу работать, график и так приходится адаптировать под включения [электроэнергии]. Если есть свет в пять утра, то я работаю в пять утра, если в два ночи — работаю в два ночи. К остальному привыкаешь. Живу я на седьмом этаже, напора воды достаточно, и она практически всегда есть. Если её нет, то я могу поехать к друзьям. Так же и они ко мне приезжают, если воду отключают у них.
Праздничного настроения нет. Более того, у меня даже нет ощущения, что этот год заканчивается. Отсутствие электричества на праздники меня не пугает, главное, чтобы была хорошая компания. В новогоднюю ночь, конечно, хотелось бы, чтобы свет был, ведь это будет напоминанием, что наша ПВО хорошо работает и мы под защитой нашей армии. Я максимально благодарна ВСУ за то, что могу отмечать Новый год дома с моими близкими. Всё это благодаря тому, что кто-то его отмечает на линии фронта.
К слову в прошлом году я загадывала желание пожить в Европе полгода. Сейчас понимаю, что желания нужно загадывать более детально.
Елена Катрич
25 лет, преподавательница, сотрудница Международного валютного фонда
Я буду праздновать Новый год, уже нарядила ёлку и украсила дом. Считаю, что нельзя позволить оркам забрать у нас этот праздник.
С 24 февраля я ни на один день не уезжала из родного Киева. Войну встретила относительно спокойно, если можно так выразиться. Мы собрали всю семью у нас дома. Изначально, конечно, была небольшая растерянность и страх, но я не могла и не могу по сей день оставить свою семью и любимого человека. Ведь с кем, как не с близкими, проще всего проходить такие испытания? Второй вопрос — почему я должна покидать свой дом?
Ситуация с электричеством приносит много дискомфорта. Но основное — это невозможность работать. Приходится искать какие-то заведения, где есть генератор. При этом не везде от генератора работают розетки и роутер. А при отсутствии света нет интернета и связи.
В моей квартире есть только одно место, где без электричества ловит связь, — это горшок из-под цветка на подоконнике спальной комнаты. Не знаю, как это работает, но я оставляю телефон в нём, чтобы получить уведомления. И если вижу что-то важное, какое-то сообщение или письмо на почту, то выхожу на улицу искать связь.
Новый год я буду отмечать со своим молодым человеком, в компании друзей. Готовиться мы начали за пару дней, но праздничного настроения нет ни у кого из нас. Надеюсь, что электричество будет, так как есть традиционные блюда, которые надо приготовить. Если всё-таки будут отключения, то мы закажем еду.
Многие мои знакомые говорят, что отмечать какие-то праздники во время войны неэтично. Я же считаю, что праздновать надо, но в меру. Без пьянок, громкой музыки и фейерверков, конечно. Но людям хочется праздника. Лично мне важно подарить этот праздник своим близким и родным.
Ольга Троценко
49 лет, сотрудница IT-компании
Война застала меня на работе. Сначала я даже не поверила, что это случилось. В первый же день мой муж пошёл в военкомат, а меня забрали дети. Вместе мы выехали в Карпаты, в западную часть Украины. Вернулись домой лишь через несколько месяцев.
Из основных неудобств без электричества я бы отметила то, что ты не знаешь, когда именно отключится свет. У нас электрическая плита, и без электричества не получится даже детей покормить. Также пропадает связь. Она или очень плохая, или вообще её нет. Нельзя даже посмотреть какую-то информацию в интернете, что творится в городе во время очередной российской атаки. В это время очень хочется держать связь с родными. Понимать, всё ли у них в порядке, в безопасности ли дети, здоров ли муж.
Праздничного настроения у меня нет. Впрочем, это, можно сказать, традиция. Не первый год, как я не ощущаю праздника.
Я буду праздновать Новый год в кругу семьи, с детьми, внуками и мужем. Сейчас он находится на войне, но на праздники ему должны дать увольнение [из расположения части].
Отмечать ли Новый год — выбор каждого. Но я считаю, что не очень хорошо с моральной точки зрения праздновать с песнями, танцами, кучей гостей… Всё-таки в стране война. Думаю, правильнее будет сесть за стол с семьёй, обменяться подарками под ёлочкой, вспомнить хорошие моменты, которые проводили вместе, поздравить друзей и родню по телефону. Жизнь продолжается, надо жить дальше и подстраиваться под реалии, чтобы пережить трудное время. А также надеяться и верить, что скоро всё будет хорошо и мы наконец-то отметим нашу победу.
Владислава Костенко
26 лет, безработная
Когда началась война, я выехала из столицы в Киевскую область. Мне казалось, что там будет безопаснее. Первые месяцы я провела за городом со своей семьёй. Позже вернулась в Киев к своему парню. Выезжать я не хотела и сейчас тоже не хочу. У меня здесь отец, парень, брат. Оставлять их я не собираюсь.
Без электричества я, честно говоря, сильно страдаю. В моём доме есть такая особенность: у всех соседей стоят бойлеры, так что, если нет электроэнергии, нет и горячей воды. Помыться в тёплой воде при свете для меня стало уже большой радостью и достижением.
С работой тоже проблемы. На последнем месте работы, где я работала удалённо, отсутствие электричества плохо отразилось на моём KPI. Это послужило причиной моего увольнения.
Новый год буду встречать со своим молодым человеком. Недавно мы купили газовую горелку со сменными баллонами. Это туристический аксессуар, но в Украине они стали популярными в последнее время. Если 31-го числа снова не будет электричества, то придётся совершенствоваться в кулинарном деле в полевых условиях, так сказать.
Так как я временно безработная, настроение у меня есть всегда. Даже без праздников. Вообще, я привыкла праздновать очень ярко: в больших и шумных компаниях, с музыкой и танцами. Но в этом году я просто хочу быть рядом с любимым человеком и своей семьёй. Сам процесс подготовки к празднику мне понравился, он действительно помогает не сойти с ума.
Зоряна Луцешич
53 года, проректор Киевского национального университета им. Т. Шевченко
Когда началась война, я со своей семьёй была в Тернополе. Из вещей у нас был лишь маленький чемодан, который мы брали с собой на несколько дней. Всё случилось очень неожиданно. Первое время мы не знали, что делать и как правильно поступить. Но вскоре вернулись в Киев, так как нужно было на работу, в университет.
За время войны я несколько раз выезжала в Польшу во время обострений военных действий и из-за ракетных ударов. Но каждый раз я возвращалась, потому что не могу без своей родной земли.
Главное, что приносит дискомфорт с веерными отключениями электричества, — это отсутствие возможности нормально работать. Зима, темнеет рано, в университете, как и во всём городе, периодически отключают электричество, поэтому очень сложно исполнять свои обязанности.
На Новый год мы едем в Тернополь, в мой родной город. Отмечать будем с семьёй. Традиции у нас не изменились, там есть газовая плита, которая работает без электричества. Новогодний стол накроем, всё приготовим. Даже если придётся посидеть при свечах, то не вижу в этом проблемы.
Что касается новогоднего настроения: его нет. Но всеми силами хочется подарить его близким, а особенно дочери. Праздновать нужно, но без громких гуляний. В семейном кругу. Считаю, что если наши ребята на передовой не падают духом, то и мы не можем себе этого позволить.
фотографии: Space Kale — stock.adobe.com, vladimir18 — stock.adobe.com (1, 2)