Хороший вопрос«Пугают даже беременные животные»: Истории людей с гравидофобией
«Будто живот раздуло от болезни»
Гравидофобия — это навязчивый страх забеременеть или как-либо столкнуться с беременностью: увидеть на улице, на фотографии, в некоторых случаях бывает сложно даже обсуждать эту тему. Мы поговорили с людьми, которые испытывают неприязнь ко всему, что связано с процессом беременности, даже если рационально понимают, что такая реакция не оправданна, и не испытывают негативных эмоций к беременным.
Полина
Страх беременности был со мной всегда. Ещё в детском саду и младшей школе я чувствовала дискомфорт от игр в дочки-матери, где беременность почему-то была обязательным этапом. Но осознание, что это не просто неприятные ощущения, а полноценная фобия, пришло в пятом классе, когда мама сообщила о том, что беременна. Вместо радости я почувствовала страх и отвращение невероятной силы. Даже сейчас помню, как хотелось вывернуться наизнанку от волны негатива, которая на меня нахлынула.
Фобия у меня, похоже, выкручена на максимум — даже сейчас рассказываю и хочется сходить в душ, смыть с себя эти ощущения. Мне невыносимо даже думать о беременности, мои самые страшные кошмары — именно об этом. А однажды, когда я увидела беременную женщину на пляже, мне стало физически плохо. Меня пугают даже беременные животные — да, всё настолько плохо. Страх проявляется как в виде лёгкой паники, отвращения и ещё моря отрицательных эмоций, так и физически — повышается сердцебиение, слегка кружится голова, может начаться тошнота.
Этот страх влияет на мою жизнь во многих аспектах. В первую очередь я, естественно, никогда не забеременею. Если это произойдёт случайно, боюсь, что даже не доеду до медклиники, чтобы сделать аборт. От ужаса просто расшибусь в лепёшку ещё дома. Когда я вижу беременных, мне становится физически плохо, и, естественно, я стараюсь это скрыть — не хочу обидеть посторонних людей, они ведь не виноваты в моей фобии. А попытки спрятать свои чувства спонсируют тысячу и одну неловкую ситуацию с моим участием. Ну и от каждого поднятия темы беременности — в разговоре или в случайном видео в тиктоке — мне приходится какое-то время отходить.
Я осознаю, что, в сущности, в беременности нет ничего плохого. Да, это в какой-то степени наносит наносит вред организму, но увы — такова плата за возможность стать матерью. И каждая женщина вправе решать, готова она на этот шаг или нет. Прошу понять: я не монстр, который за что-то ненавидит всех беременных. Напротив, я искренне рада за тех женщин, чья беременность действительно желанна, и желаю им только счастья. Моя фобия не влияла и не влияет на отношение к людям.
Впервые я обсуждала эту тему со своим парнем, и то поверхностно — упомянула в ходе разговора о том, почему не хочу детей. К счастью, он воспринял это абсолютно спокойно и поддержал меня. Наверное, вторым в жизни обсуждением фобии можно назвать мой твит на эту тему. Он очень сильно разлетелся, и я поняла, что не одинока. Поддержка извне помогает понять, что я не ненормальная, моя фобия не делает меня плохим человеком и всегда найдутся те, кто поймут и поддержат. Кстати, под тот разлетевшийся твит пришло несколько беременных женщин. И они, вопреки всем ожиданиям, поддержали меня, за что я очень им благодарна.
Мне бы очень хотелось перебороть этот страх, но, к сожалению, я не знаю, как это сделать. Недавно начала думать над тем, чтобы записаться к психологу конкретно ради избавления от этой фобии. Я хочу спокойно сидеть рядом с беременными, поддерживать разговоры на эту тему и смотреть видео, в которых упоминают беременность. Женщинам в этом положении зачастую очень тяжело, и я не хочу быть ещё одним человеком, который может их задеть.
Екатерина
Ещё лет в пятнадцать я задумалась о беременности и поняла, что эти мысли вызывают у меня ужас. Когда мне было около двадцати, я узнала, каким было моё собственное рождение: черепно-мозговая травма, повреждённая ЦНС, свёрнутая шея и позвоночник. У матери были все показания для кесарева, но в роддоме решили, что естественные роды — отличный вариант. Чудо, что у меня нет инвалидности, но здоровье, конечно, всё равно подорвано.
Сейчас я просто испытываю неприязнь к беременности — некомфортно смотреть на голые животы. Раньше, когда у меня ещё были отношения с мужчинами, мне часто снились кошмары. Причём снились ещё полтора года с момента последнего сексуального контакта с мужчиной. На вопрос «А когда дети?» я могла полчаса эмоционально распинаться о том, почему это плохой вопрос. Однажды даже поругалась с отцом. Ну, как поругалась — отчитала его так, что он молча выбежал из моей квартиры. Имел глупость сказать, что я зря боюсь и преувеличиваю, ведь беременность — это естественно, а значит, легко и безопасно. Сейчас я спокойно шучу на эту тему, а тогда страх был настолько сильным, что я реагировала очень бурно.
Был момент, когда по мне проехались гормоны: полгода-год я думала, что ОЧЕНЬ хочу ребёнка. Но даже тогда именно беременность выскользнула из восприятия, о ней я не думала вообще. Не потому что это незначительная ерунда, а потому что эти мысли словно были заблокированы.
Объективно беременность — это удивительно. Меня поражает то, как внутри человека вырастает целый отдельный орган (плацента), как формируется плод, все эти процессы. Но это же меня и отталкивает: я много знаю о беременности, знаю про то, что происходит с организмом, как плод влияет на здоровье, как организм матери воспринимает его (как нечто чужеродное, отсюда, как предполагают, и берётся токсикоз). Знаю про диабет беременных, который может остаться и после родов.
Роды поражают меня в негативном смысле. Не столько сами по себе, сколько то, как их проводят современные российские акушер_ки. Возможно, если бы в нашей культуре к женщине относились не как к куску мяса и инкубатору, рождение детей меня бы не так сильно отталкивало. В общем, головой я понимаю, что так-то проблема не в самом процессе, а в том, как всё это подаётся обществом. Меня жутко злит, что такой сложный процесс, требующий массы внимания, упрощают до «все рожают, поэтому мы не будем париться, изучать, создавать хорошие условия и продолжим калечить рожениц и младенцев из-за своей глупости и равнодушия».
Я много с кем обсуждала эту тему. С родственниками это тупик, а вот с подругами и знакомыми получаются интересные разговоры. Большинство девушек меня понимает, даже если не поддерживает. На терапии не обсуждала, потому что мне беременность больше не грозит и страх никак не мешает — кошмаров давно нет, а животы беременных без одежды просто так нигде не увидишь.
Детей я не хочу, рожать не планирую. Но точно знаю, что если развивать соответствующую часть медицины, то людей с подобным страхом станет меньше. Ну и, разумеется, нужно выдавить из общества обесценивание женских проблем и привычку говорить «родишь — и всё пройдёт» на любую проблему. Мне вот несколько раз говорили: «Просто нужно родить, тогда не будет времени на ерунду». Ерунда — это моя многолетняя тяжёлая депрессия, если что. Разумеется, подобные комментарии только прибавляют злости и отторжения.
Даша
Я чувствую отвращение к беременности. Не к женщинам и детям, а самому состоянию и виду вздутого круглого живота. Он кажется мне болезненным и неестественным, будто живот раздуло от болезни. В принципе, подобные ощущения у меня вызывают любые увеличенные в размере конечности или громадные опухоли. А ещё вид раздутых, наполненных кровью клещей.
Я просто стараюсь не смотреть на животы, не трогать, боюсь сама быть беременной. Хочу детей, но не знаю, как буду преодолевать этот страх. Думаю, если живот будет не слишком большой, мне будет не так противно. Но как я буду реагировать на шевеления внутри меня, это вопрос.
Когда мама была беременна во второй раз, это совпало с моим подростковым периодом (бунт гормонов, максимализм), и мы очень часто ругались, она была агрессивной. В тот период беременность казалась мне особенно мерзким процессом. Эволюция во многом подгадила человекам: менструальный цикл, роды и беременность у хомо сапиенс самые тяжёлые из всех млекопитающих, на мой взгляд. Поэтому к беременным и младенцам стоит относиться чутко и внимательно. К слову, к беременности животных у меня нет такого сильного отвращения или страха. Хотя в целом меня пугает мысль о том, что в организме растёт кто-то другой, ещё и шевелится… У меня сразу ассоциации с паразитами или с тератомой.
Я хотела бы побороть этот страх. Он иррационален и во многом вызван просто неприятными ассоциациями или, может быть, психотравмой — не знаю. От таких вещей в принципе хорошо избавляться. Если вдруг со мной рядом окажется беременная женщина и ей нужна будет помощь, а меня вдруг триггернёт и я не смогу помочь, будет хреново. И сама я могу забеременеть. Боюсь, что тогда у меня могут начаться панические атаки на этот счёт. Я и так ими страдаю, а тут такое особенное состояние.
София
Не могу вспомнить момент, когда появился именно страх, но неприязнь началась ещё в подростковом возрасте. Вероятно, из-за установки старшего поколения, что вот вырастешь, родишь ребёнка и всё будет хорошо. Мне тяжело принять и понять эту мысль — сейчас я не хочу детей и вряд ли захочу.
Пару раз мне снилось, что я забеременела, и это были самые страшные сны. Всё размывалось в абсолютное отчаяние, и когда я просыпалась, то была счастлива (действительно счастлива), что это неправда, не моя реальность. Мне сложно представить себя беременной и даже думать об этом тяжело — начинает почти что тошнить. Для меня ребёнок внутри как паразит, который растёт и высасывает все силы, витамины и кровь. Я боюсь изменений в теле, мышлении, проблем со здоровьем и того, как изменится отношение других ко мне: как будто я больше не буду считаться личностью, самой собой. Но это не касается остальных беременных. То есть я думаю: «Ну ок, беременна она и беременна, бывает». И всё.
К счастью, фобия никак не влияет на мою жизнь, если не считать споры с мамой или другими родственниками о том, что беременность мне совсем не в радость, и даже говорить об этом с ними я не хочу. Ощущается, словно меня видят насквозь в физическом плане, будто просовывают руку внутрь меня и ощупывают все органы. Словно матка не моя, а общая и это касается абсолютно всех. Все могут решать за меня, что и как лучше.
В целом я отношусь к беременности нормально, обычно. То есть я знаю, что это сложный процесс, что женщинам в этот период тяжело во всех смыслах: физически, эмоционально, ментально и нужна поддержка от близких людей, есть риски осложнений и прочего, к этому нужно готовиться.
С подругами мне комфортнее обсуждать тему. Мама говорила, что это всё глупости, а с сёстрами почему-то неловко, хотя мы близки и им я могу рассказать чуть больше. Подруги же меня понимают и во многом даже соглашаются. На психотерапии я совсем немного затрагивала этот страх, но мы быстро проскочили тему, потому что я чувствовала, что не хочу говорить об этом даже с терапевткой, пусть лучше останется при мне. Возможно, это потому, что она тоже относится к старшему поколению и пока что нет ощущения, что она сможет в полной мере меня понять.
Я не хочу перебороть свой страх, так как это не главная проблема в моей жизни. Да, это фобия, но её проработка сейчас не в приоритете. Если кому-то с такой же проблемой важно с ней разобраться, то стоит поговорить с тем, с кем комфортно, и обратиться за психологической помощью.
Юля
Страх появился, когда я подошла к «детородному» возрасту. Все окружающие стали заводить детей, а я — общаться с беременными девочками. Кроме того, люди стали твердить, что мне пора заводить детей. Я стала представлять себя беременной и осознала, что просто боюсь этого состояния. Все эти изменения в теле, надувающийся огромный живот, возможные последствия в виде проблем со здоровьем — мысли о беременности доводят меня до паники.
Иногда мне даже снились сны по теме: мол, я беременна и не знаю, что с этим делать. Я не могу смотреть на беременных женщин, вид их живота меня пугает. Начинает казаться, будто у меня болит свой, в голову приходят глупые мысли вроде: «Господи, он же сейчас лопнет!»
Страх не очень сильно влияет на мою жизнь. Если не считать того, что, хоть я постоянно предохраняюсь, я всё равно очень боюсь, что что-то пойдёт не так, что я смогу забеременеть. Иногда я не уверена, по какой именно причине я действительно не хочу детей: потому что хочу жить для себя или потому что меня на самом деле до ужаса пугает процесс родов и беременности.
Панических атак на этом фоне у меня не было — просто всегда есть неприятное чувство, когда я общаюсь с беременными. Заставляю себя не смотреть на их животы, не думать о том, как ребёнок там шевелится и как страшно это ощущается. Могут мурашки побежать, если я представлю детально.
Рационально я отношусь к деторождению как к неотъемлемой части жизни некоторых людей. Без этого человечество не сможет размножаться, за выбор иметь детей я никого не осуждаю. Пока просто не понимаю, стоит ли этот мучительный процесс затраченных усилий и здоровья.
Я обсуждала это со своим молодым человеком, с сестрой и мамой. Мама с сестрой посмеялись и сказали, что, как только ты видишь своего новорождённого ребёночка, страхи и мучения тут же забываются. Но мне непонятно, как такое можно просто взять и забыть. Думаю, им так же непонятен мой страх. Молодой человек сказал, что неудивительно, что я так боюсь — процесс не из приятных.
На данный момент я не хочу иметь детей, тем более пока ещё рано. В будущем, если мнение поменяется, страх будет представлять более серьёзную проблему. Возможно, тогда мне понадобится помощь специалиста.
ФОТОГРАФИИ: alexey_boldin — stock.adobe.com