. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопросСчастливый пельмень, веник и Щелкунчик: Женщины
о своих новогодних традициях

Воспоминания из детства и не только

Счастливый пельмень, веник и Щелкунчик: Женщины 
о своих новогодних традициях — Хороший вопрос на Wonderzine

Новый год — время традиций: мы катаемся на коньках, режем салаты, украшаем ёлку, смотрим праздничные фильмы и съедаем гору мандаринов. Следовать праздничным ритуалам приятно и часто не очень-то обременительно, они дарят нам воспоминания о детстве и настраивают на новогодний лад. Разумеется, у всех людей этот список свой: кто-то следует традициям с самого детства, а кто-то изобретает уже свои. Сегодня наши героини рассказывают о своих, делятся ощущениями и вспоминают, как эти ритуалы появились в их жизни.

Антон Данилов

Маша Солнцева

 У меня несколько новогодних традиций: самая старая — чтение отрывка из «Отверженных», когда Козетту забирают из дома, где её обижали, и дарят первую в её жизни куклу. Почему отрывок? Он вынесен в отдельную книгу с названием «Большая книга Рождества», где собрано много чудесных историй. Но именно эту я читала ещё с родителями вместе, когда только-только научилась читать. Через много-много лет я узнала, что это отрывок из романа «Отверженные». Теперь буду всегда накануне новогодних праздников читать отрывок своей дочке.

Ещё одна традиция, как и у многих жителей постсоветского пространства, просмотр «Иронии судьбы». Но для меня важен не весь фильм в деталях, а сцена с Ипполитом в душе. Пару раз я пропускала эту сцену, после чего весь год не складывался. Я понимаю, что это просто совпадения, но рисковать больше не хочу. Я никогда не понимала, как люди поджигают свои листочки с желаниями, кидают их в шампанское и потом это выпивают — поэтому с мужем завели традицию писать свои желания и вешать листики на ёлку. Ещё в нашей семье 31 декабря — день рождения моей мамы, поэтому каждый год утром я заказываю ей букет свежих цветов.

Для меня новогодняя суета, выполнение всех ритуалов с традициями и украшение дома — самые приятные действия в году. Раньше они очень помогали отвлекаться от рабочих дедлайнов декабря, в этом году они помогают ментально восстановиться после рождения ребёнка. Мне кажется, новогодние огоньки на окне способны успокоить почти любое моё волнение. Мне нравится ушедшая в прошлое новогодняя традиция из Италии — выкидывать старые вещи из окна. Мне тяжело расставаться с привычными вещами, а хотелось бы делать это проще и чаще.

Каждый Новый год план у меня всегда один и тот же: в полночь мы всегда собираемся всей семьёй. Кстати, это тоже традиция, ну или правило моей мамы — встречать Новый год всегда и всем вместе, а уже потом планировать, кто и как хочет продолжить праздник. В подростковом возрасте это очень раздражало, а теперь я сама мама и, кажется, буду раздражать ребёнка точно таким же правилом. Но пока — бокал безалкогольного шампанского и долгие каникулы на даче.

Юлия Масленникова

 Обе мои традиции — ходить в баню и читать «Щелкунчика» перед Новым годом — родом из детства. До двадцати лет я жила в Сибири, где всегда зимой много снега, а люди обожают бани. В детстве баня доставляла веселье, сейчас — приземляет и расслабляет. В этом году иду в баню в последние выходные декабря, чтобы замедлиться и выдохнуть перед отпуском.

А «Щелкунчик» был и остаётся одной из самых любимых сказок — и точно самой рождественской. Сначала сказку читала мама, потом я выросла и стала читать сама. «Щелкунчик» — обязательный элемент моего новогоднего настроения. Мне кажется, что сейчас мои новогодние традиции — такая возможность вернуться в детство и хотя бы мысленно побыть с родителями, вспомнить это ощущение праздника, поставить настоящую ароматную ёлку дома. Посмотреть на снежные сугробы, покататься на лыжах и вспомнить новогодние школьные каникулы.

Из более взрослых традиций — подводить итоги года и планировать следующий год. В этом году я впервые решила это сделать вместе с коучем и запланировала трёхчасовую сессию в январе, когда отдохну и вернусь из отпуска. В будущем мне бы очень хотелось делать для друзей адвент-календари своими руками. И когда-нибудь я точно этим займусь, но пока совершенно не хватает времени, декабрь — самый насыщенный месяц в нашей отрасли.

Последнюю неделю 2021 года и начало 2022-го я проведу в Турции, где буду много спать, много бегать вдоль моря, читать книги и пить шампанское. Максимально отдыхать и расслабляться.

Оля Едигарева

 Наша новогодняя традиция — лепить пельмени под Новый год — была в нашей семье всё время, что я себя помню. Она сложилась, как я помню, потому что мы всегда покупали продукты на рынке. Все ингредиенты для новогоднего стола мы покупали там и сразу много, чтобы не ходить много раз. Мама готовила мясо для стола, а потом мой батёк крутил фарш. А потом, собственно, все вместе лепили пельмени. Ещё мама готовила своё коронное блюдо, которое называлось «вертушки» — это такие короткие пластины из пельменного теста, на них нужно намазать фарш, завернуть в рулет и тушить с морковью и луком. Как синнабоны, только с мясом.

Процесс готовки был окружён особенной атмосферой: мы как будто готовили запасы на Новый год, но на самом деле они съедались за первую неделю января. Все очень любили наши домашние пельмени и могли есть их в невероятных количествах. Всё это обязательно проходило под просмотр телевизора, а в процессе лепки участвовала вся семья. Помню, что когда я была совсем маленькой, то просто наблюдала. В начальной школе, когда мне показали, как лепить пельмени, я почувствовала себя частью новогодней традиции.

Лепка пельменей занимала весь день, и в этот момент важно было не забыть и о том, что будет на столе в новогоднюю ночь. Если что-то неожиданно заканчивалось, то меня, как самую младшую, отправляли в магазин у дома, иногда по несколько раз за день. За этой суетой сложно было почувствовать праздник, зато во второй половине дня, когда всё уже было готово, мы расслаблялись. Ещё, кстати, мы обязательно лепили «счастливый» пельмень, то есть без начинки. И он всегда, каждый год попадался маме. Их было несколько штук на партию, но в 95 процентах случаев они доставались одной маме.

К сожалению, сейчас я не следую этой традиции, потому что переехала: я живу в Москве, моя сестра — в Санкт-Петербурге, а мама осталась в городе Междуреченске. В прошлом году и я, и мама приехали в Питер — и возобновили традицию немного в упрощённом варианте: на рынок мы уже не ходили, фарш сами не крутили, а купили готовый. Устроили себе марафон «Сумерек» и лепили гору пельменей, готовили «вертушки». Было очень здорово. По традиции пельменей вышло очень много — и так же по традиции эти запасы закончились уже в январе.

Очень хочу завести ещё одну традицию и смотреть под Новый год какой-нибудь фильм, который непосредственно с Новым годом никак не будет связан. Мне кажется, все такие необычные традиции создают особенную атмосферу праздника, делают его лично твоим, вашей семьи, компании друзей, пары. При этом я бы очень хотела научиться делать пряничные домики — мне кажется, это очень мило, здорово выделить какой-нибудь вечер и украсить его конфетами и мармеладом.

Сейчас я бы хотела избавиться от ощущения тревоги — много чего нужно сделать, а год уже заканчивается. У меня очень мало выходных, от этого тяжко, а новогоднего настроения нет вообще. Я работаю в большой косметической компании, и сейчас мы должны открыть красивый магазин в центре города — поэтому и график непостоянный, много разных обязанностей. В Новый год я тоже буду работать, потому что все пойдут за подарками своим близким. Хочется в будущем спланировать всё так, чтобы в декабре можно было побольше отдыхать.

Катя Костромина

 Я бы не сказала, что у меня есть какая-то одна большая глобальная семейная традиция — скорее небольшой набор важных ритуалов, которые я впитала в детстве и которые стараюсь сохранить и сейчас. Новый год — мой любимый праздник, для меня он важнее многих. Папа сделал маме предложение в старый Новый год, у нас огромное количество баек и историй про новогоднее время, для моей семьи это всегда была особенная пора.

Помню, в детстве родители всегда отмечали с друзьями-парочками. У мамы были две близкие подружки — и так вышло, что они синхронно вышли замуж, познакомили и подружили мужей и родили детей с разницей в месяц каждая. Они делали конкурсы для себя и кукольные спектакли для нас мелких, всегда были танцы и веселье. Нам с подружками делали «детский стол» и ставили детское шампанское, бутерброды с икрой. Мы чувствовали себя частью праздника. Сейчас эти дети друзей моих родителей — мои ровесницы и лучшие подруги, мы очень близки буквально с рождения. Мы тоже подружили между собой мужей и парней, уже шесть лет дружим именно семьями и часто 31 декабря празднуем общей компанией с застольем, играми, конкурсами и обменом подарками. Вот такой вот странный виток поколения произошёл — мне кажется, что это очень значимо и трогательно. Эту новогоднюю ночь тоже будем отмечать вместе, а утром — в горизонтальном положении смотреть какое нибудь наивное кино на проекторе.

Один из самых важных ритуалов для меня — это живая ель, которую я ставлю только 30 или 31 декабря. Мне не нравится, когда новогодняя суета начинается слишком рано. Понятно, что капитализм хочет, чтобы мы скорее начали тратить деньги, но мне кажется, что в этом «ускоренном» темпе теряется что-то важное — по крайней мере, для меня. Сейчас Новый год стал какой-то гонкой, многие мои знакомые жалуются, что устают от праздника ещё до того, как он наступает, а длинные каникулы кажутся настоящим испытанием. Для меня же Новый год — это возможность замедлиться, я не форсирую события, украшаю дом и заворачиваю подарки в самый последний момент. Когда 31-го числа квартира наполняется запахом живой ёлки, когда из колонок начинает играть добровольно поставленная новогодняя музыка (а не бешеный плейлист из торговых центров), тогда по-настоящему ощущается, что сегодня Новый год.

Мои родители всё моё детство делали так же — для меня не было большего счастья, чем проснуться 31-го числа из-за манящего запаха хвои. Увидеть, как красный от мороза папа несёт с дедушкой в гостиную двухметровую красавицу. Мама почти каждый год придумывала какую-то тематику, палитру для ёлки — и почти каждый год она менялась: то в серебристых и синеватых оттенках, то золотая с красным. В этом году будет делать оранжево-зелёную гамму. И хотя я уже десять лет не живу с родителями, очень радостно видеть в семейном чате каждый год эту ёлку и читать, что ещё они придумали. Я тоже стараюсь не навешивать всё подряд.

К сожалению, в октябре этого года от коронавируса не стало бабушки. Для меня её скоропостижная смерть стала большим ударом. Бабушка очень любила Новый год и наряжала ёлку на советский манер. Пару дней назад я забирала у дедушки их новогодние игрушки — это обычное, но такое родное советское стекло. Такие игрушки были в каждой семье, но сейчас они почти утрачены. Тогда я решила, что украшу ёлку в этой же стилистике — в память о бабуле. Буду резать флажки и обильно вешать дождик, ей бы такое очень понравилось.

Где-то прочитала историю, как все поругались из-за украшения ёлки и салатов, — и удивилась, ведь для меня эти процессы одни из самых объединяющих, значимых. Прошлый Новый год для меня был тоже очень значимым: мы с моим молодым человеком в ночь на 31-е закончили ремонт, съездили за ёлкой в два ночи, танцевали в своей новой квартире и были счастливы.

ФОТОГРАФИИ: yevgeniy11 — stock.adobe.com, Unkas Photo — stock.adobe.com, fantlab

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться