Хороший вопрос«Трудности перевода»: Опыт людей, которые сменили вуз в процессе обучения
«Первый раз приняла решение»
Решить, куда пойти учиться, сложно по многим причинам: давление родителей и членов семьи, недостаток информации о том, как устроен учебный процесс. На днях открытых дверей зачитывают одинаковые хвалебные тексты, которые редко имеют отношение к реальности и не помогают определиться. Самый надёжный вариант — расспросить студентов. Однако он тоже может не увенчаться успехом, потому что ругать альма-матер не принято, обучающиеся часто бояться откровенничать с малознакомыми людьми и тем более — высказываться публично. Выходит, что узнать заранее, насколько комфортно вам будет в учебном заведении, практически невозможно. Соответственно, передумать в процессе совершенно нормально. Принимая решение перевестись, вы не проявляете слабость. Напротив — берёте ситуацию в свои руки. Наши сегодняшние героини и герой поступили именно так. Мы расспросили их, что из этого вышло и не жалеют ли они о своём выборе.
алиса попова
Женя Петухова
(имя изменено по просьбе героини)
Выбирать место учёбы не пришлось. Мама сказала, что мне стоит пойти на факультет международных отношений и для этого надо сдать историю. Мыслей о сопротивлении не возникло, думать самой совсем не хотелось. К тому же я верю в знаки судьбы. После заваленного ЕГЭ по истории я ждала маму в ресторане и услышала разговор за соседним столиком. Девочка рассказывала об успешном завершении бакалавриата и о планах на магистратуру. Я беспардонно влезла в разговор — поинтересовалась, где она учится. Оказалось, что на международных отношениях. Она была лучшей студенткой вуза с кучей связей. Ненавижу знаки.
Дальше всё как в тумане. Сижу в приёмной РУДН. Везде проводят без очереди, со всеми знакомят, всё за меня все делают. Так я и оказалась в совершенно жутком для меня местечке, непростительно далёком от центра. На третий день учёбы я страшно разревелась в метро и не переставала плакать весь учебный год. Я буквально рыдала каждую ночь. Мне не нравилось всё. Студенты в «адидасах», преподаватели, внешний вид университета, который был похож на районную больницу, адские цены на образование. Помню только постоянную боль и чувство удушения. Было стыдно за себя. Но кое-какие плюсы всё-таки были: ко мне все очень тянулись и с тех пор у меня остался близкий сердцу друг.
Спустя три месяца душераздирающего ада наконец-то возникла моя собственная идея: «Можно же перевестись». Так я впервые в жизни стала принимать решения самостоятельно. Искать вузы, списываться со студентами, добиваться встреч с преподавателями. Выбор пал на красивое голубое здание в центре Москвы — дипломатическую академию при МИДе. Решила закрыть гештальт с международными отношениями и доучиться по этому направлению. В то время я была очень сконцентрирована. У меня появились навязчивые мысли по поводу перевода: я ложилась спать с мыслью о новом голубом вузе. Накручивала вокруг него круги и готова была разговаривать с двумя Атлантами при входе. Мама очень испугалась, думала, что я не смогу. Но потом стала помогать и поддерживать. И тут начался новый круг ада.
Я дозвонилась до ректора. В лучших традициях российской дипломатии грубая женщина на первой же минуте разговора заявила, что у меня какое-то невразумительное имя, но я умудрилась договориться о встрече. Потом — о переводе. Рассказала всем, что ухожу после Нового года и больше никогда не появлюсь внизу рыжей ветки. Перезвонила на следующее утро, чтобы уточнить перечень документов, а из трубки раздалось: «Я передумала». Так я осталась ещё на семестр, рыдая и ненавидя всё вокруг. Решила больше не пробовать. После летней сессии подруга сказала, что договорилась о переводе в мой голубой вуз и её берут без проблем. Во мне поднялся праведный гнев, перемешанный с ревностью и отчаянием. Я сразу же набрала номер ректора. Она узнала мой голос и сама предложила встретиться. Я пришла очень слабая и вялая. Толком не знала, что скажу. Но ректор сказала всё за меня: «Ну что? На первый или второй курс пройдёшь?» Подруга, кстати, так и не перевелась.
В новом вузе главным образом изменилось моё психологическое состояние. Я первый раз приняла решение. Это был мой и только мой выбор. Обедала на скамеечке в «Музеоне», гуляла по центру, а не по Беляево. Но сама учёба не сильно отличалась. Многие преподаватели — бывшие дипломаты. То есть они понятия не имеют, как быть учителем, доносить материал. Все очень пророссийские. Чего ещё можно ждать от МИД РФ? Мой диплом никто так ни разу и не прочёл, а научный руководитель предложил встретиться в кафе в 21:00, чтобы внести в него правки. Мне это не понравилось, так что осталась без правок. Зато в академии была очень крутая языковая подготовка. Я четыре года только и делала, что учила английский с французским.
Совсем не жалею, что перевелась. Очень гордилась собой тогда: сдала за месяц десять экзаменов академической разницы. Образование было паршивое, дипломатом я не стала, а выученный французский уже забыла. Но тогда это был мой потолок.
Полина Сырцова
Не считая детских фантазий в духе «буду стюардессой», я как будто всю жизнь знала, что пойду на юрфак МГУ. Просто потому, что по папе три поколения учились там. Классе в десятом начала сомневаться, искать другие варианты. Ходила на дни открытых дверей в разные вузы. Но в итоге уже сама решила, что всё-таки юрфак МГУ. Прошла с высоким баллом на бюджет.
Сдала первую сессию и решила, что мне всё нипочём. Можно гулять, кутить, веселиться и ничем себя особо не обременять. Догулялась до того, что ко второй сессии оказалась совершенно не готова. На пару экзаменов я не пришла, а на остальных получила в основном четвёрки, и на одном преподаватель, которого я очень уважала, натянул мне тройку за то, что хорошо училась в первом семестре. Я сказала, что если не заслуживаю тройки, то не нужно её ставить, лучше пойду на пересдачу. Её назначили на осень. К тому моменту нужно было закрыть все неявки справкой, заверенной в поликлинике. А я тогда потеряла полис ОМС. В те годы, увы, не было «Госуслуг» и прочих радостей. Пока я его восстанавливала, все возможные и невозможные сроки прошли и меня отчислили. На попытки восстановиться я потратила год, не училась вообще.
Летом я познакомилась со своим будущим мужем, стала гулять ещё больше. А когда лето закончилось, он уехал учиться в Англию, и я, естественно, сильно страдала. У меня была драма, и опять было не до учёбы. Но тем не менее я собрала волю в кулак и дошла аж до ректората. Претензия была такая: «Как можно отчислить по академической неуспеваемости человека, у которого даже нет ни одной тройки?» Меня восстановили, но во время этого процесса я несколько раз сталкивалась с неприятными ситуациями, и папа предложил перевестись в МГЮА. Видимо, чтобы не было стыдно за меня в стенах родного МГУ. Я согласилась. Потеряла ещё семестр, потому что дело было осенью. Уехала к молодому человеку в Лондон на пару месяцев и с января уже училась в академии. Мне не нужно было сдавать никакой академической разницы, но я потеряла бюджетное место. Для того чтобы его получить, нужно было закрыть четыре сессии подряд на отлично без пересдач. Я это быстро сделала. Закончила в итоге с красным дипломом.
Я не жалею, потому что равнодушно отношусь к высшему образованию и его необходимости. Все пять лет в академии я совершенно не была вовлечена в учёбу и занималась в основном работой. Ходила по минимуму, просто чтоб сдавать экзамены. Поэтому у меня нет ощущения зря потраченного времени. Я не дружила с однокурсниками, не ходила на вручение диплома и выпускной. Для меня образование чисто формальная деталь.
Максим Колесников
(имя изменено по просьбе героя)
Я учился в хорошей физматшколе. Вокруг все говорили, что после неё только в МГУ. А что МГУ — «лучший вуз России», я тоже слышал не раз. Так что все дороги вели туда.
У меня были большие ожидания от учёбы, я рассчитывал, что буду прокачиваться по знаниям. Но по итогу у меня был максимально тоталитарный деканат и интровертные одногруппники, которые никак не хотели социализироваться. Геймеры и прочие персонажи, совершенно непонятные для меня. Я с начала года понимал, что что-то не так. Не было решающего момента, просто сыграл накопительный фактор. Думал о переводе на другой факультет, но не вышло, поэтому решил перепоступать. Бабушки и дедушки отнеслись к моему решению нормально, понимали, что мне тяжело. Не по оценкам, учился я на хорошо и отлично, а по ощущениям внутри. Все видели, как я страдаю, и постепенно мама тоже поняла, что это не самое подходящее для меня место.
Сейчас я учусь в «Вышке». У меня потрясающие одногруппники. Адекватно подобранные дисциплины: внимание сфокусировано на тех, которые реально нужны, и меньше нагрузка по тем, которые непонятно для чего. Хорошие преподаватели, которые любят своё дело. Я совершенно не жалею о своём решении.
Марина Сергеева
(имя изменено по просьбе героини)
Я всегда знала, что хочу в творческую профессию. Родители меня в этом поддерживали, поэтому проблем с выбором специальности не возникло. Но сложно было выбрать, куда поступать. Остановилась на РГУ им. Косыгина, потому что там был факультет телевидения с интересной программой.
Главная сложность в процессе учёбы — это её отсутствие. К сожалению, после пандемии обучение скатилось к нулю. Многие предметы велись дистанционно, на некоторые преподаватель мог просто не прийти или предупредить за десять минут до начала, что пары не будет. Добираться до учёбы полтора часа — и столько же ждать, чтобы узнать, что всё отменилось. Я поняла, что пора переводиться, потому что хочу учиться, а не кататься на метро. Время на дорогу, потраченное впустую, можно было провести с пользой. Решение далось легко. Я чётко знала, что хочу развиваться в своём деле, а не стоять на месте. Поэтому вариант закончить «ради корочки» мне не подходил. Внутри было ощущение, что я не там, где нужно. А из-за этого постоянно плохое настроение, нежелание приезжать вообще. Мама была полностью на моей стороне. Я занялась переводом, но никому не говорила, пока не подписали приказ. Я озвучила своё решение родственникам, и тут уже меня поддержали не все. Были скандалы. Обвиняли в том, что я мечусь из одного в другое, сама виновата, что выбрала такой вуз. Но я твёрдо приняла решение, его сложно было изменить.
Процесс перевода был непростым. Оказывается, поступить в вуз намного проще, чем отчислиться из него! Нужно было взять академическую справку, чтобы узнать разницу в дисциплинах. Вместо пяти дней её делали три недели. Деканат кормил завтраками. Я переводилась в ГИТР, где нужно было пройти собеседование и творческий конкурс. Когда я всё успешно прошла, мне дали справку об отчислении в связи с переводом. В моём вузе должны были подписать приказ и выдать аттестат. По закону на это даётся три дня, но у них ушло две недели. По истечении трёх дней справка аннулируется, и когда мой вуз нарушил срок, никто не знал, что со мной делать. Но в итоге взяли со словами: «Не выбросим же мы девочку на улицу». И я наконец выдохнула.
В ГИТРе было совсем другое отношение к студентам: у меня появились задания, много практики. Я не жалею, что решилась на этот шаг, потому что только мы выбираем, какую жизнь нам жить. Можно продолжить закрывать глаза и ходить в универ для галочки, а можно взять и перейти в место, где будут реально учить.
ФОТОГРАФИИ: FOTOSPLASH — stock.adobe.com (1, 2), Lakee MNP — stock.adobe.com