. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Такая жена мне не нужна»: Женщины о том, как они развелись и не пожалели

«Такая жена мне не нужна»: Женщины о том, как они развелись и не пожалели — Хороший вопрос на Wonderzine

И что было потом

На развод во многих странах чаще подают не мужчины, а женщины. В этом нет ничего удивительного. Традиционные представления о женской роли предписывают ей обязательно выйти замуж. Но вместо ожидаемого семейного счастья (или вместе с ним) нередко приходят трудности с карьерой и «невидимый» труд — семейные обязанности, которые чаще ложатся на женщин. Мы поговорили с женщинами, которые выбрали свободу и неизвестность вместо неудачного брака — о том, как они это сделали и что чувствовали потом.

Интервью: Ирина Кузьмичёва

Елена

34 года

 Мы познакомились, когда мне было восемнадцать, а будущему супругу двадцать. Наши отношения длились одиннадцать лет, поженились мы через шесть. Мы жили в маленьком городке, где люди быстро создают семьи и либо так же быстро их разрушают, либо держатся друг за друга до конца. Родители и друзья уже спрашивали: «Сколько вам ещё нужно времени, чтобы решиться?» Я же вообще не хотела заходить в институт брака. Муж, наверное, боялся отказа и не предлагал до тех пор, пока не стал более-менее уверен в моём согласии. Решились на брак мы, когда я стала настаивать на переезде в Петербург. Он стал подводить меня к тому, что лучше бы сначала пожениться, и даже принёс красивое свадебное платье. Так всё и получилось.

Мы переехали, и в большом городе различия между нами стали заметнее. Я хотела использовать возможности города для самореализации, а он — чтобы создать большую семью, где жена сидит дома и воспитывает детей. Это провоцировало небольшие катастрофы: постоянные скандалы, интриги, расследования, жуткая ревность с его стороны. О разводе первой заговорила я, когда меня стало раздражать в нём всё, включая то, как он ест и дышит. Я сказала, что мы оба молоды и можем быть счастливы по отдельности. Он называл меня эгоисткой. А я как раз думала о нём — хотела освободить его от моего общества, которое ему явно не подходило и мешало его планам.

Узнав об угрозе развода, к нам тут же приехали его родители и купили нам квартиру. Я решила не разрушать семью — дала слабину. Стала с грустью думать, что вот, теперь надо будет рожать ребёнка и нести крест брака. Но помог случай. После того как я задержалась на очередной тусовке, муж сказал: «Такая жена мне не нужна». Я испытала огромное облегчение, обрадовалась — и мы развелись.

Мы с мужем и друзьями так отмечали предстоящий развод, что чуть его не проспали. Женщина в загсе сказала: «Ребята, вы такие милые, весёлые. Может, ещё подумаете?» А я ответила: «Мы такие милые и весёлые, потому что сегодня разводимся. Дайте нам бумажку, пожалуйста, и мы пойдём». После этого мы практически не общались: мне это неинтересно, нам не о чем говорить. Его родители тоже перестали со мной общаться. Спустя много лет я узнала: он сказал им, что мы развелись, потому что я ему изменила — видимо, ему так было легче объяснить эту неудачу. От друзей я с удивлением услышала: «Да мы вообще не понимали, как вы можете быть вместе».

После расставания я не собиралась пускаться во все тяжкие или найти кого-то получше. Я просто хотела быть свободной, никому ничем не обязанной и жить как хочу. Оказалось, что я совершенно свободна во всём, в том числе финансово — у меня ничего не осталось. Я подумала, что это справедливо, и сама выбралась из этого дерьма. Благодаря трудностям приобрела новые навыки, закалила характер и немножечко поумнела.

Бывший муж очень быстро женился на замечательной девушке, у них двое прекрасных детей. Я тоже с пользой провела эти семь лет, много работала и много отдыхала. Отношения были, но о браке не думала. Хотя недавно в моей жизни появился человек, с которым я в скором времени снова окажусь у алтаря.

Ксения

30 лет

 Мы вместе с будущим мужем работали в московском издательстве. Мне было двадцать четыре, ему тридцать два. До замужества у меня было немного отношений и с мужчинами, и с женщинами, но я тяготела к женщинам. При этом я считала, что пришло время выйти замуж: хотелось стабильности, общего быта, детей, что называется, создать ячейку общества. Возможно, если бы я не вышла замуж за него, вышла бы за другого. У нас было мало общего, но я решила, что он подходящий вариант. В итоге моими усилиями через полтора года мы поженились.

Нам с мужем нравились разная музыка, фильмы, у нас были разные представления о досуге. Через год я стала понимать, что не вполне соответствую собственному представлению о том, каким человеком я хотела бы быть. Мы стали много общаться с моей знакомой — у нас была очень нежная дружба, без эротического подтекста. Мы прекрасно понимали друг друга, и я стала думать, что мой муж не тот человек, с которым я должна была связать свою жизнь. Впервые о расставании я заговорила через пару лет брака. Мы поговорили, но в итоге замяли тему и стали жить дальше.

Спустя ещё почти два года мы с мужем переехали в Грузию. И снова с друзьями мне было интереснее и комфортнее: казалось, что я трачу время не на того человека. Со стороны всё выглядело очень хорошо: у нас были друзья, поездки за рубеж, деньги, коты — но я впадала в уныние от рутины. От разрыва меня удерживало то, что я просто не знала, как ему обо всём сказать. А он думал, что если мы поженились, то это навсегда — в отличие от меня, он не склонен к рефлексии.

В итоге разрыв спровоцировала моя подруга. В январе она прилетела в Тбилиси перезимовать. Мы договорились, что она сможет пожить у нас, пока не найдёт жильё. Мы всё время были вместе, нам было очень хорошо. Чем больше я общалась с ней, тем меньше времени мне хотелось проводить с мужем. На следующий день после того, как подруга съехала, я сказала мужу, что больше так не могу, собрала вещи и уехала. Для него это стало шоком. К сожалению, у меня не было сил сделать это мягче.

Я переехала к подруге, и вскоре у нас начались отношения. Кроме самого разрыва, мужу, вероятно, неприятно, что я живу с девушкой. Хотя напрямую мы это не обсуждали, в моих соцсетях всё очевидно. Правда, он туда не заходит, поэтому я не знаю, в курсе он или нет. Со стороны выглядит так, будто подруга разбила наш брак. Но это не так: если с браком всё в порядке, ему ничто не угрожает.

Я боялась развестись в том числе и из-за материальной стороны вопроса. Последние полтора года я не работала, у меня есть сбережения и свой бизнес, который пока не приносит дохода. Страх остаться одной тоже был и отчасти удерживал от развода — но от него избавила подруга, которая стала моей девушкой. Это мои первые осознанные и взрослые отношения. Я люблю её, и у нас всё хорошо.

Оказалось, в разводе нет ничего страшного. С любимой девушкой я готова заключить брак. Но в теории, если бы мы расстались и у меня начались отношения с мужчиной, не исключаю и возможности выйти замуж снова. Мне нравится идея брака, общей фамилии. Мне кажется, что это более надёжная конструкция, чем просто отношения — хотя моя история показывает обратное.

После расставания мы с мужем договаривались ходить куда-то вместе, но не выполняли эти планы. Кроме того, совместное времяпрепровождение — болезненный вопрос для моей девушки, поскольку пока что мы с бывшим мужем не разведены официально. Иногда мы переписываемся. Возможно, мы останемся друзьями.

Анна

24 года

 Наше знакомство состоялось задолго до свадьбы. Десять лет назад я приехала на лето к бабушке. Троюродный брат познакомил меня с другом, высоким блондином с зелёными глазами. Мне было четырнадцать, ему девятнадцать. Из-за разницы в возрасте и из-за того, что я сестра его лучшего друга, он не стал со мной встречаться. Мы дружили, потом перестали общаться, а спустя года два случайно встретились и снова стали созваниваться и гулять.

Прежде чем я согласилась выйти за него замуж, он четыре раза сделал мне предложение. На пятый я ответила согласием. Мне было двадцать два, через два месяца мы поженились. Но, к сожалению, к семейной жизни мы оба были не готовы — поторопились. Я начала видеть в супруге не взрослого мужчину, а пятнадцатилетнего подростка. Зачем мне мальчик, которого надо направлять, если я сама ещё ребёнок? Мне было некомфортно в браке, не хотелось возвращаться домой. Присутствие мужа настолько меня раздражало, что я поняла, что жить так больше не хочу и не буду.

Думаю, самая важная причина, по которой я вышла замуж, — это смерть папы. Он был моей стеной, всегда укрывал и защищал меня. В супруге я хотела найти человека, который тоже станет для меня каменной стеной. Плюс мне казалось, что детская влюблённость никуда не делась и я готова с этим человеком пройти огонь, воду и медные трубы.

Первой тему развода подняла я. Мама, брат и бабушка поддержали моё желание развестись и оказали огромную поддержку. Я не сомневалась в правильности своего решения. С негативом не сталкивалась — окружающие чаще удивляются, что в двадцать четыре года я уже разведена. Жизнь особенно не поменялась ни с замужеством, ни с разводом. Я ничего не боялась, несмотря на то что училась на втором курсе магистратуры, а работы у меня не было. Мама и бабушка были готовы оказать мне любую помощь.

Бывший муж женился второй раз, я счастлива в отношениях с молодым человеком. Я хочу замуж, хочу крепкую семью, но о разводе не жалею. Брак помог мне понять, чего я хочу от следующих отношений, какого мужчину я хочу видеть рядом с собой и какой я хочу быть в следующих отношениях. После развода я начала искать себя и то, что принесёт мне гармонию. Это помогает мне сейчас строить счастливые отношения, полные любви и нежности.

Света

33 года

 Когда мне было двадцать шесть, я жила с девушкой. Мы были больше друзьями, просто в какой-то момент собрали её вещи и перевезли ко мне. Я знала, что рано или поздно она собирается выйти замуж и родить детей — так хотели её мама и бабушка. Никаких иллюзий у меня не было — мы просто жили вместе, понимая, что когда-нибудь это закончится.

В общей компании мы познакомились с другой девушкой. Между нами сразу возникло доверие, мы делились личным, а спустя несколько месяцев стало понятно, что между нами не только дружба. Я всё рассказала своей девушке. Она восприняла это спокойно — в конце концов, у неё другие планы на жизнь. Но спустя неделю решила, что любит меня, и начались полгода ада: скандалы, слёзы, психолог. Спустя шесть месяцев она покончила с собой. Было очень тяжело: мы мучились оттого, что так или иначе стали причиной смерти. Потом стало легче, но ничего не забылось — расстались мы в том числе из-за этого. Да, накопилось много претензий друг к другу, обид. Но именно самоубийство мучило нас больше всего.

Мы жили абсолютно открыто, все друзья стали общими, родные тоже. Обычная семья, с совместным бюджетом, собакой и планами на жизнь. Пытались забеременеть, но этого так и не случилось. Мы прожили вместе пять с половиной лет. А потом она улетела в командировку на две недели в другую страну и осталась там на полгода. Написала, что мы расстаёмся. Я не понимала, как так можно поступить с любимым человеком, с которым планировали завести детей, прожить вместе до старости. Не понимала, что говорить родным и друзьям — потому что сама не понимала, что происходит. Перестала есть и спать. Мой мир рухнул.

Не знаю, как бы я выкарабкалась из этого, если бы не знакомство с нынешней девушкой, которая тогда переживала окончание отношений с мужем. Я просто взяла и отпустила — это оказалось легко. Главное знать, что человек жив и у него всё будет хорошо и, скорее всего, лучше, чем со мной. Да и у меня всё будет хорошо. Через несколько месяцев мы с новой девушкой стали жить вместе. Она была рядом, когда я ходила на процедуру по искусственному оплодотворению. Ничего не вышло, но мы будем пробовать ещё. Да и в нашей новой семье есть ребёнок — её восьмилетняя дочь. Вернувшись в Россию, бывшая была настроена воинственно: кажется, ей не сильно понравилась новость, что у меня другие отношения. Но постепенно она становится более дружелюбной.

Было бы здорово заключить официальный брак. Да, эти бумаги ничего не значат, и не заключая брак, можно добиться для пары многих юридических прав. Но мне нравится сама процедура регистрации. Мы не можем заключить в России официальный брак, но можем относиться к любимому человеку серьёзно. Всё, что вне юридической области, в нашей голове. У меня было так: сначала называешь партнёршу своей девушкой, а потом в какой-то момент — женой.

Маргарита

32 года

 Когда мы познакомились с будущим бывшим мужем, мне было девятнадцать, ему на три года больше. Всё лето провели вместе, осенью познакомились с родителями друг друга и сообщили им, что хотим отметить свадьбу 07.07.2007. Они были рады и поддержали нас. Но будущий бывший боялся меня потерять и сделал ход конём, после которого я забеременела. Пришлось пожениться на четыре месяца раньше: я не хотела выходить замуж с огромным животом.

Эйфория влюблённости начала проходить уже в первый год брака. Мы хотели переехать из Самары в Москву — пришлось помочь мужу устроиться на работу, найти съёмную квартиру и перевезти вещи. Дальше были два года моего одиночества с ребёнком на руках, ссоры с мужем, самокопание. Потом я устроилась на работу: быстрый карьерный рост, интересные связи, я получала опыт и реализовала амбиции. Муж же по вечерам пил пиво, лёжа на диване, а главное, с ним не о чем было говорить. Мне это надоело, и я его выгнала.

Мои родные меня поддержали, так как знали причины моего решения. Его родные старались не лезть, но и не поддерживали. Я осталась одна в чужом городе с ребёнком, боялась, что не справлюсь. Быстро подала на алименты, а через пару лет — на развод. Я не запрещала ему встречаться с ребёнком — наоборот, но он обещал и не приезжал. У дочери потом из-за этого были проблемы, мы ходили к психологу. Только сейчас, когда дочке исполнилось одиннадцать лет, он стал переписываться с ней в мессенджерах.

Уходя, муж сказал: «Да кому ты нужна, разведёнка с ребёнком?» Я боялась одиночества и хваталась за любую возможность не быть одной. Ждала от новой, незамужней жизни лучшего. Мне хотелось отношений с порядочным интересным мужчиной — но все они были слабее меня. Часто мужчины прекращали общаться, когда узнавали про ребёнка. Это так обидно. Муж долго пытался вернуть отношения. Сейчас мы дружим, поддерживаем друг друга — у нас общий ребёнок, и мы просто обязаны быть дружны.

Сейчас я одна, но страха одиночества больше нет. Хочу выйти замуж ещё раз и родить ещё одного ребёнка. И вместо того, чтобы терпеть несчастливые, токсичные отношения, выбираю быть самодостаточной, здоровой и счастливой.

Фотографии: MoMA Design Store

Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться