Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопросМамы в изоляции
о том, как они поддерживают себя
в карантине

«Не нужно винить себя, что вы не можете в тридцатый раз читать книжку или изображать лошадь»

Мамы в изоляции
о том, как они поддерживают себя
в карантине — Хороший вопрос на Wonderzine

Из-за пандемии нового коронавируса многие люди сегодня оказываются в ситуации изоляции — принудительной или добровольной. Мы уже рассказывали, что невозможность выйти из дома и видеться с другими люди переживают по-разному: люди, живущие в одиночестве или с партнёром, могут испытывать разные чувства. Очень непростой может быть ситуация для семей с маленькими детьми, особенно для матерей, которые нередко в большей степени занимаются воспитанием ребёнка. Мы поговорили с мамами, живущими в разных странах, о том, что помогает им поддерживать себя и как они устраивают тайм-менеджмент. 

александра савина

Марина

Я пишу диссертацию по экономике в докторантуре Автономного университета Барселоны, в этом году провожу полевые исследования в Китае, в Гуанчжоу. Мой муж — фрилансер, программист-электронщик, у нас двое детей — шести и восьми лет. Мы все сейчас в Гуанчжоу и уже девятую неделю испытываем на себе все прелести карантина. Мы можем выходить из дома, но только в маске. Чтобы выйти и зайти в кондоминиум (гарден), где мы живём, мы обязаны измерить температуру и заполнить анкету, в которой мы должны указать, где были в минувшие четырнадцать дней. Китайцы принимают тщательные меры, чтобы не допустить рецидива эпидемии, пик которой пришёлся на февраль. С середины января закрылись сады и школы — сначала на новогодние праздники, но через неделю объявили чрезвычайное положение. C середины января мы почти не покидаем территорию гардена. Но она большая, как целый район, — есть продуктовый рынок, супермаркет, несколько аптек и даже поликлиника. Есть уличные тренажёры, можно бегать или кататься на велосипеде.

Мы ещё никогда не проводили столько времени с детьми наедине. Мы заядлые путешественники, раньше каждые выходные ездили в парки, развлекательные и спортивные центры, в соседние города Шэньчжэнь и Гонконг. Наши дети — погодки, мальчик и девочка. Они недружные, много спорят и с трудом идут на компромиссы. Мы разделили обязанности по дому и присмотру за детьми, изменили режим так, что один ребёнок ложится спать поздно и встаёт после обеда, а другой просыпается рано, и пик его активности приходится на утро. Стараемся гулять все вместе вечером и вечером же вместе ужинаем. Дочь занимается онлайн по программе российской школы, сын пока только изучает буквы и цифры.

Я всеми силами стараюсь избегать дня сурка, но выходит не всегда. Не пытаюсь успеть всё и сразу: если получается заниматься с детьми один-два раза в день по пятнадцать-тридцать минут чем-то полезным — языками, творчеством, чтением — уже хорошо. Убирать мы пытаемся по очереди и привлекаем к уборке детей. Ещё я готовлю на всю семью и составляю список продуктов. Продукты можно заказывать онлайн. Раньше мы часто брали еду навынос, но сейчас так практически не делаем. Я готовлю супы и рагу, мы моем все фрукты и овощи кипятком и постоянно носим санитайзер, если выходим на улицу.

Муж тоже занимается с детьми, раз в неделю берёт их в поход по окрестностям, купил сыну инструменты для работы по дереву, много рассказывает детям про устройство Вселенной. Сейчас на ура идут конструкторы, наборы для творчества, рисования, шитья, изготовления поделок, которые мы тоже покупаем онлайн. Дети любят слушать музыку и устраивать танцевальные баттлы.

В целом это очень тяжёлый период, не хватает времени на полноценную работу, времени, которое мы можем посвятить лично себе. Справиться помогают прогулки и хороший интернет, который позволяет проводить видеоконференции по работе и учёбе, смотреть фильмы, общаться с друзьями и родственниками. Моральная поддержка сейчас важна как никогда.

Саша Суворова

куратор проекта MeduzaCare

 Мне тридцать четыре года, я живу в Москве с мужем и ребёнком, которому два года и восемь месяцев. Для родителей, особенно с маленькими детьми, это не то чтобы непривычные условия. Дети часто болеют, это занимает минимум неделю, рушит планы, и ты оказываешься дома с ребёнком взаперти. Кроме того, родители в отпуске по уходу за ребёнком и так, к сожалению, часто оказываются в социальной изоляции. Большой минус нынешней ситуации в том, что нельзя ходить и принимать гостей и многие ограничивают себя в прогулках. Особенно я переживаю за мам совсем маленьких детей, у которых могут быть выгорание или послеродовая депрессия, а мужья продолжают ходить на работу. Если вы знаете такую маму, расскажите ей про проект «Бережно к себе».

Я постоянно работаю и практически не прерывалась на рождение ребёнка, делаю это больше всего из дома, поэтому всё даётся пока относительно нетрудно. Но да, мне тоже надо выкраивать время на работу (спасают мультики), и мне тоже пришлось отказаться от личных планов и понести убытки — как минимум оплаченный детский сад, в который ребёнок сейчас не ходит.

После того как я прошла все стадии принятия того, что мне придётся посидеть неизвестное количество времени дома, я стала придумывать и вспоминать дела, которыми могла бы тут заняться — с ребёнком или отдельно. Я решила разобрать зимний гардероб — всё равно когда закончится карантин, будет уже весна. Можно провести ревизию весенних вещей. На самом деле с ребёнком лет с двух можно много чего делать вместе или параллельно (но зависит от ребёнка, конечно): мы вместе поливаем цветы, ставим стирку, моем пол. Ещё я временно вернула себе дневной сон одновременно с ребёнком в те дни, когда работа позволяет.

Из развлечений с ребёнком — будем сначала играть во все игрушки по очереди, пока не надоест, разберём книжки (книжки и игрушки можно менять раз в несколько дней). Можно сделать с ребёнком пиццу, печенье или домашнее мороженое, можно застелить всю квартиру раскраской из ИКЕА в рулоне, можно дать краски и отправить в ванную. У Natvorim есть готовые наборы-сюрпризы для детей разных возрастов, которые они отправляют почтой, здесь какие-то прекрасные люди вывешивают расписание онлайн-трансляций занятий с детьми. Проект «Худкружок» тоже переходит на онлайн-занятия, а для детей постарше можно нагуглить, как сделать квест внутри квартиры. В крайнем случае проект Kidsout предлагает ситтеров онлайн. Мамам малышей я бы посоветовала поискать в интернете курсы Pekip — у них можно найти идеи, как играть с совсем маленьким ребёнком.

Мы не знаем, сколько это продлится, это нервирует, и поэтому очень важным мне кажется не геройствовать. Силы родителя сейчас, как и всегда, должны быть в приоритете, это вопрос безопасности и здоровья всей семьи. Не нужно винить себя, что вы не можете в тридцатый раз читать книжку или изображать лошадь. Если вы чувствуете напряжение, надо дать себе отдохнуть любым доступным безопасным способом — вопреки распространённым шуткам, по моему личному опыту, алкоголь в это как раз не входит. В книге «Мама на нуле» есть очень хороший совет: составьте список простых действий, которые быстро приводят вас в порядок. Этот список нужен для самого трудного момента, когда вам кажется, что вы сейчас взорвётесь или упадёте без сил, и у вас нет сил придумывать, как себя спасать.

Я планирую каждый день заниматься йогой, слушать много новой музыки, подкасты (их можно слушать, пока вы укладываете ребёнка), раз в день созваниваться с родными и друзьями. Вчера мы с девушками записали выпуск для канала «Мать года», и это нас самих ужасно развеселило и поддержало. Про поддержку хочется сказать отдельно: возможность поддерживать кого-то другого в таких ситуациях лично мне даёт очень много сил, и сейчас для этого самое время.

Наташа

менеджер по работе с рекламодателями «ВКонтакте»

 У меня сын, ему три года. С 16 марта наша компания объявила о переходе на удалённую работу. К счастью, я была полностью готова технически, поэтому вышла в хоум-офис даже на несколько дней раньше: живу далековато от работы, а общественным транспортом не хотелось пользоваться ещё с прошлой недели. В нашей компании довольно лояльно относятся к молодым мамам, и допустимо иногда работать из дома. Сейчас я продолжаю это делать, с ребёнком весь рабочий день, с десяти до семи, сидит няня.

Я сразу должна сказать, что мне повезло и с ребёнком. Он классный, спокойный, эмпатичный и понимающий парень. Я приверженец режима для детей, поэтому где-то с года он живёт в чётком графике, который мы нарушаем только в исключительных случаях (поездки, болезни и так далее). Игра, прогулки, сон — Миша хорошо знает, что за чем идёт, поэтому он спокоен, мир ему понятен. Мне кажется, важно, когда остаёшься с ним дома, этот режим сохранять и подстраиваться под него. Мы вместе завтракаем, потом приходит няня и занимает его, я работаю, потом вместе обедаем, и я могу сама уложить его спать — он этому очень рад. После сна его опять подхватывает няня, они играют, гуляют. А после семи часов мы остаёмся вдвоем, и я стараюсь полностью заниматься ребёнком: ужинаем, играем, смотрим мультики, ждём папу, купаемся.

Помимо сохранения режима, мне кажется, очень важно не вторгаться в коммуникацию няни или того, кто сидит с ребёнком, и это уже сложнее. Я понимаю, что у няни свои методы, как уговорить его одеться на прогулку, помыть руки, сесть за стол, и они не обязательно должны совпадать с моими. Если мы начинаем уговаривать его или заигрывать с двух сторон, ребёнок вообще потеряет фокус и контроль. Поэтому когда няня ведёт с ним переговоры, я стараюсь не вмешиваться. Хотя, конечно, в моём присутствии он становится требовательнее и ведёт себя хуже. Наверное, не только мне родственники и няня говорят, что вообще-то у меня идеальный ребёнок, когда меня нет рядом.

Евгения

копирайтер, блогер

 Я копирайтер, немного блогер и соло-мама. У меня есть дочь, ей пять с половиной активных лет. Мы живём в Израиле, в Эйлате — с воскресенья, 15 марта, здесь не работают детсады и школы, а со вторника, 17 марта, Минздрав рекомендовал выходить на улицу в крайних случаях — например, в супермаркет или в аптеку. Закрыты детские площадки, нельзя пойти на пляж. Штрафов за нарушение рекомендаций пока нет, но я боюсь, это дело времени.

Как копирайтер я специализируюсь на тревел-темах — работаю в крупной туроператорской фирме в России, веду соцсети, пишу статьи. Смеялась недавно, что так хотела отдохнуть и побыть просто мамой, и вот. Работы стало в пять раз меньше, и я могу уделить внимание ребёнку. Помощников нет, но пока я справляюсь сама. Не знаю только, как быть с психотерапией — мой терапевт принимает по скайпу, и конечно же, я бы хотела поговорить с ней без ребёнка. Думала, что сын подруги выступит в роли бебиситтера, но в связи с последними ограничениями не уверена, что он сможет или что согласится его мать.

Самый главный лайфхак, который помогает держаться в этой ситуации и изоляции, — режим. Например, утром я работаю, а дочь смотрит мультики, потом мы занимаемся математикой. Потом она играет сама, а у меня рабочий час (с этим сложно, дочь больше любит мультфильмы). Чем занять вторую половину дня, я ещё не придумала — раньше были прогулки. Опять же онлайн-йогу никто не отменял. Хорошо бы составить режим по часам и повесить на холодильник — так в жизни появится хоть какая-то вещь, которую я могу контролировать.

Увы, я пока не могу похвастаться, что абсолютно спокойна и приняла ситуацию. Мой основной доход в рублях, и когда я пересчитываю его в шекели, то всё ещё паникую. Плюс съёмное жильё. Но я понимаю, что дочь чувствует моё состояние и её поведение меняется, если я в панике. Раньше в подобной ситуации я уходила в работу, но теперь мне особо нечем себя загрузить. В планах — слушать лекции на «Арзамасе» и образовывать себя, чтобы вспоминать потом эту весну не как «весну, когда я бегала по потолку от паники», а, например, как «весну, когда мы с дочкой читали книги и я научила её читать. И сама научилась чему-то новому».

Вика Боярская

журналистка и повар

 В нашей семье двое детей: Ханна, ей почти пять, и Иосиф, ему вот-вот исполнится два года. Мы начали самоизоляцию сразу же, как ВОЗ объявила о пандемии. Даже чуть заранее: дети ходят в частный домашний детский сад, педагог следила за новостями и закрыла его за неделю до объявления ВОЗ. Но тогда к нам продолжали ходить бебиситтер и уборщица. Мы с мужем оба работаем: он фотограф, я пишу тексты из дома, делаю съёмки — стилизую как стилист. Сейчас муж уже не ездит на съёмки, и единственная работа, которую мы делаем, — фотографии еды дома. Ну и я продолжаю писать тексты.

Мы уже неделю как отказались от услуг бебиситтера и отменили уборщицу. Не покидаем квартиру, к нам никто не приходит, кроме курьеров, которых мы встречаем за порогом. Мои родители — бабушка и дедушка наших детей — тоже соблюдают режим самоизоляции, но один или два раза в неделю садятся в машину и приезжают забрать детей к себе. Они живут за городом, достаточно уединённо, и дети проводят у них один-два дня в неделю. В это время мы с мужем стараемся максимально выполнить дела, потому что, конечно, когда дома двое маленьких детей, работать невозможно.

Думаю, если у вас маленькие дети, нужно строить режим так, чтобы вы могли запланировать работу либо когда они спят, либо отправлять их погулять без контакта с другими людьми, если есть такая опция. Если родителей двое, один идёт гулять с детьми, а второй в это время может уделить несколько часов работе или делам.

Я думаю, мне помогает сохранять спокойствие то, что я и так практически пять лет сижу дома с детьми. Дети ходили в маленький домашний садик, мы не очень много и активно тусовались с ними вне дома. В основном мы с мужем вели взрослую жизнь, когда дети были с бабушкой или бебиситтером. И поэтому они хорошо чувствуют себя дома. У них большая детская, она не перегружена вещами и игрушками, у них не возникает чувства, что они должны куда-то сбрасывать энергию.

Я бы рекомендовала родителям посмотреть, например, на пинтересте фоторекомендации и идеи, как организовать Монтессори-среду в домашних условиях (метод Монтессори строится на том, чтобы организовывать развивающую среду для ребёнка и, позволяя ему быть самостоятельнее, выбирать, чем заниматься. — Прим. ред.). Когда они много времени проводят дома, бытовые задания могут быть им гораздо интереснее, чем условные пять наборов Lego и сто пятьдесят машинок. Мои дети, например, прекрасно могут вдвоём мыть пол, протирать пыль, мыть посуду, вытирать тарелки, чистить что-нибудь щётками. И это довольно качественно и надолго их развлекает.

Ещё я думаю, что хорошая идея — максимально встроить домашнюю рутину в режим детей. Моему младшему ребёнку почти два года, и мы вместе можем замешивать тесто, взбивать яйца для омлета, он умеет доставать тарелки из посудомойки. Старшая дочка может готовить более сложные вещи — например, сама печь оладьи (естественно, под присмотром). Дети не чувствуют, что вы отделяетесь от них, и требуют гораздо меньше внимания. И вы можете им сказать: «Так, дети, наступает час, когда мама и папа отдыхают, а вы, пожалуйста, развлеките себя сами».

Ещё мне очень помогает сохранять спокойствие мысль, что всё, что сейчас происходит, — это необычная стрессовая ситуация, в которой оказались абсолютно все. Все мои друзья, у которых есть дети, сейчас переживают примерно то же самое. Мы можем созвониться по скайпу, например, дети начинают обсуждать: «А мы сегодня на завтрак ели то», «А мы потом играли так». Во-первых, они сами обмениваются идеями. Во-вторых, это помогает нормализовать своё состояние с точки зрения этого постоянного мучающего чувства — «а нормальная ли я мать?». Когда ты понимаешь, что все занимаются примерно тем же самым, ты перестаёшь думать, что нужно как-то принципиально иначе вовлекаться в процесс, суперактивно обучать детей. Одинаково тяжело всем, все в тупике и непонимании, что будет дальше. Я думаю, что испытывать такие чувства нормально, и разрешаю себе их испытывать.

Мы говорили с дочкой про вирус, она знает, как себя обезопасить, как мыть руки. Она знает, что врачи во всём мире очень много работают, чтобы защитить людей, и что все — и взрослые, и дети, — чтобы помочь им, должны соблюдать изоляцию. Когда дети в курсе, они понимают, почему родители могут волноваться. Они понимают, что проблема не в них, их семье ничего не угрожает, и, может быть, тоже по этому поводу меньше паникуют.

Лола Тагаева

журналист, организатор Moscow FemFest

 Моей дочери Еве три года. Мы уже неделю в карантине в Праге. Я работаю из дома с ребёнком, детские сады закрыты, няня не может прийти помочь к нам по закону. Единственное что мне помогает сохранять спокойствие, — это посмотреть на ситуацию хоть как-то конструктивно со стороны и попытаться ввести внутренний режим.

Я знаю, что если сейчас мы будем спать до обеда, устраивать беспорядок и бесконечно смотреть мультфильмы и сериалы, это загонит нас обеих в очень нестабильное состояние и ощущение, что всё разваливается, везде хаос. Точнее, это ощущение появится у меня, а она его обязательно почувствует и срезонирует. Мы пытаемся вставать и ложиться рано, гулять в определённые часы, составили расписание, ввели дома дополнительные дисциплинирующие занятия: уроки английского, гимнастику два раза в день, купили скакалки. Я записалась в ежедневную психотерапевтическую группу поддержки, подписалась на уроки Coursera, отказалась от алкоголя и сахара. Всё равно алкоголь и ужины с кем-то были больше способом социальной адаптации, нежели самоценностью. Сейчас ходить некуда, все публичные места закрыты, гости тоже запрещены. День расписан, и это помогает не раскваситься. Карантин когда-нибудь закончится, и меня поддерживает, честно говоря, единственная, вероятно, утопическая мысль, что мы выйдем из него сильнее, умнее и красивее, чем были.

Я пытаюсь объяснять дочке, что и почему я делаю. Обсуждаю с ней происходящие изменения. Сейчас мы вместе постоянно, хотя обычно я много езжу в командировки и терпеть не могу сидеть дома. Может быть, это самообман, но такой настрой помогает мне сохранять бодрость духа, а ребёнок всё считывает с моего состояния.

С дочкой мы придумали новые классные цели: выучить буквы алфавита, посадить цветы в нашем маленькому саду, каждый день заниматься гимнастикой на ковриках вместе. Ей нравится. Объясняю ей, что у нас сейчас новая жизнь и мы супергерои. Её любимые мультфильмы — «Герои в масках» и «Щенячий патруль», они вечно кого-то спасают, ну и мы с ней в это играем. Без дисциплины героем не станешь. Конечно, она смотрит мультфильмы, когда мне очень надо сосредоточиться на работе — я не очень верю, что этого можно избежать, если есть работа. Важно не ругать себя, а в свободные минуты вытеснять новыми классными привычками. Например, мы завели ритуал выходить в сад без гаджетов и радоваться чему-то обычному: цветам, букашкам, солнцу. Я пытаюсь её научить, как быть счастливой с самой собой. Не уверена, что именно я идеальный учитель, но лучшее обучение — это когда чему-то сам учишься, пока учишь. Может быть, я раздражающий всех оптимист, но мне кажется, вся эта история с карантином — это уникальный вызов: отвлечься от суеты и заземлиться.

Фотографии: smallable (1, 2, 3, 4, 5)

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться