Хороший вопрос«Престарелая молодёжь»: Разные люди о том, как они повзрослели
Или нет
Интервью: Ирина Кузьмичёва
Мы привыкли ассоциировать возраст с автоматическим взрослением, но на самом деле это не одно и то же. Главными признаками взрослого человека принято считать ответственность за себя и окружающих и независимость — финансовую, эмоциональную или социальную. Но обязательно ли человек, формально вписывающийся в эти критерии, будет чувствовать себя взрослым? Мы поговорили с женщинами и мужчинами о том, как они себя ощущают, и об отношении к возрасту в целом.
Вероника
38 ЛЕТ
Я могу с уверенностью сказать, что я человек взрослый, вполне себе разумный и самодостаточный. Но моё понимание взросления менялось со временем. Я была очень «правильной» девочкой, которая воспринимала все установки родителей о важности учёбы и карьеры буквально. Сомнительная угроза, что обязательно нужно поступать в институт, иначе пойду работать дворником, крепко засела в голове. Плохие оценки были моим кошмаром, я почти не ходила на дискотеки, а если ходила, то не могла расслабиться, чувствовала себя виноватой. Познакомившись с будущим мужем, заявила ему, что не собираюсь быть домохозяйкой и сидеть с детьми, а буду делать карьеру.
Переехав жить отдельно от родителей, я считала себя взрослой и не прощала себе слабостей. Я «должна» была делать всё отлично. Я рыдала над неудачно приготовленным пирогом. У меня было море амбиций, красный диплом, засевшие на подсознательном уровне установки на карьеру и на то, чтобы продолжать следовать «родительским заветам». Я была такая «взрослая», а на самом деле глубоко застряла в комплексах и страхе не соответствовать собственному же гипертрофированному восприятию родительского воспитания.
Но есть отправная точка в моей жизни, после которой я могу назвать себя взрослым человеком без кавычек. Это был всего лишь телефонный разговор с мамой, но прошло уже двенадцать лет, а я помню место, где он состоялся, и фразу, которая многое изменила. Я боялась не оправдать ожиданий, а мама осудила то, к чему, как мне казалось, сама меня подталкивала, — второе высшее образование, на которое уходило всё моё свободное время. Пелена спала с глаз, и я поняла, что отвечать за свои решения только мне, поэтому я должна делать выбор самостоятельно, а не потому, что так хотят родители. Они у меня прекрасные люди и очень меня любят. Просто в погоне за послушанием я даже не замечала, буквально или образно родители говорят что-то. Уже потом я осознала, что никто меня не заставлял делать именно так и слепо следовать советам.
Для меня психологическое отделение от родителей оказалось очень болезненным сначала и крайне полезным в перспективе. Я больше не следую родительским желаниям — для меня это советы, а не руководство к действию. Я вообще перестала кому-то что-то доказывать и бояться того, что обо мне подумают другие. Конечно, многое приходится теперь делать с оглядкой на то, что у меня семья и двое детей, но эмоционально я полностью свободна, а семья — мой уютный дом, где мне комфортно. Я научилась слушать себя, расслабляться, жить в своё удовольствие и следовать желаниям. Больше не стремлюсь вверх по карьерной лестнице: для меня важнее не должность, а содержание того, что я делаю. Я хочу получать отдачу, удовольствие от процесса, а не доказывать непонятно кому, что я не зря получила два высших образования. Я не боюсь меняться, но и не стремлюсь под кого-то подстраиваться. Я не ставлю принципы во главу угла, пробую что-то новое и не боюсь ошибиться и признать, что я чего-то не умею. И я всё ещё пытаюсь наверстать то, чего не позволяла себе в двадцать плюс.
Екатерина
32 ГОДА
Я страшно завидую нынешним пятнадцати-девятнадцатилетним. Они растут в эпоху свободного доступа к информации и открытых границ. Могут строить жизнь и карьеру, имея все карты на руках. В моём подростковом возрасте всегда можно было оправдаться «А у нас этому не учат», «Ту книжку не найти в продаже» или «Не, ну мы же не в Америке». Думаю, именно эти свойства постсоветской культуры и породили дефицит «взрослости» в людях — взрослости как умения нести ответственность за собственное образование и развитие.
Если бы меня в двадцать лет спросили, считаю ли я себя взрослой, я бы сказала: «Конечно, да». А сейчас мне даже неловко говорить на эту тему, потому что «взрослая» — очень претенциозное определение. Возраст со взрослением соотносить глупо. Да, опыт — это огромный капитал, но нужно ещё и делать разумные выводы и двигаться дальше. Одно без другого порождает зануд-нравоучителей, которые на деле ни за что нести ответственность не способны. Уметь иногда валять дурака для меня — неотъемлемая часть полной взрослой жизни.
Многие соотносят взрослость со способностью воспитывать детей — думаю, это просто самый лёгкий и показательный пример той самой ответственности. Но было бы здорово, если бы у большинства людей такое отношение распространялось не только на отпрысков, но и на социальные нормы, рабочие процессы, близких людей, создание своей культуры, в том числе бытовой. Мне тяжело назвать себя взрослой, потому что я до сих пор не научилась регулярно прибираться в квартире или распределять время так, чтобы хватало и на занятия спортом, и на театр после работы. Я осознаю, что ответственность за бардак и недочёты в организации полностью на мне. Чем больше я себя приучаю нести эту ответственность, тем быстрее и качественнее жизнь вокруг меня двигается в плане карьеры, взаимоотношений, собственного развития. И я уверенно смогу сказать, что «повзрослела», когда я выстрою всё это.
Александр
34 года
Думаю, женщинам взрослеть сложнее. На них намного больше давления: считается, что нужно родить детей до тридцати, косметическая индустрия борется с морщинами с двадцати пяти лет. А мне кажется, нужно не бояться стареть. Вот Мишель Лами очень крутая.
Важно быть в ладах с собой. Не хочешь взрослеть — не взрослей. Я не чувствую себя взрослым и не понимаю, что должно произойти, чтобы я начал взрослеть. Эти рамки каждый устанавливает сам. Кто-то считает, что после школы, института, повышения зарплаты, тридцатитрёхлетия, свадьбы что-то должно поменяться. У меня всё осталось по-старому. Мама всегда хотела видеть, как я в костюме выхожу из банка — моё представление о счастье отличается. У меня гибкий график, я не ношу костюм, по пятницам могу валяться на газоне с лэптопом, а от кожаного кресла у меня преет зад. У меня двое маленьких детей, и сейчас это самый важный проект. Я счастливый человек.
Кирилл
34 ГОДА
Я из тех, кто думает: «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это мы». Когда мне исполнилось тридцать, я совершенно не понимал, что мне уже тридцать, что я большой и взрослый. Я всё равно воспринимал себя моложе. И это несмотря на то, что у меня уже было двое детей. Возможно, причина в том, что я много общался с ребятами из компании сестры: они все примерно на пять лет младше меня. Я понял, что взрослый, когда стал принимать полностью самостоятельные, без внешнего влияния, решения по поводу своей жизни и когда увидел последствия этих решений. Первым из них стал развод.
Недавно я стал противопоставлять себя и тех, кому до тридцати, и особенно до двадцати пяти. В этом нет отрицательной коннотации, просто ощущение: вот есть я и есть они, и мы разные. Например, сейчас я гораздо реже тусуюсь по ночам, потому что дольше восстанавливаюсь и не могу себе позволить потерять день, а то и два. Но снова стать подростком я бы не хотел. Если представить, что есть возможность вернуться назад и на неопределённый срок остаться в более младшем возрасте, я бы выбрал двадцать семь лет: здоровья ещё как в семнадцать, а воспринимаешь себя как личность уже намного серьёзнее. Вдобавок это пограничное состояние в плане отношения к тебе: более молодые ещё принимают за своего, а старшие уже не относятся как к «безусому юнцу». Мой нынешний возраст меня всё же устраивает меньше, хотя я не особо переживаю, мне вполне комфортно, это не тяготит. Чувствую себя взрослым, но не старым.
Анна
31 ГОД
Я бы не хотела опять стать подростком — слишком несчастное для меня было время. Взросление прежде всего про одиночество: для меня повзрослеть — значит найти себя совершенно одинокой, спокойно согласиться с этим и из этой точки выстраивать отношения с собой и с другими. Боюсь, что полноценное понимание взросления ко мне ещё не пришло. Когда мне удаётся самой зарабатывать (а это случается не всегда, потому что у меня проектная работа и маленький ребёнок), появляется ощущение самостоятельности, оно даёт спокойствие и уверенность. В остальное время меня содержит муж, он же оплачивает коммунальные услуги и тому подобное. Иногда слышу от него «пора взрослеть» — кажется, когда не убираю за собой чашки.
Я знаю лучшие стороны своей внешности, воспринимаю её спокойно. Морщины мажу кремом, на спорт хожу мало, хотя думаю, что точно выглядела бы подтянутее — но в этом смысле меня больше интересует вопрос энергии и подвижности. А энергия приходит, когда занимаешься интересными проектами — в это время я выгляжу лучше, чем без них.
Дмитрий
35 лет
Быть взрослым классно: взрослый человек — ответственный, он ставит цели и добивается их, умеет планировать, помогает родственникам. Я соответствую этим критериям отчасти, но работаю над этим. И считаю, что к тридцати пяти годам достаточно много успел.
Яркий момент взросления я почувствовал, когда был занят на трёх работах: я был увлечён и сам распоряжался временем и деньгами. Также важный элемент взросления — самореализация. В моём случае она выражается в построении быта, комфорта и уюта моей семьи. Несколько лет назад я предпочёл основной работе строительство собственного дома и направил туда все силы и интересы. Это требует усилий и самоотдачи, и мне это нравится. Недавно у нас с женой родился второй ребёнок. К счастью, у меня есть возможность проводить с дочерью много времени, а у жены — почти сразу выйти на любимую работу.
Ещё мне комфортно в моём возрасте, потому что приятно проводить время с ровесниками, которые взрослели вместе со мной, — теперь у них тоже есть семьи и дети. Я рано обзавёлся семьёй — в двадцать лет. Мой образ жизни не сильно поменялся, скорее видоизменился в пользу семейных ценностей. Сейчас я предпочту дискотеке домашние посиделки с друзьями или семейный выезд на природу с палаткой. Моя жизнь стала насыщеннее и интереснее, чем раньше.
Настя
38 ЛЕТ
Взрослый человек — самостоятельный в финансовом и эмоциональном плане. Я не такой, так как не зарабатываю деньги и эмоционально зависима от настроения и мнения окружающих. Я — «престарелая молодёжь». В голове мне не больше двадцати пяти, а отражение в зеркале не соответствует внутреннему состоянию. Молодёжь ходит в клубы и гудит всю ночь, потом идёт на пары как ни в чём не бывало. К большому сожалению, я уже так не могу, хотя иногда очень хочется.
Большинство взрослых людей в той или иной степени ведут себя по-детски. Моей бабушке девяносто лет: сколько я её знаю, она радуется мороженому или радуге, а может взять и обидеться на ерунду. Мой папа сказал, что в сорок у него началась новая жизнь: он кардинальным образом сменил сферу деятельности. Моя жизнь полностью изменилась шесть лет назад после рождения ребёнка: я больше не принадлежу себе полностью, что бы я ни делала, делаю это с оглядкой на дочь.
За последние десять лет у меня появились морщинки, меня это расстраивает. Хотя я и пользуюсь кремом от морщин, но понимаю, что действительно важны долгий сон, диета, прогулки на свежем воздухе и, конечно, наследственность. Немного страшно от того, что будет дальше. Иногда, когда это особенно волнует, я выпрямляюсь, снимаю футболку мужа и бегу из дома на выставку, на концерт или просто гулять.
Марина
31 ГОД
Нет стандартного определения «взрослости». Для меня взросление никогда не было связано с такими понятиями, как муж, трое детей, ипотека. Семья не означает, что ты полностью несёшь ответственность за детей и за свою жизнь. Есть и другая крайность, когда женщина полностью растворяется в семье и перестаёт нести ответственность за то, что происходит с ней лично. Сейчас я не сильно отличаюсь от себя двадцатилетней, а в каких-то аспектах даже нравлюсь себе больше. Но уже слежу за собой внимательнее: больше спорта, меньше булок, массаж, косметолог.
В сериале «Секс в большом городе», на вопрос, хотела бы Кэрри вернуть свои четырнадцать лет, она ответила: «О, боже мой, никогда. Я ходила с ужасной причёской и не имела никакого понятия о стиле. И самое главное, не могла позволить себе купить Manolo Blahnik». Я думаю точно так же. В четырнадцать я только и ждала, когда начну работать и смогу позволить себе путешествия, дорогую одежду и косметику. Поэтому стать взрослой означало перестать зависеть от денег родителей. Так что я переехала от них и стала самостоятельно платить за квартиру ещё во время учёбы в университете.
Современные школьники, которым сейчас тринадцать-шестнадцать, прекрасные, умные, со своими интересами, занимаются спортом и увлекаются компьютерами. Мы в их возрасте вытворяли такое, что стыдно вспомнить. Хотя, возможно, с появлением гаджетов и социальных сетей что-то из реальной жизни подростков ушло и все приключения переместились в виртуальное пространство. Наверное, это единственное, о чём я иногда жалею.
Митя
41 год
По-настоящему взрослым я себя ощутил, уехав на другой конец страны, в никуда, с одним чемоданом начинать новую жизнь. Мне было двадцать четыре года. Ещё раньше я начал сам оплачивать аренду жилья и коммунальные услуги. А вот кредиты не хотел брать и держался до последнего — до тридцати пяти. Но соотнести себя со взрослыми я могу лишь ситуативно, например, когда в так называемой взрослой жизни нужно сделать трудный выбор или принять решение о дорогой покупке. А на прогулке с псом или на пляже я себя ощущаю максимум лет на пятнадцать: прыгаю и ору как ребёнок.
Я выгляжу немного моложе своих лет, занимаюсь физкультурой, у меня нет пивного живота, я часто ношу дурацкие причёски. Единственное что меня смущает, — естественный «износ» волос. Иногда мне хочется, чтобы их было больше и они были намного темнее, а иногда хочу побриться налысо, что тоже круто. Я не стремлюсь выглядеть моложе, просто я так себя ощущаю. Поэтому мне часто дают меньше лет, чем на самом деле. И я до сих пор делаю то, что делал в молодости, и в таких же объёмах — разве что поспать теперь люблю чуть подольше.
Даша
36 ЛЕТ
Я не ассоциирую себя со взрослыми людьми, не могу даже представить, чтобы я вела себя как «типично взрослый» человек. Ощущаю себя лет на двадцать и при этом возмущаюсь, когда какая-нибудь сорокалетняя женщина встаёт рядом со мной в общественном транспорте и вздыхает, чтобы я уступила ей место только потому, что я выгляжу как её дочь.
Я никому не говорю, сколько мне лет — стыдно. Когда я раньше слышала про кризис среднего возраста, думала, что это надуманная чушь — пока он не постучался в мои двери. Раньше, если я проводила целый день дома, думала, что залезу на стену. А теперь, где бы я ни находилась и что бы ни происходило, хочется побыстрее уехать домой, на диван. Лет десять назад я таких людей презирала. А теперь они — это я.
До кучи «тикают часики», и я думаю, что не успею родить. При этом я не то чтобы сильно хочу ребёнка — просто понимаю, что если буду и дальше тянуть, родить может и не получиться. Кажется, что все смотрят на меня и думают: «Бедняжка, она такая одинокая, никто её не любит». А я не понимаю, почему мне так хорошо, что никто меня не любит. Хотя, возможно, я лукавлю, что хорошо. Но меня точно не напрягает отсутствие отношений. Надоели ожидания других, все эти: «Ну когда же наконец у тебя кто-то появится?» Пока мне даже странно представить, что кто-то чужой заселится в мою квартиру, будет в ней расхаживать в трусах, разляжется на диване, занавески ему мои не понравятся — да ну!
ФОТОГРАФИИ: seanlockephotography — stock.adobe.com (1, 2)