. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Проделки Сатаны»: Левши о том, как их переучивали

«Проделки Сатаны»: Левши о том, как их переучивали — Хороший вопрос на Wonderzine

И удалось ли это

Интервью: Елена Барковская 

Сейчас встретить человека, который пишет левой рукой, проще простого. Но ещё недавно всех левшей в обязательном порядке переучивали в школах и дома — иногда очень жестокими методами. Мы поговорили с шестью людьми, которых пытались научить писать правой рукой, о том, как они пережили давление учителей и родителей — и чем всё закончилось.

 

Светлана

39 лет 

В то время, когда я пошла в первый класс, дети ещё не должны были уметь читать и писать до поступления в школу. Но моя бабушка работала учительницей русского языка, поэтому в четыре года я уже делала всё. Писала я левой рукой, и все обращали внимание, что, например, делать аппликации мне тоже проще левой.

Когда в школе начались закорючки-палочки, меня начали ругать, что получается неаккуратно. Учительница вызвала маму: объяснила, что мне надо «переделывать» руку, потому что в советской стране «не положено», у нас, мол, всё для праворуких. Помню, мама тогда сказала, что родственники нам могут привезти ножницы и ручки для левшей. В школе был скандал: ах, мы дружим с загнивающим капитализмом (а это 1986 год), и вообще, у нас что, ручек в СССР нет? Будем переучивать! Мама сказала: «Делайте что хотите» — моему брату тогда исполнилось три года, и ей было ни до чего.

Меня заставляли сидеть, убрав левую руку под бедро, и прикрывать её платьем школьной формы. Если я вытаскивала левую руку, ко мне подходили и аккуратненько стучали линейкой по столу. Маме говорили, чтобы дома левую руку привязывали, и я ею вообще ничего не трогала. В итоге я научилась писать правой рукой, причём прилично.

Потом меня перевели в гимназию. Там я в основном писала правой рукой, а когда начинала делать это левой, учителя говорили: «Ну что ты пишешь левой, умеешь же правой». В старших классах я поймала себя на мысли, что пошли бы все нафиг — можно же менять руки. У меня есть куча конспектов с записями под разным уклоном, то вправо, то влево — такое ощущение, что в шторм попала. 

Я думаю, что переучивание — это ломка. У тебя и так ничего не получается, и когда начинают долбать при всех, ты себя чувствуешь отщепенцем. Однажды на уроке учительница стукнула журналом по столу: «Все смотрим на меня!» Тишина, ученики поднимают головы. «А теперь все ждём, когда Света переложит ручку из левой руки в правую». Я готова была просто провалиться сквозь землю.

У нас в классе был ещё один левша — мальчик, у которого вообще не получалось писать правой рукой. Помню, как он всё время рыдал над прописями: мама его ругала за неаккуратность. Не помню, какой рукой он в итоге писал, его забрали во втором классе. Сейчас в итоге пишу в основном правой рукой.

Александр

67 лет 

До школы меня не принуждали писать правой рукой, а вот в школе спросили: «Почему пишешь левой? Надо правой». Запрещали, раньше строго было. А я всегда дисциплинированный был: надо — значит надо. Хотя у меня карандаш из правой руки выпадал, я даже пальцами его держать не мог. Но заставляли.

Родители тоже говорили: «Как ты левой рукой писать будешь? Давай, привыкай, что теперь делать. Раз родился левшой, переучивайся». Я был шустрым, юрким, если все не смотрели, писал левой рукой — так что дома мне привязывали левую руку, уже не помню чем. Палочки у меня получались извилистыми, но постепенно, медленно я справлялся. Потом пошёл в армию, а там оружие тоже было только под правую руку.

Мне кажется, не надо переучивать детей. Не переучили бы меня, так я бы всё делал левой — а в итоге при неточной работе у меня обе руки равнозначны. Нож, ложку, утюг беру в левую руку. А пишу правой, да.

 

Сергей

39 лет

Я с детства всё брал в левую руку — ножницы, ложку, кисть, — но осознание, понимание, что я левша, пришло ко мне в начальных классах школы. Там же меня начали переучивать. Сам процесс помню смутно, припоминаю только частые одёргивания: говорили взять ручку или мел в правую руку.

Линии получались дрожащими и кривыми  — в отличие от тех, которые я выводил левой рукой. Но почему-то говорили, что надо писать именно правой. Объясняли это так: когда используешь правую руку и пишешь слева направо (как это делает большинство), рука не загораживает слова.

В средних классах учительницу математики передёргивало оттого, что на доске я писал левой рукой. У неё это ассоциировалось с практикой в больнице, где людям с инвалидностью, у которых были проблемы с правой рукой, приходилось всё делать левой. А то, что для меня правая рука была «проблемной», видимо, никого не волновало.

В колледже и институте я опять попробовал писать левой. Получилось мгновенно, но долго писать так я не мог, потому что ненатренированная рука быстро уставала. В студенческие времена так и писал лекции: то левой, то правой. Но писать так было проще, чем читать: когда читаешь одну страницу текста, написанного по-разному, то больше задумываешься о методе, чем о том, что написано.

В это время встал вопрос и о том, в какую руку брать компьютерную мышку. Но, видимо, встал он только у меня: все рабочие места в институте были адаптированы под правшей. Здесь я уже не упирался и посчитал, что надо учиться брать мышь правой: часто приходилось пользоваться чужими компьютерами и постоянно перестраивать их под левую руку было невозможно. Здесь тоже есть проблемы: когда пользуюсь программами, где нужны сложные движения, то чувствую, что правой получается хуже.

Раньше я думал, что, может, и неплохо, что меня переучили: развиты и левая, и правая руки, «адаптирован к социуму». Но теперь не уверен. Ведь, стараясь развивать правую руку, я меньше и меньше уделял внимание левой руке — и кто знает, сколько и чего я ею так и не создал.

Жанна

30 лет 

С самого детства я брала ручки и карандаши в левую руку (ложку и вилку, кстати, держала правой), но в детском саду на это никто не обращал внимания. Родители тоже не переживали — но когда я пошла в первый класс, то они и учительница сказали, что всё, ручку надо держать правой рукой. Конечно, получалось плохо, рука не слушалась, за почерк ставили тройки. Никаких жёстких мер не было, просто говорили переложить ручку в другую руку.

Дома, когда никто не видел, я писала левой рукой. Если замечали, то начинали ругаться, а я со слезами продолжала писать уже правой. При этом я совсем не понимала, почему нужно писать именно так, ведь логичных объяснений не было — надо, и всё. Это был период несправедливости и слёз.

За год прогресс был так себе (правой рукой я писала жутко, а левой хорошо), и мама, видя мои страдания, во втором классе попросила учителя дать мне писать той рукой, какой мне удобно. Когда я спросила у мамы, почему меня перестали переучивать, она ответила, что учитель экспериментировал, а ей это в итоге надоело. Так я и осталась левшой.

 

Ксюша

26 лет

Честно говоря, я плохо помню момент, когда я поняла, что я левша — была совсем маленькой. Играла и рисовала я левой рукой. Переучивала меня прабабушка: она была верующей и считала, что быть левшой — это проделки Сатаны и всё это от дьявола. Насколько я помню, она забирала у меня приборы из левой руки и перекладывала в правую — и так со всеми остальными действиями.

Так как я была совсем маленькой, пользоваться правой рукой я научилась быстро и в школу пошла уже правшой. В итоге писать левой рукой я не могу, а когда пишу правой, у меня ужасный почерк. В детстве то, что приходится переучиваться, не имело для меня значения. Но сейчас, уже в взрослом возрасте, мне кажется, что меня лишили каких-то потенциальных возможностей: есть теория, что левши более творческие люди.

Игорь

28 лет

Всё делать правой рукой меня переучивали родители: когда я что-то брал левой, мне просто перекладывали предмет в другую руку. Иногда доходило до ругани. Я помню лишь отдельные моменты — в школе уже писал правой рукой. Я не переживал, что приходится переучиваться — во всяком случае не помню подробностей. Разве что было обидно, когда ругали, что взял не в ту руку ложку.

При этом впервые я осознал себя левшой лет в десять, когда понял, что решительно не могу играть в настольный теннис правой рукой. Интуитивно попробовал переложить ракетку в другую руку — оказалось, что так удобнее. Лет в четырнадцать по приколу купил себе прописи для левшей и начал учиться писать левой рукой. Правда, сейчас пишу ею значительно хуже, чем правой. Замечаю, что мне многие вещи в быту удобнее делать левой рукой: открывать двери, причёсываться, мыть машину, подметать. 

ФОТОГРАФИИ: Boggy – stock.adobe.com (1, 2, 3)

Рассказать друзьям
16 комментариевпожаловаться